Обзор СМИ


Дорога как ключевой инвестор
01.10.2018


Вадим Топоров, заместитель директора практики по работе с транспортными и инфраструктурными предприятиями в России и СНГ KPMG

– Как вы оцените влияние реформы железнодорожной отрасли на развитие экономики страны в целом?

– Железная дорога является без преувеличения ключевой отраслью для российской экономики, и в её эффективном развитии заложен огромный потенциал. Помимо перечисленных ранее отраслей и эффектов в традиционных отраслях, железная дорога может оказать позитивное влияние на развитие «новой экономики». Например, развитие скоростных магистралей позитивно повлияет на качество жизни и мобильность населения, а эти параметры являются крайне важными для развития человеческого капитала, ключевой составляющей современной экономики. Развитие контейнерных перевозок позитивно повлияет на развитие торговли, улучшит связанность экономического пространства и откроет возможности для развития новых услуг и производств. Железная дорога сама по себе является огромным рынком для новых технологий и инноваций. И это далеко не полный перечень.

– Как, с вашей точки зрения, развитие железнодорожной отрасли отражается на смежных отраслях экономики – угольной, металлургической, строительной и других?

– Географические особенности России делают железную дорогу исключительно важной для транспортировки продукции и сырья перечисленных отраслей экономики, а также ряда других важнейших секторов. Кроме того, железнодорожная отрасль выступает крупным потребителем продукции металлургии и машиностроения и услуг строительной отрасли.

Железную дорогу можно назвать ключевым инвестором в развитие угольной промышленности. При текущей географии перевозок, общем объёме инвестиций, которые необходимо осуществить для того, чтобы добыть, переработать, транспортировать и отгрузить в порту дополнительную тонну угля (сверх существующих мощностей), железная дорога должна вложить больше, чем угольная компания и владелец портового терминала, вместе взятые. В то же время железная дорога предоставляет преференции для угольных компаний, уголь перевозится по более низким тарифам по сравнению с другими грузами.

За последние несколько лет ОАО «РЖД» выполнило ряд крупных инвестиционных проектов по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, что позволило существенно нарастить объёмы перевозки угля. В 2017 году объём погрузки угля вырос на 9,2% (рост к 2016-му) и составил 361 млн тонн, в 2018-м рост продолжается и составляет около 5%. При этом рост общих объёмов погрузки находится в пределах 2,9–3,5%. Уголь является самым значительным грузом по объёму погрузки на железнодорожном транспорте, и его доля постоянно растёт.

Металлургическая промышленность, так же как и угольная, существенно зависит от железной дороги. Железной дорогой осуществляются как поставка сырья, так и вывоз готовой продукции. При этом если уголь поставляется в основном в восточном направлении, то для металлургов наиболее важны маршруты в направлении портов Балтийского моря и Азово-Черноморского бассейна. Выполненные ОАО «РЖД» инвестиционные проекты по расширению подходов к этим портам позитивно повлияли в том числе и на объём экспорта продукции металлургической промышленности. Объём перевозок чёрных металлов за 8 месяцев 2018 года вырос более чем на 10% к прошлому году. Кроме того, железная дорога является крупным заказчиком продукции металлургической отрасли, в первую очередь это рельсы и крупное вагонное литьё. Строительная отрасль тесно связана с железной дорогой. Такие важные строительные материалы, как щебень и цемент, являются одними из ключевых железнодорожных грузов. Роль железной дороги всё равно остаётся крайне существенной, и спрос на её услуги со стороны строительной отрасли будет повышаться по мере роста объёмов строительства. В том числе этот рост может быть связан с реализацией масштабной программы по развитию инфраструктуры, обсуждаемой сейчас правительством, а железнодорожная отрасль занимает важное место в данной программе.

– Какие аспекты деятельности ОАО «РЖД» вы бы назвали удачными (в области положительного влияния на развитие смежников), на чём посоветовали бы сконцентрировать дальнейшие усилия?

– Среди удачных аспектов в первую очередь надо назвать крупные инфраструктурные проекты, позволившие увеличить пропускную способность сети на важнейших направлениях, таких как БАМ, подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, что позволило создать условия для увеличения объёма перевозок и, следовательно, выпуска продукции важнейших отраслей экономики, а это, в свою очередь, создаёт мультипликативный эффект, позитивно влияющий на множество других отраслей, не связанных напрямую с железной дорогой.

Кроме того, рост объёма перевозок позволил создать дополнительный платёжеспособный спрос на продукцию машиностроительной отрасли, в частности производство и обслуживание подвижного состава.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1437011