Рожденный «горючим камнем»

Есть версия, что название столицы Кузбасса произошло от тюркского слова


Есть версия, что название столицы Кузбасса произошло от искаженного тюркского слова «ким-рва», что означает «горючий камень», или же от тюркского «кемер, кемир», что значит «берег, утес, обрыв». И то и другое является отличной характеристикой содержания города

Еще сохраняется в Кемерове памятное место «в 7 верстах от Верхотомского острога», где в 1721 году был обнаружен мощный угольный пласт. Уголь здесь местные жители «копали» и использовали для хозяйственных нужд задолго до строительства первых шахт. Для этого в найденных обнаженными пластах угля они закладывали неглубокие шурфы или штольни, из которых примитивным ручным способом добывали природное топливо. Использовали в основном для отопления домов, приготовления пищи и в кузницах.

Способ угледобычи был элементарным, а приемы труда простейшими. Для разрушения горных пород при проходке горных выработок применяли в основном ручной инструмент: обушки, кайла, клинья, ломы и молоты. Слабые, трещиноватые породы разрушали обушком, более крепкие сланцевые породы — с помощью клиньев и молота. Клинья забивали в спаи между отдельными слоями и куски породы отделяли по плоскостям наслоения.

Откатку отбитой горной массы в мелких шахтах производили в волокушах либо в санках рабочие-саночники. Санки прикрепляли к специальному поясу, на руки надевали рукавицы из толстой кожи, на ноги — обувь на толстой подошве. Позднее в горизонтальных или слабонаклонных горных выработках небольшой протяженности откатку производили либо вручную, либо при помощи конной тяги сначала в деревянных вагонетках по специальным деревянным настилам, потом — по стальным рельсам в металлических вагонетках.

Для спуска материалов и подъема грузов использовали бадью и ручные ворота различных конструкций, вращаемые людьми. Также для вращения использовали лошадей. В шахтах строили специальные горные выработки, представлявшие собой конюшни для содержания лошадей, которых обслуживали специально обученные рабочие — коногоны.

До XX столетия для названия сооружений, осуществляющих подземную разработку полезного ископаемого, в России использовали термин «копь», «копи», а сам процесс добычи угля называли «окопанием». Для обозначения группы рядом расположенных угледобывающих предприятий возник термин «угольный рудник».

В 1721 году, как уже было сказано, разведан Кемеровский рудник. Позже, с его организацией, пласт назвали Волковским, в честь первооткрывателя. (До сих пор исследователи пытаются установить: кем был Михайло Волков — тобольским ли казачьим сыном или крепостным Феклы Селивановой. Но, кто бы ни был этот рудознатец, имя его вот уже около трехсот лет славит наш Кузбасс.)

Крестьяне деревень Кемерово и других соседних селений активно добывали уголь из выходов угольных пластов на правом берегу Томи. Его грузили на плоты по 300 пудов и сплавляли в Томск, торговали в лежащих ниже по реке селах. Купцы, жившие там, использовали горючий камень в своих кузницах.

9 августа 1878 года администрация Алтайского горного округа направила горного инженера Богданова с инспекцией на предмет несанкционированной добычи угля. Изучив положение на местах, он писал:

«…следуя отсюда вверх по Томи до села Щегловск, я встретил выходы каменного угля только в одном месте, именно в деревне Кемеровой… Большая часть кузниц города Томска работает этим углем». Правление Алтайского края запретило добычу угля. В 1892 году официальное разрешение на копку было получено. Через год аннулировано…

Такая чиновничья волокита преследовала зарождающую отрасль. Уже потом, в 1910 году, горный инженер Владимир Мамонтов, назначенный управляющим Кемеровским рудником, написал отчет «О Кемеровском месторождении каменного угля», где назвал тех, кто в разное время в 1880-х годах безуспешно подавал прошения на аренду угольных участков. И лишь в 1890-м были утверждены «Правила для частной каменноугольной промышленности в Алтайском округе ведомства Кабинета Его Императорского Величества», после чего отдельные прошения были удовлетворены.

Суета предпринимателей вокруг Кемеровского месторождения заставила руководство Алтайского округа форсировать разведывательные работы. С Кольчугинского рудника в сторону деревни Кемерово была послана группа специалистов по горному делу: Николай Вьюков, Виктор Шалков, Николай Чарухин, Александр Жарков и другие. Они остановились возле церкви, отдохнули с дороги, пригласили попа, отслужили молебен.

А на следующий день погрузили в лодки кайла, лопаты, топоры, ручной буровой инструмент, переплыли на лодке на правый берег Томи. У заброшенных штолен, где местные крестьяне добывали уголь, разгрузились и остановились.

После оценки местности и проходки шурфов они заложили четыре шахты. Это был сентябрь 1907-го — год рождения Кемеровского рудника.