Обзор СМИ


Расходы разложили по вагонам
25.10.2018


Железные дороги хотят от клиентов все больше

Дискуссия вокруг сохранения на семь лет экспортной надбавки к тарифу ОАО РЖД, которая может стоить клиентам монополии 250 млрд руб., выходит на правительственный уровень. Долгосрочную программу ОАО РЖД до 2025 года, на которую и нужны средства, 25 октября будут обсуждать у вице-премьера Максима Акимова, а на следующей неделе — у премьера Дмитрия Медведева. Но это не единственные дополнительные расходы, грозящие грузоотправителям. По данным “Ъ”, обсуждается рост тарифа на порожний пробег всех видов вагонов на 6%, что принесет ОАО РЖД еще 60–70 млрд руб.

Источник “Ъ” в правительстве рассказал, что на 25 октября намечено обсуждение у вице-премьера Максима Акимова долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года. Участники рынка полагают, что будет поднят вопрос сохранения экспортной надбавки к тарифу в 8% для всех грузов, кроме нефтепродуктов и алюминия, до 2025 года. Окончательное решение, говорят два собеседника “Ъ”, может быть принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева, которое стоит в графике на 29 октября. В аппарате вице-премьера ситуацию не комментируют.

ОАО РЖД объявило о наличии в ДПР серьезного дефицита в начале октября (см. “Ъ” от 5 октября). Монополия заявила, что часть дыры хочет закрыть за счет сохранения экспортной надбавки в 8%, которую исходно планировалось отменить с 2019 года. Сначала речь шла о продлении только на 2019 год, потом на 2019–2021 годы, а в финале — до 2025 года (см. “Ъ” от 19 октября). В опубликованном проекте тарифного приказа ФАС надбавку планируется закрепить, обнулив лишь для алюминия и нефтепродуктов и снизив до 5,4% для экспорта автомобилей. По расчетам потребителей, рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, общие потери основных промышленных холдингов от закрепления экспортной надбавки до 2025 года могут составить 253 млрд руб.

Более половины суммы придется на угольную отрасль — 130 млрд руб. Но пострадают и экспортеры черных металлов (37 млрд руб.), производители удобрений (24 млрд руб.), экспортеры леса (19 млрд руб.), химикатов (более 12 млрд руб.) и зерна (10 млрд руб.), производители руд черных и цветных металлов (4 млрд и 1 млрд руб. соответственно), кокса (более 2 млрд руб.), компании цветной металлургии (1 млрд руб.). По крупнейшим холдингам затраты распределятся так: СУЭК — 27 млрд руб., «Кузбассразрезуголь» — 20 млрд руб., СДС — 17 млрд руб., Evraz — 16 млрд руб., «Сибантрацит» и «Уралхим» — по 8 млрд. руб., «Мечел» — 7 млрд руб., КТК и ММК — по 6 млрд руб.

Но этим расходы грузоотправителей не ограничатся. Один из источников “Ъ” говорит, что еще около 67 млрд руб. монополия планирует получить за счет повышения на 6% тарифа на порожний пробег. Ранее как альтернатива предлагалась отмена специальных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов. Ее поддержала ФАС, а совет потребителей ОАО РЖД не пришел к консенсусу. В монополии “Ъ” пояснили, что с ФАС «обсуждалось изменение уровня тарифа на порожний пробег в целях оптимизации последнего и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта». В ФАС от комментариев отказались.

Источник в одном из промышленных холдингов отмечает, что финансовый результат ОАО РЖД улучшается год от года: чистая прибыль в январе—июне выросла на 21%, до 64,8 млрд руб., рентабельность по EBITDA достигла 25%. Рост целевой рентабельности в ДПР (до 32,7%) также свидетельствует об устойчивом финансовом положении компании. Это исключает необходимость продления экспортной надбавки, считает собеседник “Ъ”. Он добавляет, что в ДПР указаны крупные дополнительные резервы — 880 млрд руб., которые ОАО РЖД планирует сэкономить при смягчении требований законодательства о транспортной безопасности, но финансовая модель их не учитывает.

Другой источник “Ъ” подчеркивает, что Совет потребителей уже согласовал сохранение экспортной надбавки, но этим стоит ограничиться: 60–70 млрд руб. в семилетней перспективе на фоне 2 трлн финансовой бреши, о которой говорит ОАО РЖД, и годовой выручке холдинга в 1,8 трлн «выглядит не очень существенно». Собеседник “Ъ” добавляет, что от повышения тарифа проиграют в первую очередь угольщики, а учитывая, что и экспортная надбавка в основном падает на них, обременение отрасли выглядит избыточным. Возмущение экспортеров понятно, отмечает другой источник “Ъ”, однако на плечи ОАО РЖД легли майские указы президента с высокими требованиями к развитию инфраструктуры без источников финансирования проектов.

https://www.kommersant.ru/doc/3779720


2024-МАЙНИНГ