От развития к успеху
Обновление парка карьерных самосвалов БЕЛАЗ — один из приоритетов инвестиционной программы Кузбасской топливной компании
Мощные «плечи»
Первая машина на крупном предприятии, первая вывезенная тонна угля. История КТК начиналась в 2000 году и была связана с самосвалами-сорокотонниками. Точнее, с четырьмя самосвалами БелАЗ серии 7540.
— Машина и по нынешним меркам — немаленькая и мощная. Нравилась за повышенную комфортабельность и мягкость хода. Да и управлять было просто, — вспоминает один из ветеранов КТК Виктор Сидоров, ныне сменивший водительское сиденье на должность начальника авторемонтных мастерских.
Сначала в месяц на разрезе «Караканский-Южный» добывали немногим более 300 тонн угля. А сегодня КТК стала одним из лидеров по добыче и экспорту энергетического угля в России. Иностранным потребителям в прошлом году, к примеру, было отгружено 8,72 миллиона тонн. В 2018 году КТК планирует увеличить добычу угля на 21% к показателю предыдущего года — до 15,9 миллиона тонн.
Наращивать мощности и заметно повышать эффективность производства компании позволяет регулярно проводимое обновление парка горнотранспортной техники, в том числе — на белорусские машины новых модификаций. Они используются на всех участках, а их общее количество сегодня составляет более ста единиц.
Среди приобретенных разработок последних лет — карьерные самосвалы грузоподъемностью 90, 130 и 220 тонн. Из «свежих» поступлений нынешнего года — несколько 60-тонников в углевозном варианте.
Отметим, что ПАО «КТК» и ОАО «БЕЛАЗ» связывают тесные партнерские отношения с начала 2000-х годов. Свой выбор в КТК объясняют тем, что белорусские самосвалы оптимально сочетаются по грузоподъемности с имеющимся парком экскаваторов, неплохо адаптировались к капризным сибирским условиям. Минимум простоя в ремонтных боксах — постоянная работа в карьере. И КТК всегда на высоком уровне.
Немаловажно и то, что «белорусы» — не только качественная, долговечная и доступная в управлении техника, но еще и сравнительно недорогая, если брать ближайших конкурентов.
Также производители стараются учитывать пожелания заказчиков. Например, поступившие в КТК в 2016-2017 годах самосвалы имели усиленные конструкции рамы, передних и задних кронштейнов подвески.
— Я на БелАЗах работаю уже более 17 лет. Второй год вожу 75306-й,— рассказывает водитель Николай Петунькин. — Поначалу немного волновался, конечно, машина-то огромная! Но быстро привык. А работать на двухсоттоннике, на мой взгляд, даже полегче: везде электроника, остается лишь управлять да соблюдать технику безопасности. Не приходится отвлекаться по мелочам, так как бортовой компьютер показывает множество параметров: от давления в подвеске до массы груза и количества рейсов за смену.
Регулярно для поддержания технологического автопарка в эффективном рабочем состоянии самосвалы БелАЗ направляются для обследования в специализированный «профилакторий» ТО большегрузных самосвалов, построенный на разрезе «Виноградовский».
— Введение его в работу позволило качественно и в максимально короткие сроки осуществлять все виды ремонта большегрузных машин, что привело к сокращению простоев, — рассказывает Виктор Сидоров, начальник авторемонтных мастерских. — Комфортные условия позволяют трудиться круглосуточно. Можем, например, проводить разборку и сборку узлов и деталей, замену и ремонт шин, наладку топливного оборудования и прочее.
Есть здесь и необходимое оборудование, позволяющее облегчить условия работы. Так, для шиномонтажа и ремонта большегрузов был приобретен погрузчик, оснащенный помимо стандартных вил специально изготовленным захватом с переходной плитой, позволяющей обеспечить надежное крепление оборудования к самосвалу.
Новые БелАЗЫ собирают на монтажной площадке, ставят на учет, затем осуществляется доводка всех механизмов, обкатка — и в путь.
В сборке новых машин, поступающих в компанию (этот процесс обычно занимает семь-десять дней), принимают участие и водители, что позволяет им лучше изучить технические возможности самосвалов БелАЗ и использовать эти знания в дальнейшей работе.
Александр Сандаков, к примеру, в день нашего посещения «профилактория» осваивал особенности 60-тонника. Он оказался из поколения «белазистов» — на карьерных самосвалах работали его отец и брат, сам Александр три года назад начинал на самосвале БелАЗ-7555 грузоподъемностью на пять тонн меньше его новой машины:
— Хотя формально переучиваться не пришлось, так как эти БелАЗЫ — одного класса, все же важно было все попробовать своими руками, оценить узлы и агрегаты. Вижу, что здесь другой задний тормоз, иная система смазки, более мощный двигатель. И комфорта для водителя, к слову, больше — а это немаловажно, когда двенадцатичасовая смена!
В 2015-2017 годах на производственных объектах компании был введен модуль контроля качества технологических дорог. Автоматизированная система диспетчеризации и управления горнотранспортным комплексом, в частности, позволяет контролировать места пробуксовок самосвалов, участки резких торможений, отклонение профиля от начального баланса и т.д. Повышение производительности труда самосвалов за счет улучшения состояния дорожного полотна и сокращения времени рейса — только один из факторов, улучшающих технико-экономические показатели работы автопарка.
— Среди других факторов — правильная эксплуатация и техобслуживание, качественная подготовка автотранспорта, помогающие снижению расходов на топливо и шины, продлению сроков службы основных узлов и агрегатов самосвалов, — отмечает Николай Назаров, начальник горнотранспортного управления.
Плановые мероприятия, связанные с техническим обслуживанием, выполняются в компании неукоснительно. Вполне закономерно, что коэффициент технической готовности парка карьерных самосвалов составляет в среднем 0.81, а новых, со «стажем» работы до трех лет — 0,92. В среднем карьерные самосвалы БелАЗ здесь работают без капитального ремонта до шести лет — для сибирских условий вполне приличный показатель.
В полном ответе
В январе 2018 года по договору «КТК» с компанией «БЕЛАЗ-24» (официальный представитель ОАО «БЕЛАЗ») на участке «Черемшанский» был введен в эксплуатацию комплекс по производству вскрышных работ. В его состав входят восемь единиц карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75302, экскаватор Komatsu РС-5500 и вся необходимая вспомогательная техника. Перед ним стоит серьезная задача — обеспечить своевременное вскрытие угольных пластов для добычи согласно запланированным объемам.
Производственный комплекс оснащен собственными экипажами и несет полную ответственность за организацию и выполнение плана (700 тысяч кубометров вскрышных пород) предприятия-заказчика, которому, таким образом, не приходится переживать за наличие необходимой техники и ее ремонт.
Гарантию бесперебойной работы комплекса и высокую производительность обеспечивают сервисные специалисты «БЕЛАЗ-24», которые круглосуточно следят за техническим состоянием эксплуатируемой техники.
Сотрудничество между ПАО «КТК» и ОАО «БЕЛАЗ» продолжится и в дальнейшем. Например, в 2018-2019 годах планируется обновление парка еще пятнадцатью-двадцатью 130-тонными самосвалами БелАЗ.
Павел АЛЕКСАНДРОВ