Ликвидация

В Прокопьевске идет глобальная работа по устранению участков с признаками эндогенного пожара


Шахту сложно построить, но и закрыть ее нелегко. Если человек десятки лет вынимал из недр земли уголь, то он внес значительные изменения в окружающую среду. Последствия его труда могут нанести вред и самому человеку. Это хорошо видно на примере Прокопьевска.

Где-то приходится годами выкачивать воду из выработок закрытых шахт, чтобы не подтопило близлежащую территорию, городские районы. Есть и противоположный побочный эффект — работа человека спровоцировала эндогенные пожары, которые могут тлеть годами, медленно продвигаясь под землей. Прогнозировать их развитие, направление практически невозможно, а на устранение требуются огромные ресурсы.

На полях закрытой шахты «Центральная» в Прокопьевске есть три участка, как пишется в технической документации, «с признаками эндогенного пожара». Продукты подземного горения выходили наружу, отравляя воздух. А рядом поселок Каменка, район Черная Гора с жилыми и промышленными объектами. Что, если подземный огненный джин незаметно подберется к ним?

Прокопьевские власти совместно с областной администрацией поднимали эту проблему на самом высоком уровне, предупреждая о возможной опасности. И были услышаны. В Министерстве энергетики Российской Федерации хорошо поняли серьезность ситуации. Для решения данной проблемы было подготовлено техническое задание и разработана проектно-сметная документация. На основании постановления правительства РФ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» был заключен контракт на выполнение работ по реализации проектной и рабочей документации по объекту «Завершение ликвидации последствий от ведения горных работ шахты «Центральная» ООО НПО «Прокопьевскуголь».

Согласно контракту, на ликвидацию последствий потребовалось более 180 миллионов рублей средств федерального бюджета. Все расходы взяло на себя Минэнерго. Работы начались в августе текущего года и будут завершены не менее чем через год, согласно плану мероприятий.

Сейчас работы ведутся на двух участках, наиболее приближенных к жилым районам. Когда сняли грунт, то обнаружилось, что здесь происходило даже не нагревание, а горение угля! Температура достигала пятисот градусов.

Пожар тушили, охлаждали породу, а затем вынимали экскаватором. Далее делали отрезные траншеи, которые ограничили площадь участков потушенных эндогенных пожаров. Все заливали глинистым раствором, потому как глина запечатывает микроскопические трещины и поры, то есть перекрывает доступ кислорода. А без него горение и окисление невозможно. Глина — это отличный инертный материал. Также делалась проливка известковым раствором, который помогает тушению пожара.

Когда самые сложные этапы оказались позади, десять КамАЗов начали завоз глины, чтобы сверху засыпать ранее опасные участки. Что характерно, глину возили только технологическими дорогами, не нанося вред магистралям общего пользования.

Таким образом, на сегодня можно сказать, что главные источники опасности уже ликвидированы. Город может спать спокойно. Хотя предстоит еще примерно год работы, когда будет завершен последний этап — посев травы. Тогда уже ничто не должно напоминать о том, что когда-то здесь дымилась земля.

Игорь СЕМЕНОВ


На планете насчитывается несколько сотен подземных пожаров, которые не удается потушить. Особенно много их в Китае и Индии, где слабый контроль за горными выработками. В шурфы шахт, отработавших свое, сбрасывается бытовой мусор. При заполнении шурфа мусор поджигают. Но при этом не берется во внимание то, что огонь по трещинам может распространиться до пластов угля, оставшихся в стороне от выработок.


2024-МАЙНИНГ