Пятый элемент

От конкурентоспособности и инновационности промышленности напрямую зависит социальная стабильность в регионе


Как известно, при поддержке Минэкономразвития на территории Кемеровской области сформированы четыре кластера: комплексная переработка угля и техногенных отходов (2012 год), агропромышленный (2015 год), туристический (2015 год), биомедицинский (2016 год).

Первый этап пройден

Пятый, машиностроительный, заявляет о своей необходимости на протяжении как минимум 10 лет, но почему-то никак не дотягивает до реализации проекта. А ведь он необходим региону и имеет достаточно оснований для существования.

Очередная попытка оценить ситуацию и наметить пути к ее конструктивному развитию была предпринята во время совещания «Потенциал развития машиностроительных предприятий и перспективы создания кластера производителей горно-шахтного оборудования в Кемеровской области» в областной администрации. Кузбасские производители презентовали свои предприятия и пытались озвучить идеи на будущее. Не всем удалось сделать это эффективно, тем не менее представление о картине дня было сформировано.

Как заявили знающие люди, первый этап (формирования кластера) уже пройден: выявлены взаимные интересы, добывающие компании дали реестр своих потребностей на ближайшие пять лет, машиностроители прислушались и поняли. А некоторые успели освоить уникальные виды продукции.

Есть что показать

Так, на Юргинском машиностроительном заводе изготовили уникальный узкозахватный очистной комбайн К750Ю, который не имеет аналогов в России. В текущем году предприятие планирует выручку в размере 1,88 миллиарда рублей, что заметно больше, чем в прошлом, когда она упала на 34% и составила 1,3 миллиарда рублей. В 2019-м запланировано увеличить выручку уже в 2,1 раза, до 4,03 миллиарда рублей, а в 2025 году — до 6,2 миллиарда. Резкий взлет возможен, по словам гендиректора, на «сделанных наработках», а также на «оборонных компетенциях» и развитии выпуска кранов, сельхозтехники и оборудования.

Тем не менее мощности предприятия не заполнены, потому «Юрмаш» рассмотрен в качестве производственной площадки и партнера нового производства — грохотов для углеобогащения. Из Китая оно перенесено в Кузбасс, теперь планирует развиваться дальше.

Представитель новокузнецкого ООО «Сибэлектро» также рассказал о разработке нового проекта — по производству дизельного шахтного транспорта, годовой рынок которого в Кузбассе составляет 2,4 миллиарда рублей и полностью покрывается импортом. В планах «Сибэлектро» реализовать проект в течение ближайших двух лет.

Владимир Клишин, директор Института угля ФИЦУиУ СО РАН озвучил свое видение перспектив добычи угля в Кузбассе. Владимир Иванович выступает руководителем проекта «Разработка технологии эффективного освоения угольных месторождений механизированными комплексами с роботизированным управляемым выпуском подкровельной толщи». На его реализацию Институт угля (совместно с Ассоциацией машиностроителей Кузбасса) получил финансовую поддержку в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

И это далеко не все возможности наших машиностроителей, которые совместно с учеными пытаются наладить производство и сервисное обслуживание.

Зачем?

Второй этап развития подразумевает более плотное взаимодействие заинтересованных сторон. «Анжеромаш», «Юрмаш», более того, заводы Томской, Новосибирской областей, ученые Кузбасса (Сибирского отделения РАН) к нему готовы. Отсутствует объединяющая сила. Может, с приходом нового губернатора она уже появилась?

В качестве упрека машиностроителям Кузбасса часто говорят про отсутствие постоянного обслуживания: сервисного, аварийного, про «ведение» своей продукции. Сегодня такой услуги нашим машиностроителям не хватает. Кластер способен отслеживать свое изделие от начала до конца, от подготовки нормального техзадания (заказа) до конечного момента эксплуатации, когда деталь будет отработана и списана. В этом случае предприятие-производитель будет знать все о продукции и окажется готовым обеспечивать запасными частями должную эксплуатацию на должном уровне.

Кластер поможет поставить производство на поток. Ведь некоторая продукция местных машиностроителей дороже импортируемых аналогов. Поточность способна сравнять по цене даже эксклюзивные изделия.

Кластер оптимизирует структуры существующих производств. «Юрмаш», например, специализируется на выпуске сложных изделий разовым или небольшим тиражом, простые изделия в огромном числе завод «не штампует». В то же время, как уже было сказано, у предприятия налицо нереализованный потенциал — площадь его производственных цехов составляет 418 тысяч кв. метров, из них 109 тысяч относится к категории «резервная площадь». Предоставляя свободные площади участнику кластера, завод решает проблемы обеих сторон.

Объединение способно породить действительно инновационную программу развития. Читатель согласится — достигнуть уровня ведущих производителей горно-шахтного оборудования нашей стране, Кузбассу достаточно сложно. Но есть альтернативный вариант — разработка установок, ориентированных на совершенно новые технологии добычи, пригодные для отработки месторождений, признаваемых ныне сложными. Такого оборудования и технологий в настоящее время нет. Поэтому наряду с созданием их производства и использованием в Кузбассе они могут стать выгодным предметом экспорта. Реализовать такой проект невозможно без воссоздания отраслевой науки, наличия инжинирингового центра научных технологий, центра опытного производства и испытаний. То есть — опять-таки вместе, «кластерно».

И, наконец, машиностроительная отрасль — серьезный ресурс для инновационного и социально-экономического развития всего региона. Слишком много потерь пережила область в 90-е годы прошлого века и в начале текущего. Пример, который на слуху, о котором немало писал «УК», — ситуация с импортом электродвигателей. В прошлом году участниками внешнеэкономической деятельности Кемеровской области импортировано электродвигателей на сумму $21,3 миллиона, а в период с января по октябрь 2018 года — на сумму $19 миллионов. Частично деньги могли остаться в регионе, не закройся завод «Кузбасс­электромотор» (НПО). Официально предприятие погибло в 2013 году, во время, кстати, построения кузбасского кластера машиностроения…

Многие хотят его возродить. Дмитрий Емелин во время совещания в АКО рассказал, что его компания «создана на базе бывшего «Кузбасс­электромотора». И в последние три года выпуск рудничных электродвигателей здесь растет. «Ни одного стратегического партнера из Кузбасса у нас нет», — сообщил Емелин.

Но почему?

— Потому что все компании частные, — высказал мнение Павел Савкин, общественный представитель Агентства стратегических инициатив, руководитель ряда кемеровских компаний.

Требования к оборудованию угольной отрасли столь высоки, что над вопросом его закупа работают отделы профессиональных специалистов по материально-техническому обеспечению холдинга. Не факт, что они в Кузбассе. Не факт, что в России. Знают ли эти люди про нужды кузбасского машиностроения?

— Надо собраться и договориться, — предложил Павел Александрович.

Такое за последние годы случалось неоднократно. Проблема в том, что встречаются и договариваются машиностроители с учеными. А те, кому, собственно, предназначена новая техника, в зале бывают нечасто. И, как признаются главные инженеры угольных предприятий, план обновления техники строится обычно на несколько лет вперед, он обоснован, аргументирован, он зиждется на опыте и выгоде предприятия.

Нужны ли кузбасским добытчикам кузбасские машины? Безусловно. Старейшему предприятию региона, ООО «Сиб-Дамель», перевалило за 100 лет. В 1998-м над ним нависала угроза банкротства, однако руководству предприятия удалось реструктуризировать долги с кредиторами и добиться подписания мирового соглашения. С 2000-х годов начался рост производства. А в 2003 году предприятие вошло в состав филиала АО «СУЭК» в Ленинске-Кузнецком, с тех пор выпуск новой продукции постоянно увеличивался. Она (в том числе и взрывозащищенные двигатели) разрабатывается и производится точечно под нужды потребителя.

— Я уверен, регион достаточно развит и силен. Надо каждому найти свою нишу и наладить производственный поток, — считает Андрей Панов, заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии.

Лучше не скажешь.

Лариса Филиппова


2024-МАЙНИНГ