Теория на практике

Научные разработки помогают сэкономить финансы


Научные разработки помогают сэкономить финансы, повысить безопасность и производительность труда, а также защитить от техногенных катастроф

Межотраслевой научный центр ВНИМИ — это научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела. Институт организован в 1934 году и является ведущим центром в России по решению научных проблем в области горной геологии, гидрогеологии, геофизики, геодинамики, геомеханики и маркшейдерии. Деятельность института направлена на решение научно-технических проблем освоения месторождений угля, нефти, газа и других полезных ископаемых, а также проблем землепользования, градостроительства и экологии.
Институт располагается в Санкт-Петербурге. В состав института входят Уральский филиал (г. Екатеринбург) и Сибирский филиал (г. Прокопьевск). Наш Сибирский филиал в прошлом году отметил юбилей — восьмидесятилетие.
О том, чем сегодня живет филиал уникального института, мы поговорили с его руководителем.
— Наработана вся нормативная база по управлению массивом горных работ при разработке месторождений полезных ископаемых как подземным способом добычи, так и открытым, — рассказывает Виктор Магдыч, директор СФ ОАО ВНИМИ, кандидат технических наук, доцент. — Все угольщики сегодня используют наши разработки. Сейчас добыча ведется на более глубоких горизонтах, где горно-геологические условия уже иные, меняются свойства горных пород. Вот это и является предметом наших исследований. И вся нормативная база требует корректировки с учетом новых условий. Для подобных исследований у нас все есть. В нашем филиале действуют четыре лаборатории: горной геомеханики, сдвижения горных работ, устойчивости бортов разрезов, испытаний физико-механических свойств и моделирования. А также отдел экспертизы промышленной безопасности. Сейчас занимаемся еще одним новым направлением: изучаем, исследуем аномальные трещины и провалы на подрабатываемых территориях.
— Как еще на практике используются ваши знания, наработки?
— К нам обращаются за экспертизой — можно ли что-то строить на определенном горном отводе. Ранее информацию о состоянии массива горных пород получали в основном расчетным методом и методом бурения скважин. Но это не давало точной и полной картины. У нас сейчас есть геофизические приборы, благодаря использованию которых мы можем узнать, где какие пустоты есть, в каком состоянии находится горный массив.
Для строящихся горнодобывающих предприятий мы заранее рассчитываем, как массивы пород будут себя вести при разработке месторождения. То есть еще на стадии проектировки наши партнеры могут узнать, с какими трудностями им придется столкнуться в будущем. А стоит ли строить шахту, разрез именно так, как задумали? Будет ли это выгодно экономически? Не слишком ли много проблем возникнет при добыче? Увидев результаты наших исследований и моделирования, можно скорректировать проект, заранее минимизировать негативные последствия, финансовые потери. А может даже и отказаться от строительства неэффективного или опасного предприятия. Так же мы с точки зрения геомеханики предлагаем оптимальный выбор технологии для разработки конкретного угольного месторождения, чтобы были минимальные издержки и максимально безопасные условия труда. В условиях рыночной экономики — это большое преимущество. То есть мы стоим у истоков эффективности любого добывающего предприятия еще до стадии проектирования. С самого начала мы закладываем технико-экономические показатели и безопасность труда на будущем предприятии. Наши клиенты — все предприятия угольной и горнорудной промышленности от Урала до Дальнего Востока.
Кроме того, мы даем экспертное заключение по поводу произошедших происшествий на шахтах. Работа у наших сотрудников очень ответственная. По поводу закрывающихся шахт мы также даем заключение — какие мероприятия необходимо выполнить, чтобы не было нанесено вреда экологии, чтобы не затопило территории, не возникло разных ЧП. По Прокопьевско-Киселевскому угольному району в этом направлении была выполнена очень большая работа. Мы разработали научно обоснованные предложения по стабилизации гидрологической ситуации при закрытии шахт.
— И что говорят расчеты?
— Планируется управляемое затопление угольных предприятий, которое обеспечит закрытие шахт без ущерба для городской территории. Ущерба быть не должно. Это на особом контроле у главы города Валерия Гаранина. Вы помните, в прошлом году создалась опасная ситуация из-за шахты «Коксовая», когда пошел неуправляемый процесс затопления шахты. Ситуация складывалась опасная как для города, так и для инженерных коммуникаций, в том числе и федерального значения. В администрации города по этому поводу каждую неделю проводились совещания: мы докладывали о ситуации на шахте и о мерах, которые необходимо применить. То есть знания, опыт ученых нашего филиала пригодились для выхода из этой непростой ситуации.
— Насколько я слышал, отчасти и благодаря вам переселение людей из жилья с подработанных территорий происходит оперативнее?
— В Российской Федерации действует программа по улучшению жилищных условий граждан, в том числе и программа ГУРШа по переселению людей из жилья, на которое повлияла работа горнодобывающего предприятия. Но нужно выяснить, действительно ли дом разваливается из-за работы шахты, к примеру, а не от того, что нет хозяйской руки или были ошибки при строительстве. Выяснением этих вопросов занимаются наши специалисты. За последние два года в рамках государственной программы мы обследовали более двенадцати тысяч жилых домов в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, Новокузнецк, Осинники. Это позволило более оперативно принять решение о переселении людей, а значит и о выделении средств из федерального бюджета на эти цели.
— Как обстоят дела с кадрами?
— Проблем с кадрами не испытываем. С закрывшихся шахт много опытных геологов, маркшейдеров перешли работать к нам. Есть у нас и молодежь. Большое внимание уделяем профессиональному росту кадров.
Мы прошли небольшой экскурсией по филиалу института. Очень приятная обстановка. Видно, что не так давно провели евроремонт, вокруг чистота и порядок. Десятки людей заняты любимой работой. Знакомимся с некоторыми, разговариваем, задаем вопросы.
— Наука после девяностых годов стала возрождаться. Причем по всей России, — говорит Алексей Петрович Егоров, заместитель директора по науке, кандидат технических наук. Его общий стаж в науке — 43 года. Начинал работать еще в КузНИУИ. — Да, некоторые лишние организации прекратили свое существование. А востребованные выжили и даже стали усиливаться. Особенно хорошо это видно по Кузбассу. Если сравнивать с советскими временами, то лучше стало в том, что любые приборы, материалы стали доступнее. Были бы средства. Но мы сами зарабатываем и сами выбираем, что нам необходимо, а не ждем, когда же, наконец, нам пришлют что-то «сверху», А ведь и прислать могут то, что и не нужно вовсе. Что касается подготовки кадров, то сказать тут однозначно нельзя. Сегодняшние выпускники вузов имеют свои достоинства. Но вузы настроены на зарабатывание денег, поэтому им не важно — будет ли востребован выпускник. Сегодня столько много людей обучают для фундаментальной науки, сколько и не требуется. Рад, что у нас есть молодые аспиранты, которые растут, развиваются. Смена есть.
Побеседовали с предстваителем этой самой смены.
— Закончил пять лет назад КузГТУ и пришел работать сюда сразу, — рассказывает о себе Алексей Шестков, старший научный сотрудник, аспирант. — Я еще со студенческой скамьи хотел идти не на производство, а именно в науку. Поэтому и практику проходил здесь же. Участвовал в научных конференциях, писал статьи. Здесь можно проявить себя в творчестве, в науке. Пишу расчетные программы по горному делу. Имеются патенты, на выставках медали вручали. Так что успешно можно себя проявить в нашем филиале. Все наработки, которые я сделал еще в университете, здесь нашли продолжение. Ближайшие планы? Написать диссертацию. Практическое применение ее будет — безопасная эксплуатация инженерных сооружений с учетом влияния подземных горных работ.
А сотрудники лабораторий искренне гордятся своим местом работы
— Наша лаборатория по оснащению одна из лучших за Уралом, — уверен Виктор Шмаков, инженер лаборатории испытаний физико-механических свойств и моделирования. — Не так давно здесь сделали ремонт, закупили оборудование. А раньше тут все больше походило на гараж, а не на лабораторию. Но теперь все в порядке. Здесь мы испытываем строительные материалы, металлы на прочность, деформацию. Исследуем грунты и породы. Их образцы берем в поле и уже в лаборатории исследуем. То есть по малым образцам мы можем смоделировать, как себя поведет большая горная масса в тех или иных условиях.
После экскурсии к руководителю остался один вопрос: какие планы на будущее?
— Как вы видели, мы сделали капитальный ремонт всего здания, — отвечает Виктор Магдыч. — Коллектив обеспечен хорошими условиями для работы, оборудованием. Наш филиал преобразован в соответствии с современными требованиями. Созданы новые структуры, лаборатории, наняты дополнительно нужные нам специалисты. Это позволяет выполнять работы на хорошем научном и техническом уровне. Следующий шаг — повышение квалификации кадров. Есть план научно-исследовательских работ, которые становятся основой для написания диссертаций наших сотрудников. То есть теперь мы будем повышать качество нашей работы. Все необходимое для этого у нас есть.

Игорь СЕМЕНОВ


2024-МАЙНИНГ