Хорошее – не враг лучшему

Ситуация на рынке взрывозащищенных электродвигателей


Для начала — небольшое отступление. Про огромный рынок автомобилей, заполнивших дороги России. Он разнороден. Здесь есть иномарки, добравшиеся в нашу страну из Владивостока в середине 90-х годов, много подержанных иностранных машин 5-10-летней давности, есть свежие новинки западного рынка, но достаточно много советского автопрома.

Соответственно, каждая названная категория авто требует особого подхода в обслуживании и ремонте. «Жигули», позволю предположить, починить относительно легко за счет наличия запчастей, а главное — умельцев, обладающих достаточным опытом и квалификацией. Эти механики не станут копаться в моторе Mercedes X-Class, доверяя замену деталей только производителю.

Теперь представьте, что на российском рынке пропали запчасти к ВАЗ 21-21 (самая продаваемая в СССР модель), и на старую «Ниву» предлагают поставить запчасти от китайского, слегка похожего джипа. Они другие по габаритам, по качеству, износостойкости и прочее, просто — китайские. Кто такому обрадуется? Только не хозяин «Нивы».

В аналогичной ситуации оказались шахты Кузбасса после окончательного закрытия завода «Кузбассэлектромотор». Многие знают, что именно на этом предприятии впервые в нашей стране был создан взрывобезопасный двигатель для угольной промышленности. Новинка не только полюбилась шахтам России, она настолько соответствовала потребностям в прочности, длительности эксплуатации, надежности, подходила, наконец, шахтерскому менталитету, что быстро завоевала рынок.

Доказательства? Хотя бы первое и очень громкое уголовное дело, связанное с горно-шахтным оборудованием. Тогда силовики вышли на частное предприятие, которое осуществляло сборку и продажу фальсифицированных электромагнитных пускателей, незаконно используя товарный знак кемеровского «Кузбассэлектромотора». Оборудование реализовалось на шахтах Кузбасса под видом продукции, произведенной в специализированных условиях, и было продано на шесть угледобывающих предприятий. Эта история стала достоянием общественности в тот момент, когда одна из угольных компаний на юге Кузбасса решила обратиться за консультацией к заводу-изготовителю на предмет сомнительного качества горно-шахтного оборудования. Тогда завод еще работал и смог объяснить плохое качество продукции. Ведь подлинные его изделия были «неубиваемы».

И до сих пор продукция «Кузбасс­электромотора» остается незаменимой.

Вот что говорит Валерий Бабырь, главный энергетик шахты «Полосухинская»:

— У меня высокое мнение о продукции «Кузбассэлектромотора». Слышал о желании ряда предприятий продолжать его деятельность, но дольше слухов дело не идет. Жаль. С моей точки зрения, замены тем агрегатам на российском рынке пока нет. Моторы из Польши и Чехии достойного качества, но цена их в разы больше.

Евгений Колесников, горный инженер-электромеханик с 16-летним опытом работы главным инженером:

— Если бы сегодня появилась продукция «Кузбассэлектромотора» даже «от 2013 года» — года ликвидации предприятия — спрос на нее был бы большой. Мы были лучшие в мире по этой продукции, до сих пор сопоставимого товара категории «цена — качество» на рынке нет.

Оценивая нынешнюю ситуацию на рынке взрывозащищенных электродвигателей при помощи консультантов из числа энергетиков шахт, можно очертить следующие сегменты: 60-65% оборудования было произведено заводом «Кузбассэлектромотор» и предприятиями Украины. Остальные приобретены в России, Китае и совсем немного в Польше.

Китайский рынок вариативен, но поверхностные претензии понятны: китайцы выпускают интересующие нас агрегаты, более пригодные для внутреннего рынка. С сайта одного очень известного электромеханического завода России звучит предупреждение: «Современный рынок наполнен некачественными китайскими двигателями-аналогами или изделиями компаний, которые с успехом подделывают марки известных заводов-производителей. Использование таких устройств чревато плохими последствиями и для производства, и для рабочих. Кроме того, их внедрение на производство не несет никакой экономической выгоды».

Как же восполняется пробел в кузбасских агрегатах?

В дело сегодня идут моторы для приводов исполнительных механизмов в химической, газовой, нефтедобывающей и смежных отраслях промышленности, которые производят российские заводы. Некоторые технические хитрости позволяют использовать их в шахтах, но есть нюансы эксплуатации. Да и срок их работы порой оставляет желать лучшего. Поэтому через некоторое время новенький электродвигатель отправляется в ремонт, где его приводят в порядок на длительный срок.

Опять-таки агрегаты «Кузбассэлектромотора», несмотря на 5-летие со дня его закрытия, продолжают трудиться под землей:

— Примерно половина двигателей, изготовленных на «Кузбассэлектромоторе» — из тех, что находятся сегодня в эксплуатации, — уже подлежала ремонту. Может быть, не раз. Продолжают хорошо работать , — говорят энергетики.

— И сколько же лет могут работать эти агрегаты?

— Спросите в «ШСМ-Сервис», там лучше ответят.

— Разумеется, вся техника с годами теряет качественные характеристики. Однако, понимая, что замены взрывозащищенным электромоторам кемеровского завода сегодня нет, мы чиним то, что восстановлению не подлежит, — объясняет Игорь Суходубов, генеральный директор ООО «ШСМ-Сервис». — Модернизируем производство, разрабатываем уникальные технологии. Суть в том, что на будущий год нашему ремонтному производству исполнится 10 лет, и за это время, без ложной скромности, мы достигли потолка. Наверное, для нас нет ничего невозможного (связанного с ремонтом определенного сегмента агрегатов). В 2010-м мы были первым частным предприятием, кто взялся за ремонт крупногабаритных высоковольтных электродвигателей. Чувствовали, что нам это по силам, уговорили промышленников предоставить нам электродвигатели для пробной, экспериментальной работы (причем бесплатной), получилось. С тех пор и по сей день производим квалифицированный ремонт крупногабаритных высоковольтных электродвигателей всех мощностей. В 2017 году успешно провели новый эксперимент и теперь предлагаем новую услугу предприятиям угольной отрасли по ремонту и модернизации «вытекших» роторов крупногабаритных высоковольтных машин. В настоящее время «ШСМ-Сервис» является единственным предприятием в Кемеровской области, которое производит такой вид работ. Так что мы не стоим на месте, развиваемся, совершенствуемся.

Сдерживающими факторами развития сейчас являются лишь ограниченное пространство цеха и дальность расстояния доставки оборудования. При желании и это преодолимо.

— Игорь Сергеевич, почему вы не хотите заняться производством моторов?

— Это не так просто.

Понять, о чем говорит Суходубов, несложно: подобное предприятия требует инвестиций не менее чем в 300 миллионов, а судьба угольной отрасли сегодня неоднозначна. Да и любой предприниматель-производственник в России идет на огромный риск! Так что тема остается открытой.

С большой натяжкой ее можно продолжить в оптимистичном настроении и предположить, что инновационные угольные подземные предприятия в ближайшем будущем заменят те, что остались от времен СССР. «Шахты будущего» потребуют соответствующего оборудования. К примеру, замечательный электродвигатель на магнитах, который изобрели кемеровские ученые и представили его в новосибирском Академгородке в рамках гранта на 10 миллионов. Ко всему прочему, он способен сам вырабатывать электроэнергию, работая как генератор на солярке. Фантастика! Но применения в промышленности пока не нашел.

Возвращаясь к рынку автомобилей, обзором которого была начата статья, вспомним: когда-то «Мерседесы» на российских дорогах казались фантастикой. Прошло 40 лет, и машина перестала быть новинкой и редкостью. Промышленность в России тяжела на подъем, но уж если рванет вперед, то обгонит любой автопром. Доработают ли наши отремонтированные электродвигатели до этих дней?


СПРАВКА

Игорь Суходубов,
генеральный директор ООО «ШСМ-Сервис».

В прошлом году во время проведения «Рейтинга угольной отрасли-2017», который проводился при поддержке администрации Кемеровской области, компания была признана «Лучшей системой сервисного обслуживания».

— Добиться успеха способен человек, у которого имеется соответствующее образование и накоплен опыт в той деятельности, которой он занимается. Не мешает бизнес-опыт, лично я начинал заниматься предпринимательством на примере родителей, работая вместе с ними. Для завоевания своего рынка клиентов делал ставку на сервис, абсолютное удобство и комфорт для тех, кто к нам обращается. Учились улыбаться, слушать и слышать, предоставлять дополнительные услуги. Сегодня, как мне кажется, уверенно занимаем свою нишу, разработали уникальные технологии, которыми никто больше не обладает.

Характерным для «ШСМ-Сервис» решением было снижение стоимости ремонта в 2015 году:

— Я не считаю нужным экономить на квалифицированном экономисте предприятия. Тщательно просчитав все затраты, решили предоставлять клиентам честный прайс на услуги. Самоцелью не является погоня за прибылью, сегодня, хоть и трудно, но можно работать честно и порядочно, — говорит Игорь Сергеевич.

На вопрос, как удается выстоять в «эпоху перемен», он отвечает так:

— Есть выживаемость, есть желание выжить. Наверное, это главное.


Лариса Филиппова


2024-МАЙНИНГ