Планы и реалии
Журналу 10 лет
Журналу 10 лет. Он появился в трудный 2008-й и кропотливо,
6 раз в год, отслеживал жизнь угольного региона
Фактически — это уникальная историческая летопись, правдиво отражающая жизнь отрасли за одну декаду текущего века, заметим, декаду насыщенную, сверхбогатую на события и перемены.
На протяжении всего 2018 года мы планируем публикации, связанные с юбилеем «УК». Сегодня взяли в руки самый первый номер — август 2008-го. И тут же захотелось связать прогнозы 10-летней давности с явлениями жизни 2018-го. Безумно интересно! Впрочем, судить читателю.
ГОД 2008-й
Статья «Базовый элемент энергетики»
«Спрос на электроэнергию в России к 2020 году может увеличиться с 984 миллиарда киловатт-часов в 2006 году до 1 425-2 000 миллиардов (минимальный и максимальный варианты), а спрос на энергетический уголь при увеличении цен на газ до уровня экспортных цен — до 342 миллиона тонн.
При увеличении цен на газ, регулировании железнодорожных тарифов, строительстве дополнительных и расширении действующих портов, полном обогащении энергетических углей (в 2007 году в РФ обогащалось лишь 11,5% угля), создании льготных условий для привлечения инвестиций роль угольной промышленности в развитии энергетики России резко возрастет», — уверяет Галина Трушина, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации горной промышленности ГУ КузГТУ.
ГОД 2018-й
По сообщению диспетчера единой энергосистемы «Системный оператор РФ», энергопотребление в РФ в 2017 году составило 1.059,5 миллиарда киловатт-часов, в том числе спрос в единой энергосистеме увеличился на 1,3% к 2016 году до 1.039,7 миллиарда киловатт-часов.
Выработка электроэнергии в России в 2017 году составила 1.073,6 миллиарда киловатт-часов.
Что касается спроса и предложения на рынке энергетических углей в 2017-2018 годах, Анатолий Яновский, замминистра энергетики РФ, предоставляет следующие цифры:
— По итогам 2017 года добыча энергетических углей превысила 310 миллионов тонн, это на 3% выше, чем в прошлом году. В 2018 году, по базовому сценарию, добыча энергетических углей может достичь 314-317 миллионов.
Я думаю, что основным драйвером роста на рынке энергетических углей продолжает оставаться экспорт. К сожалению, спрос на энергетические угли на внутреннем рынке будет сокращаться. Основная причина — межтопливная конкуренция с газом, цена на который регулируется государством.
Вывод: прогнозы ученого не сбылись, но Галина Трушина ставила конкретные условия реализации «планов» (увеличение цен на газ, регулирование железнодорожных тарифов, строительство дополнительных и расширение действующих портов, полное обогащение энергетических углей), которые также исполнены частично. Плюс к этому — в 2008-м меньше значения придавали влиянию глобализации на экономику отдельной страны.
Кстати, в 2018 году объем обогащенного угля в Кузбассе, по прогнозам, составит свыше 74%.
ГОД 2008-й
Статья «Второй горизонт»
На вопрос: «Что будет происходить в нашем угольном регионе в ближайшие два десятилетия?» отвечает Валерий Федорин, научный руководитель «Стратегии инновационного развития угледобывающих компаний Кузбасса до 2025 года», заведующий лабораторией геотехнологии освоения угольных месторождений Института угля и углехимии СО РАН, доктор технических наук:
— По прогнозу ученых Института угля и углехимии СО РАН, к 2010 году в Кузбассе будет добываться 190 миллионов тонн угля с постепенным ростом добычи к 2025 году до 270 миллионов тонн и 275-300 миллионов тонн — к 2030 году. Согласно другим прогнозам, рост будет еще больше — до 210 миллионов тонн к 2010 году.
…Мы должны, наконец, научиться извлекать и утилизировать метан из угольных пластов и, выполняя условия Киотского протокола, зарабатывать на этом.
ГОД 2018-й
Сегодня мы знаем, что в 2010 году добыча угля составила 184 миллиона тонн; «исторический максимум» на то время — 190 миллионов тонн — был достигнут в 2011-м. Ученый почти не ошибся. Кстати в прошлом, 2017 году было добыто 240 миллионов тонн угля.
А уже в 2012 году угольное предприятие «СУЭК-Кузбасс» действительно получило 431 600 евро в рамках Киотского протокола за сокращение выбросов парниковых газов, в частности за утилизацию метана. На шахте имени Кирова построена стационарная вакуум-насосная станция, смонтирована факельная установка для сжигания метана, в котельной установлено оборудование, позволяющее производить совместное сжигание угля и газа.
В 2016 году на котельных шахты имени Кирова и шахты «Комсомолец» АО «СУЭК-Кузбасс» при совместном сжигании угля и газа утилизировано 7,8 миллиона кубических метров метана. В ближайшие 10 лет планируется утилизировать 81 миллион кубических метров метана.
Вывод: Стратегия инновационного развития угледобывающих компаний Кузбасса до 2025 года была разработана грамотно, на нее можно опираться и в дальнейшем.
ГОД 2008-й
Статья «Экспертиза будущего»
Вадим Потапов, директор Института угля и углехимии СО РАН, доктор технических наук:
— Говоря о современном этапе горной науки, отмечу, что у нас наступает кризис, когда нет уже принципиально новых технологий разработки и добычи полезных ископаемых. Мы вышли на некий предел, когда технические решения исчерпали свои возможности. Конечно, можно тупо продолжать наращивать объемы добычи обычными методами, но это тупиковый путь. Уже сегодня мы не можем вывезти все то, что добывается в Кузбассе. Миллионы тонн угля лежат на складах.
Поэтому сегодня есть две актуальные темы.
Первая. Разработка прорывных технологий, основанных на принципиально новых подходах. Скажем, уголь не добывать, а получать из него продукты прямо под землей. Например, технология подземной газификации, которую можно совершенствовать и модернизировать до фантастических возможностей.
Вторая. Мы добыли очень много горной массы, вытащили ее на поверхность — «сняли сливки» и продали. А горы отходов остались. Но дело в том, что именно они могут оказаться более ценными, чем тот проданный уголь. Мы уже не раз утверждали, что уголь как топливо может составлять всего 10-15% от стоимости всех продуктов, которые можно из него получить.
Вот здесь и надо применять технологии, которые могут принципиально изменить наше отношение к полезным ископаемым, к углю.
То есть перед нами стоят задачи создания прорывных технологий добычи, но не менее важно научиться перерабатывать уголь на месте, используя различные инновационные решения. То есть превращать все, что мы добываем прямо на месте, в товар, в иной продукт. Большая углехимия придет только тогда, когда мы научимся как фирма SASOL (ЮАР) из угля добывать все сопутствующие продукты.
ГОД 2018-й
Проект утилизации метана из горных выработок реализуется на шахте имени Кирова. За счет дегазации пластов повышается безопасность добычи угля, сейчас из метана производится электро- и теплоэнергия для собственных нужд предприятия.
По словам Евгения Ютяева, генерального директора компании, «СУЭК-Кузбасс» намерена продолжать проект утилизации метана и в настоящее время ведет предпроектную проработку возможности использования сжиженного метана в качестве топлива. Это достаточно уникальная работа, в мире вообще нет примеров, чтобы на действующих угледобывающих предприятиях происходил процесс утилизации метана (с последующим производством топлива).
В 2016-2017 годах в условиях подземной добычи был реализован уникальный проект — гидроразрыв пласта: жидкость под давлением закачивается в пласт, что ведет к появлению сети микротрещин, соответственно, увеличивая возможность больше откачивать метан. Объем извлекаемого метана вырос в 7 раз — до 1-1,5 куб. метра с тонны угля. В 2018 году планируется реализовать эту технологию с поверхности.
* * *
В прошлом же году пилотный проект по восстановлению нарушенных земель материалами Кузнецкой ТЭЦ был запущен в Новокузнецке. Были проведены необходимые исследования и анализы, а также добровольная сертификация продукции с получением необходимого сертификата соответствия. По заключению членов экспертной комиссии, золошлаковая смесь Кузнецкой ТЭЦ «по структуре и содержанию соответствует требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации и может быть рекомендована к использованию». Управление Росприроднадзора по Кемеровской области утвердило и выдало положительное заключение государственной экологической экспертизы на технологию получения на Кузнецкой ТЭЦ золошлакового материала для рекультивации земель.
Абсолютно новый для Кузбасса проект рекультивации нарушенных земель реализует СГК.
Вывод: ученый не столько прогнозировал, сколько ставил задачи развития отрасли. Актуальные 10 лет назад, они не менее актуальны сегодня, хоть и получили видимую реализацию.