Новости


Хакасия в угле не как в золоте
16.03.2018


Взлетевшие цены на уголь увеличили аппетиты бизнеса и укрепили экономику Кузбасса, обострив при этом социальную напряженность. Хакасия еще не осознала остроту вопроса, но бизнес уже вовсю вгрызся в недра Хакасии.

По информации  ksonline.ru, в  январе 2018 года на мировых рынках тонна энергетического угля стоила более $100. За коксующийся уголь месяцем ранее и вовсе давали $260. Напомним, что еще два года назад цены были почти вдвое ниже. Несмотря на незначительное колебание, цены останутся на высоком уровне, полагают эксперты. В текущих условиях компании стараются извлечь максимальную выгоду — увеличивают долю экспорта и инвестируют в развитие производства,

Главная для экономики Кузбасса отрасль на подъеме: уголь сегодня продается по «приятным ценам». Представители отрасли и эксперты полагают, что в текущем году конъюнктура рынка будет способствовать росту доходности. В I квартале практически все игроки анонсировали рост объемов добычи и увеличение инвестиций в производство. Эксперты поясняют: на этой высокой цене бизнес пытается как можно больше заработать и вложить, создав задел на будущее. По данным администрации Кемеровской области, в 2018 году ожидаемый объем добычи составит не менее 243 млн тонн, при 241,5 млн тонн в 2017-м. В действительности, по мнению аналитиков, прогноз будет значительно превышен.

Напомним, что на угольный кластер правительство Хакасии республики делает особую ставку. Летом пройдут аукционы еще на три участка Бейского угольного месторождения. Но при наращивании добычи угля в регионе нет достаточного количества транспортных путей - и автодорог, и ж.д с выходом на Транссибирскую магистраль. В июле 2016 года в Бейском районе была запущена первая очередь транспортного узла, который позволит активно развивать минерально-сырьевую базу региона. Открытие железнодорожной ветки обеспечит развитие инфраструктуры железнодорожной станции Углесборочная. Напрямую заинтересована в развитии инфраструктуры компания EN + Group, которая построила транспортный узел и имеет лицензии на добычу полезных ископаемых на Бейском месторождении.

Следующим этапом развития предполагается построить более 10 км железнодорожных путей до станций Углесборочная, Бейские Копи а также промышленной станции Камышта-2, что позволит к 2020 году перевозить до 20 млн тонн угля - по сравнению с Кузбассом - немного..

В Кузбассе уголь держит региональный бюджет в профиците, Хакасии от него, похоже, одни издержки. Причем не только экономические. Добыча полезных ископаемых не стала драйвером наполнения хакасского бюджета.

По информации 19rus.info, около 7% — столько налоговых поступлений имеет консолидированный бюджет Хакасии от угледобывающих предприятий. Цифру в минувшем году озвучила министр экономического развития Татьяна Пауль.

Хакасия, с недавних пор слывет среди законопослушных налогоплательщиков раем для тех, кто норовит упрятать свои доходы в оффшорах. Об этом говорил спикер респарламента Владимир Штыгашев в Федеральном Собрании России в конце минувшего года.

    «В Хакасии сегодня добывается 23 млн тонн угля, качественного угля. Уголь идет только за рубеж. В Хакасии налоги на прибыль не платятся, налог на добычу полезных ископаемых благодаря заботам правительства из двух палат Федерального Собрания не платится. И все отгружается за рубеж. Ну, ладно Хакасию ограбили или еще 17 субъектов федерации, в самое главное – ведь ограбили и Россию.

    В Россию ни копейки этих денег не поступает, все идет в оффшоры сразу. Вообще где, все должны вообще здесь смотреть. Это не просто 3 доллара или еще там 3 рубля, Россию грабят, и никому дела нет. Везде есть аналитические центры, службы все, никому до этого дела нет».

Богатые планы

В сбытовой стратегии участники угольного рынка, в том числе Хакасии, по-прежнему делают упор на экспортные поставки. Об этом сообщил ТАСС член комитета по энергетике Госдумы Виктор Зубарев.

    "В 2016 году, по официальным данным таможенных органов, экспорт [угля из СФО] составлял порядка 150 млн тонн. Львиная доля вывоза традиционно приходится на ведущий угледобывающий регион России - Кузбасс, 130-140 млн тонн. Также экспорт осуществляется предприятиями Хакасии и Бурятии, Иркутской области, Красноярского края. К примеру, Красноярский край в прошлом году направил на экспорт 1,6 млн тонн бурого угля, увеличив объемы почти на треть к 2016 году", - сказал Зубарев.

По словам депутата, уголь из СФО находит сбыт, как в странах ЕС, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Рост экспорта вызван конкурентоспособностью топлива по цене и качеству, а также масштабными инвестициями в отечественный транспортно-логистический комплекс, осуществленными за последнее 5-10 лет, пояснил депутат.

В числе стран-импортеров в Кузбассе называют Великобританию, Германию, Италию, Турцию, Финляндию, Польшу, Китай, Японию и Корею.

Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) уточняют, что рост экспорта российского угля наблюдается не только в направлении стран АТР (Китай, Тайвань и др.), но и в Европу.

    «Значительно увеличились поставки в Турцию, Латвию, Германию, Испанию и даже Польшу, — перечисляет заместитель руководителя департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. — Основными регионами, формирующими в настоящий момент дополнительный спрос на уголь, являются Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии, то есть густонаселенные развивающиеся страны. В краткосрочной перспективе изменения тенденций не ожидается».

По данным ИПЕМ, цены на энергетический уголь на мировом рынке (FOB Австралия) за второе полугодие 2017 года выросли в среднем на 20% к уровню второй половины 2016 года, и в декабре превысили отметку $100/т.

Прогноз «стабильный»

В администрации Кемеровской области уверены, что цены останутся на достаточно высоком уровне, и прогноз в краткосрочной перспективе для бизнеса благоприятный. В департаменте угольной промышленности со ссылкой на мнение экспертов Мирового Энергетического Агентства «КС» заявили, что мировой спрос на уголь в перспективе до 2022 года благодаря Азии возобновит рост.

Согласно представленному в декабре прогнозу экспертов агентства на среднесрочную перспективу, мировое потребление угля в 2018–2022 годах будет медленно возрастать до 5,534 млрд т. (+3,3% к 2016 году, но –0,9% к 2014 году). Спрос на уголь будет расти в Индии, АСЕАН и других развивающихся странах Азии.

    «Например, в Индии рост промышленного производства приведет к увеличению поставок до 2022 года на 4–4,5%, — говорит начальник департамента угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев. — По некоторым оценкам, возможен рост и на рынке США, но спрос в этой стране будет покрыт за счет внутреннего производства. Европейские страны и КНР будут сокращать импорт, что окажет значительное влияние на рынок».

Токарев обращает внимание и на тот факт, что в целом рынок меняется незначительно, происходит это в основном под влиянием сезонных факторов. Однако цены реагируют и на незапланированные события. «Декабрьская забастовка в австралийском порту Kembla привела к кратковременному взлету спотовых цен с $200/т до $250/т высококачественного коксующегося угля», — приводит пример Олег Токарев.

Инвестиции на вырост

В середине февраля заместитель губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу и экологии Евгений Хлебунов сообщил на одном из совещаний, что в прошлом году в развитие угольной отрасли Кузбасса инвестировано 63 млрд рублей (на 4,6 млрд рублей больше, чем в 2016-м). В 2018 году инвестиции составят не менее 65 млрд рублей.

Экономика Кемеровской области,  отозвалась на успехи угольщиков улучшением статистики. Субъекты федерации накрыл финансовый дождь, в Хакасии слегка моросит. По динамике инвестиций Хакасия заняла последнее место в рейтинге регионов Сибирского федерального округа по итогам 2017 года.

По данным Кемеровостата, инвестиции в основной капитал в Кемеровской области в прошлом году увеличились на 16,3% — до 208,1 млрд рублей против 165,7 млрд рублей в 2016 году (сравнение проведено в сопоставимых ценах). Из них 139,7 млрд рублей — вложения крупных предприятий. Отметим, что в последнее время инвестиции в основной капитал в регионе снижались: в 2015 году на 35%, до 170 млрд рублей, в 2016-м — на 8,5%, до 165,7 млрд рублей. Максимальный уровень инвестиций — 267,8 млрд рублей — был отмечен в 2012 году (цены на уголь тогда также находились на высоком уровне).

Новые производства

По данным департамента угольной промышленности Кемеровской области, в настоящее время в Кузбассе ведут добычу 42 шахты и 51 разрез. В Хакасии - 8 разрезов и одна шахта.  В Институте проблем естественных монополий полагают, что в долгосрочной перспективе нет значимых факторов, которые могут привести к продолжению роста цен на энергетический уголь. «Китай в своей энергетической политике стремится увеличить долю газа, Индия заморозила строительство практически всех угольных электростанций, — приводит доводы Евгений Рудаков. — Основным фактором, который может повлиять на угольные котировки в краткосрочной перспективе, является погодный. Так, в 2017 году значительное влияние на рынок оказал продолжительный ураган в Австралии, в 2016-м — в Колумбии», — высказывает мнение эксперт. Он также обращает внимание на тот факт, что инвестиции в обогатительные фабрики для российских компаний являются неизбежными, так как внутренний рынок, по всем прогнозам, расти не будет. Необходимость обогащения при поставках на экспорт диктуется и экономическими (выгоднее перевозить и продавать продукт с высокой добавленной стоимостью), и технологическими причинами (экспортный рынок ориентирован на уголь со стандартизированными характеристиками).

Из года в год

Проблемы, волнующие угольные компании, статичны, как и отрасль в целом.Эксперты одной из крупных компаний сообщили, что представители бизнеса обеспокоены гипотетическими перспективами сокращения мирового потребления угля и возможностью декарбонизации. Это способно нанести удар по ежегодно растущему объему экспорта.

    «В странах АТР продолжаются рост населения и развитие промышленности, а значит, необходим дешевый и доступный энергоресурс, которым является уголь», — надеются на страны Азии в пресс-службе компании. Также сдерживающими факторами остаются отсутствие роста потребления угля на внутреннем рынке и вытеснение угля дешевым и доступным газом.

Одной из «вечных» проблем отрасли являются значительные логистические издержки, ведущие к удорожанию угольной продукции.

«Решить эту проблему на глобальном уровне помогло бы установление льготных долгосрочных железнодорожных тарифов на перевозку угля, — считают эксперты — А пока приходится постоянно заниматься оптимизацией транспортной составляющей в цене продукции. Для этого, например, увеличивают статическую нагрузку вагонов, объемы маршрутизации и групповые экспортные отправки». Кроме того, представители компаний говорят о том, что негативное влияние на доходность продаж может оказать укрепление рубля.

Вместе с тем в Кузбассе за прошедший год значительно возросло социальное напряжение — по региону прокатилась волна митингов, на которых жители выступали за сокращение количества угольных разрезов и ужесточение санитарных норм. После критики их действий представители муниципальных и областных властей все же согласилась с доводами кузбассовцев, пообещав сократить выдачу лицензий.

В Хакасии выдача лицензий, похоже, будет лишь увеличиваться.

http://www.19rus.info/index.php/ekonomika-i-finansy/item/81361-khakasiya-v-ugle-ne-kak-v-zolote?tmpl=component&print=1


2024-МАЙНИНГ