РУК приглашает в забой

Почувствовать пульс предприятия


…Когда журналистов области пригласили на пресс-тур по «Распадской» в рамках 45-летия шахты, я не мог упустить такой счастливой возможности. Десять лет не бывал под землей, и вот выпал шанс. И какой! Побывать на самой знаменитой шахте страны.

Месторождение рекордов с 1973 года

«Распадская» расположена в 11 км от Междуреченска. Ведет свою историю с начала 70-х годов XX века, когда на ударную комсомольскую стройку приехала молодежь со всего СССР.

Согласно проекту, «Распадская» должна была стать и стала самой крупной и передовой шахтой страны — настоящим месторождением рекордов. 28 декабря 1973 года сдана в эксплуатацию первая из трех очередей предприятия, этот день и стал официальной датой его рождения. Завершилось строительство через пять лет, 27 декабря 1977 года, с введением в эксплуатацию третьей очереди.

В течение следующих десяти лет горнякам удалось вывести загруженность на полную проектную мощность — в 7,5 миллиона тонн угля. Вся страна узнала имена прославленных бригадиров-рекордсменов, Героев Социалистического Труда Владимира Гвоздева, Владимира Девятко, Петра Фролова и других.

Сегодня ПАО «Распадская» входит в состав Распадской угольной компании ЕВРАЗа — российского лидера по добыче коксующегося угля. В составе компании — 7 шахт, 1 разрез, 3 обогатительные фабрики и 10 специализированных вспомогательных предприятий, расположенных по всей Кемеровской области. Распадская угольная компания — крупный экспортер всех основных марок коксующихся углей: Ж, ГЖ, КС, К, ОС. Уголь поставляется большинству ведущих металлургических и коксохимических предприятий России, Украины и Юго-Восточной Азии. Основные потребители — металлургические предприятия ЕВРАЗа. Ежегодная добыча компании — более 22 миллионов тонн угля.

Запасы на 100 лет вперед

Ранним утром подъезжаем к «Распадской». Перед нами административно-бытовой комбинат шахты. Я здесь впервые. Любопытно. Предприятие мирового уровня, как самое передовое, испытывало на себе все новые технологии.

Нас встречает Александр Филатов, заместитель директора по производству. От него мы узнаем, что шахта добывает высококачественный уголь коксующейся марки ГЖ, востребованный на отечественных и зарубежных рынках. Балансовые запасы составляют 1 миллиард 114 миллионов тонн угля. По предварительным расчетам экспертов, это позволит успешно работать в течение не менее чем 100 лет. За свои 45 шахта выдала на-гора свыше 260 миллионов тонн угля. Если погрузить это черное золото в один железнодорожный состав, его длина была бы в пять раз больше расстояния от Лиссабона до Владивостока.

Глубина шахты составляет около 500 м, протяженность выработок — более 230 км.

На данный момент здесь отрабатываются три лавы на пластах 10, 7-7а, 6-6а, извлечение угля ведется методом механизированной комбайновой добычи. Объемы производства ежегодно увеличиваются за счет ввода в эксплуатацию новых выемочных участков. В 2016 году добыча угля составила 5,7 миллиона тонн, в 2017‑м — 6,7 миллиона тонн, в плане 2018-го — 7 миллионов.

— Сейчас вас познакомят с нашим диспетчерским пунктом, проведут инструктаж по технике безопасности, и вы увидите работу шахтеров, — напутствует нас Александр Филатов.

На земле. Здесь сверху видно все

Журналистов знакомят с диспетчерским пунктом. Это место, откуда осуществляется контроль над всеми аспектами жизнедеятельности предприятия.

— Здесь расположены рабочие места начальника смены, оператора системы аэрогазового контроля, оператора конвейеров и энергодиспетчера, — рассказывает Виталий Агалаков, старший механик службы автоматических систем управления технологическими процессами. Специалисты внимательно следят за всем, что происходит под землей: состоянием рудничной атмосферы, конвейерным транспортом, вентиляторами главного проветривания, электроснабжением, местоположением сотрудников и так далее.

В диспетчерской установлено самое современное оборудование. Например, работает система контроля местоположения персонала Flexcom с функцией общешахтного аварийного оповещения. Данной системой охвачена вся сеть горных выработок. То есть мы в диспетчерской видим, сколько человек находятся в подземных выработках и на поверхности.

В планах следующего года — улучшить систему позиционирования. Чтобы местоположение горняка в выработках определялось до нескольких метров. Элементы системы Flexcom вмонтированы в каждый светильник.

Внедрен искробезопасный комплекс шахтной телефонной связи, который обеспечивает поддержание прямой, постоянно действующей, двусторонней громкоговорящей связи диспетчера с шахтой, подачу звуковых сигналов. На мониторы выведена информация с камер подземного видеонаблюдения за объектами и визуализации основных производственных процессов.

— Данные, поступающие в диспетчерскую, потом могут быть проанализированы? — задаю вопрос.

— Данные записываются и архивируются, чтобы при необходимости в любой момент провести «разбор полетов» нештатной ситуации, — отвечает Виталий Агалаков. — Но еще не было ситуации, чтобы они пригодились. В любом случае мы наготове. Кстати, есть еще одно ноу-хау, которое сейчас внедряется на всех шахтах Распадской угольной компании: если человек входит в опасную зону работы очистного комбайна, комбайн автоматически отключается.

Журналисты увидели на мониторах, посредством видеокамер и тепловизоров отслеживается подземная жизнь шахты. Услышали, как ведутся переговоры сотрудников диспетчерского пункта с подземными службами. Мозаика из видеотрансляций и графиков на огромных экранах позволила нам почувствовать пульс предприятия.

Впереди инструктаж по охране труда и промышленной безопасности. Мы его бодро проходим. Пробуем, как пользоваться самоспасателем. Изучаем выданные памятки безопасности для посетителей горных выработок. Кстати, впервые увидел такое нововведение. Чему удивился.

— Мы периодически организуем пресс-туры и экскурсии для партнеров компании, — поясняет Алексей Рябов, начальник управления по связям с общественностью Распадской угольной компании. — Такие памятки были разработаны именно для гостей — участников мероприятий. Трудно представить, но многие считают, что шахтеры до сих пор добывают уголь отбойными молотками. И ничего не знают о современных технологиях. Поэтому мы показываем реальное производство.

Уровень социальной ответственности шахты видно даже… по раздевалке. Точнее, по спецодежде. В компании активно внедряют новые стандарты средств индивидуальной защиты. Вместо мешковатой робы — удобная куртка. Утепленные штаны надежно закрепляются на поясе липучкой. В наборе обязательных средств индивидуальной защиты: очки, перчатки, беруши и респиратор.

Одеваемся и выдвигаемся к ламповой, чтобы получить жизненно важные под землей светильник и самоспасатель.

Кстати, чтобы получить их, необходимо пройти алкотест. Такой же тест придется пройти при входе и выходе из АБК.

На глубине 350 метров от поверхности

На следующем пропускном пункте садимся в автобус и едем до ствола шахты. Далее спускаемся в шахтовой клети, пересаживаемся на монорельсовый дизелевоз. Своеобразный трамвай, только без окон. Полтора километра пути он преодолеет за двадцать минут, и мы окажемся на глубине 340 метров от поверхности. Эти цифры я узнаю от сопровождающих нас горняков и записываю в блокнот.

Дело в том, что по требованиям безопасности мы оставили на поверхности свои диктофоны, часы, фото- и телекамеры. Подземную часть пресс-тура зафиксируют на специальную взрывозащищенную камеру.

Прежде чем попасть в очистной забой, мы проходим по белым выработкам. Так они выглядят после осланцевания. Это один из видов пылевзрывозащиты. Раньше выработки осланцовывали вручную. Шахтер, как сеятель, шел и разбрасывал инертную смесь. На «Распадской» обработка горных выработок производится механическими осланцевателями Stone Daster. Механическим путем инертная смесь распыляется равномерно по всей выработке, ни один квадратный метр не будет пропущен.

Также для безопасности важно, что на «Распадской» действует надежная система проветривания и перераспределения воздуха в горных выработках. Одновременно работают шесть установок: от украинских ВОД-40М до германских TAF38/21. Для более эффективного проветривания забоев здесь установлены высокопроизводительные вентиляторы местного проветривания ZITRON, которые подают в выработки до 3 тысяч кубометров воздуха в минуту и проветривают забои протяженностью до километра.

Недолгий переход, и мы у цели — перед нами лава 5а-7-32 на пласту 7-7а. Введена в эксплуатацию в декабре 2017 года, запасы угля в ней составляют 3,3 миллиона тонн. Работу здесь ведет добычной участок №17.

— Я на шахте с 1991 года, — вспоминает Алексей Иванов, бригадир добычного участка №17. — Сравнивать, на какой технике трудились в те годы и сейчас, что небо и земля. Лава 5а-7-32 оборудована механизированным комплексом Joy, очистным комбайном 6LS-3 производительностью 3 000 тонн/час. За сутки мы добываем в этой лаве до 12 400 тонн. Уголь сразу отправляется на обогатительную фабрику «Распадская».

Горняки нам продемонстрировали, как вгрызаются шнеки комбайна в толщу угольного пласта, как куски черного золота уезжают на конвейере. Как впечатляюща поступь секций механизированной крепи. Чувствуешь себя совсем незначительным при виде этой мощи. Но всем этим управляет именно человек.

В этой деятельности очень много тонкостей. Нужно знать «характер» и характеристики вверенной техники, чувствовать ее. Горно-геологические особенности угольного пласта могут подкинуть сюрприз.

Сегодня шахтерам помогают информационные технологии.

— Кто бы мог подумать еще пять лет назад, что мы в шахте будем пользоваться промышленными смартфонами и планшетами? — говорит Сергей Васильев, начальник участка. — Но еще в прошлом году мы одними из первых начали использовать под землей промышленные планшетные компьютеры. Они ударопрочные и искробезопасные, отслеживают состояние шахтного оборудования, показания датчиков аэрогазового контроля. Все это доступно через мобильные устройства, что позволяет руководителям предприятия в любой момент контролировать производственный процесс.

Авторы этой новейшей разработки — сотрудники службы автоматических систем управления технологическими процессами шахты «Распадская». И это не единственная уникальная технология, используемая в угольной компании.

Из реальности в виртуальность и обратно

Два часа под землей пролетели незаметно.

Журналисты поднялись на-гора со своей добычей — с фактами, цифрами, а главное — личными наблюдениями и впечатлениями. Но после мойки и обеда в шахтовой столовой ждала дальнейшая работа. Погружение в виртуальную шахту и опять же виртуальная прогулка по очистным сооружениям.

Специалисты Распадской угольной компании ЕВРАЗа разработали виртуальную шахту My Mine. За эту уникальную обучающую ЗD-программу угольщики получили золотую медаль XXV Международной специализированной выставки «Уголь России и майнинг-2018».

— Тренажер My Mine предназначен для обучения студентов профильных горных специальностей и повышения квалификации горняков, — презентует оборудование Алексей Червяков, директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии РУК. — Уникальность нашей разработки заключается в том, что ее можно применять как конструктор. То есть смоделировать любой участок шахты, горные выработки, конвейерные линии, подземные коммуникации, разместить оборудование. С помощью тренажера можно выдавать задания виртуальным сотрудникам и контролировать качество их выполнения.

Программа дает возможность обновлять сценарии, моделируя различные внештатные ситуации, и любой горняк на своем виртуальном опыте будет точно знать, как правильно действовать. Стоит отметить, что одновременно на тренажере могут заниматься несколько человек; это позволяет закреплять навыки командной работы.

Кроме того, специалисты Распадской угольной компании создали виртуальный проводник по очистным сооружениям угледобывающих предприятий. За разработку современной 3D-программы угольщики получили золотую медаль II Сибирского экологического форума. Виртуальная экскурсия дает полное представление обо всех этапах очистки шахтной воды.

Видео современных очистных сооружений шахт «Усковская» и «Ерунаковская VIII» снято с использованием технологии 360 градусов. С помощью шлема виртуальной реальности можно посетить очистные объекты, познакомиться с технологическими процессами и оборудованием.

Журналистам дали возможность освоить виртуальное пространство. Кто-то управлял дизелевозом, кто-то ликвидировал внештатную ситуацию в горных выработках, третий исправлял неполадки в механизмах. Не все получалось с первой попытки и без нарушений требований охраны труда и техники безопасности. Благо, что это виртуальная реальность.

Я же отправился на экскурсию по очистным сооружениям. И лично убедился, что создателям тренажера удалось воссоздать не только ограниченные пространством горные выработки, но и просторы на поверхности. Я даже «побыл» муравьем на лабораторном столе, побегал вокруг огромных колб с пробами воды.

После посещения виртуальной реальности у меня сразу родилась идея. Если можно сконструировать действующие шахту, очистные сооружения, то можно также создать шахту, которую только предстоит построить. Ввести все горно-геологические данные и попробовать «добывать» уголь различной техникой, комбинируя оборудование. Заранее просчитать, какой из вариантов будет более производительным, экономически оптимальным и самым безопасным.

— Над такой идеей мы уже работаем, — заверили меня разработчики. — В будущем при проектировании шахты сможем заранее многое просчитать. И тогда уже виртуальная реальность шагнет в нашу реальность.

Будущее по плану

О нем в рамках пресс-конференции рассказал Сергей Степанов, вице-президент ЕВРАЗа, руководитель дивизиона «Уголь», генеральный директор РУК.

Горняки «Распадской» активно осваивают пласт 6-6а с запасами более 127 миллионов тонн угля. В августе 2017 года была запущена в эксплуатацию лава 4-6-33. Сегодня реализуется комплекс мер, чтобы увеличить ежемесячную добычу угля из данной лавы до 400 тысяч тонн в месяц. В рамках инвестпроекта 2017-2019 годов на выемочные участки пласта 6-6а поступит очистное оборудование фирмы Joy. Уже приобретены проходческие комбайны КП-21, самоходные концевые секции СКС, ВМП ZITRON. Реализуется проект для сокращения сроков перемонтажей и, соответственно, снижения простоев оборудования.

В течение 2018 года ведется строительство подземной дороги с бетонным покрытием. Она позволит запустить в работу новый пневмоколесный транспорт и сократить тем самым сроки перемонтажей лав. Приобретен современный комплект монтажно-транспортного оборудования стоимостью более 300 миллионов рублей — самоходные машины американского производства PetittoMule и австрийские пневмоколесные тягачи Sandvik.

И это будет новый этап в истории «Распадской». А уже в этом году 28 декабря месторождению рекордов исполняется 45 лет.

Игорь СЕМЕНОВ


2024-МАЙНИНГ