АСМ-РЕСУРС-2019


Эпоха новых открытий

В 2018 году компания «Эльгауголь» отметила 10-летие начала разработки Эльгинского угольного месторождения


Сегодня Эльга — это новая точка роста на карте Якутии, драйвер экономического развития Дальнего Востока. И особая гордость компании «Мечел», результат труда тысяч «мечеловцев»: предприятия группы также сделали свой вклад в освоение этого уникального месторождения.

С чего все началось

Эльгинское каменноугольное месторождение располагается в центральной части Токинского угленосного района Южно-Якутского каменноугольного бассейна. Изучение его велось в несколько этапов, начиная с 1912 года, и в марте 1997-го в Госкомиссии по запасам Министерства природных ресурсов РФ защитили отчет по запасам Северо-западного участка Эльгинского месторождения — более 2 миллиардов тонн угля.

Вскрыть природную кладовую можно, только проложив дорогу к месторождению. В начале 2000 года силами Министерства путей сообщения РФ ее начали строить, но остановились спустя два года, проложив только 60 км верхнего строения пути.

Дело сдвинулось с мертвой точки с приходом компании «Мечел».

Дорога к подземным кладовым

На аукционе в 2007 году «Мечел» приобрел лицензию на разработку Эльгинского месторождения вместе с контрольным пакетом акций ОАО ХК «Якутуголь». Так началась эпоха новых открытий.

Компания запустила уникальный для частного бизнеса проект. Реализовывать его начал коллектив «Якутугля», в его структуре появилась дирекция по разработке Эльгинского месторождения.

22 июня 2008 года на отметке 60-го километра от станции Верхний Улак БАМа в торжественной обстановке уложили «серебряное» звено — символ начала строительства подъездного пути на Эльгу.

Инженерно-строительные условия в районе железной дороги сложные, поэтому к выполнению проектно-изыскательских работ привлекали подрядчиков. Общее руководство легло на генерального проектировщика ООО «Мечел-Инжиниринг».

Строители дороги упорно шли вперед и в дождь, и в лютый мороз (температура зимой достигала 53 градусов ниже нуля), разрезая огромные сопки, возводя насыпи высотой в десятки метров. По горам, отвесным скалам, прижимам рек, в непроходимой чаще многим, даже опытным строителям, приходилось работать впервые.

В этой стройке приняли участие около 70 подрядных и субподрядных организаций, свыше 5 тысяч рабочих из различных регионов страны. Прокладку верхнего строения пути осуществляли в том числе и специалисты компании «Мечел-Транс Восток», они и сегодня занимаются обеспечением перевозок и обслуживанием дороги на Эльгу. Генеральным подрядчиком по возведению железнодорожного пути и выполнению строительно-монтажных работ Эльгинского угольного комплекса выступило ЗАО «Металлургшахтспецстрой»

Благодаря найденным техническим решениям избежали строительства тоннелей, сократили количество мостов. И все равно объем работы титанический: собственными силами «Мечела» возведено 76 мостов, 312 гидротехнических объектов, объем земляных работ составил 83 млн кубометров.

Помимо дороги Улак—Эльга, специалисты МШСС построили вахтовый поселок, первую сезонную обогатительную установку, другие производственные объекты на Эльгинском угольном комплексе.

В декабре 2011 года прокладку железнодорожного полотна протяженностью 321 км завершили. «Мечелу» за столь короткое время удалось сделать, казалось бы, невозможное.

Кстати, помимо Эльгинского, здесь расположено еще 22 (!) угольных месторождения. Их общие запасы — примерно 40 миллиардов тонн. Проложенная железнодорожная ветка граничит с Сутамским железорудным месторождением, запасы которого — 1,35 миллиарда тонн. Есть здесь огромное количество полезных ископаемых. Так что «Мечел» открыл путь и другим компаниям: запасов хватит на сотни лет.

Рождение разреза

В июле 2010 года подразделения компании «Мечел» приступили к строительству первых объектов на месте будущего разреза. Проект набирал обороты, теперь уже была нужда в эксплуатационниках, поэтому осенью 2010 года в составе «Якутугля» появился еще один филиал — Эльгинский угольный комплекс. Приступили к строительству основной промышленной площадки, объектов вахтового поселка, начали приобретать технику, формировать производственную базу и набирать персонал.

Но фактическое рождение разреза состоялось 5 августа 2011 года, когда подписали акт приемки его в эксплуатацию. Уже к концу 2011 года работники разреза «Эльгинский» добыли первые 200 тысяч тонн угля.

Добывать и перерабатывать

Показатели добычи на Эльге постепенно увеличивались. Чтобы довести уголь до уровня первоклассного продукта, необходимо его обогащать. Причем прямо на месторождении.

Сезонная обогатительная установка производительностью 450 т/час стала первым объектом по обогащению угля в составе ЭУК. Технологический запуск ее состоялся 1 октября 2012 года. Этот день можно считать началом создания на Эльге полного производственного цикла.

Символ надежного  завтра

В январе 2018 года компанию «Эльгауголь» возглавил Иван Цепков — опытный специалист, прошедший производственную школу «Якутугля». А развитие Эльгинского проекта продолжается уже в партнерстве с одним из кредиторов «Мечела» — ПАО «Газпромбанк». Сегодня растет парк техники, горняки наращивают производство. В 2018 году коллектив компании «Эльгауголь» добыл 4,9 миллиона тонн угля, превысив показатели 2017 года на 18%.

Планомерно ведется техническое перевооружение, строятся новые инфраструктурные объекты, подводится линия электропередачи, необходимая для нового витка развития: появится возможность использовать еще более мощное горнотранспортное оборудование, а также создать более комфортные условия для жизни и работы.

Руководство компании «Мечел» заботится об улучшении условий труда и проживания сотрудников, работающих на Эльге. Сегодня в вахтовом поселке одновременно может проживать более тысячи человек. Только в 2018 году строители ввели в эксплуатацию новый административно-бытовой комбинат, три общежития, огромный банно-прачечный комплекс общей площадью 1 200 м2. Возведение новых производственных и социальных объектов продолжается.

Эльга развивается. И в этом главная заслуга «Мечела». Осуществить такой беспрецедентный проект невозможно без объединения усилий всех — от первого руководителя компании до рабочего. Председатель совета директоров ПАО «Мечел» Игорь Зюзин регулярно приезжал к строителям железной дороги, разреза, помогал решать множество вопросов.

Эльга притягивает к себе. Умелые руки всегда скучают по настоящему делу. Стремление оставить на земле добрый след, принести пользу людям тянет сюда как магнит тех, у кого внутри мощный стержень, крепче стали. За первые десять лет Эльга стала судьбой для многих людей — профессиональной и личной, воплощением смелых замыслов, которые еще совсем недавно казались нереальными.

Говорят «мечеловцы»

Петр Мутин, машинист экскаватора, ООО «Эльгауголь».

Петр Мутин почти тридцать лет работает в Нерюнгри. Около девяти из них он участвует в разработке Эльгинского месторождения и постоянно демонстрирует высокие производственные результаты.

— Вообще, мне довелось в жизни трудиться и на железной дороге, и горным мастером. И вот уже более 10 лет работаю машинистом экскаватора. Когда набирали желающих на Эльгу, подал резюме — меня пригласили. Строил дорогу Улак—Эльга со 187-го километра. Работать было непросто, но интересно. Жили в вагончиках, наш «поселок» был передвижным: как только заканчивали очередной участок дороги, переезжали вперед. Воду доставляли специальными машинами. Тогда уже не казалось, что что-то невозможно: строительство шло полным ходом, здесь трудилось большое количество людей, специалистов различных организаций, было много современной техники.

В 2010 году начали набирать персонал на разрез «Эльгинский» — и я перешел на новое предприятие. Первый взрыв не видел, потому что заехал на вторую вахту, но все равно могу сказать, что я здесь с самого основания разреза. Когда мы приехали в вахтовый поселок на 315-й километр, здесь уже построили и благоустроенные общежития, и административные здания. Сейчас есть все, что нужно для работы и жизни: магазин, столовые, спортивные площадки, часовенка, библиотека, спортзал, медпункт. Я помню, что было, вижу, что сделано всего за десять лет, и, конечно, не могу не радоваться результату. Бывает, вдруг возникает мысль: может, уже не ездить больше сюда, пора отдохнуть. Но подходит время ехать на вахту — и сомнения исчезают. Тянет сюда. Так что пока силы есть, буду работать.

Сергей Чирков, водитель,
ООО «Эльгауголь».

— На Эльгу приехал в апреле 2011 года. Строили разрез «Эльгинский». Здесь работали БелАЗы грузоподъемностью 55 и 130 тонн, автомобили Skania, экскаваторы и т.д. Поначалу своей машины у меня не было, поэтому переходил с одного автомобиля на другой. Подготовка профессиональная у меня хорошая: служил в авиации. Последняя моя должность там — инженер-пилот наставник. Начинал с технической службы, а после сам управлял воздушными судами. Был пилотом у первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева. Вряд ли ушел бы из авиации, но 90-е сделали свое дело, так что мне пришлось в прямом смысле спуститься с небес на землю. Но как есть, так и правильно. Зато теперь, кроме всего прочего, могу работать и на автосамосвале, и на погрузчике, и на экскаваторе, и на бульдозере. И даже успел уже две пенсии льготных заработать — авиационную и горняцкую.

Об Эльге я знал еще в 1980-е, когда работал на Алданском авиационном предприятии. Вертолеты сюда летали ежедневно, и не по разу в день, чтобы доставлять все необходимое геологам, проводившим здесь разведку полезных ископаемых и оценку запасов. Тогда я и предположить не мог, что окажусь в этих местах, буду добывать уголь. Результаты, конечно, впечатляют: за семь лет на месте двух сопок выросли горы рукотворные. Мне очень нравится легенда о происхождении природных богатств Якутии. Когда Бог облетал землю, держа в руках мешки с несметными сокровищами, достигнув Якутии, он обморозил руки и выбросил эти богатства. Так все они достались этой суровой земле. Здесь же вся таблица Менделеева! Уголь — это только начало. Когда думаю об этом, не скрою, гордость берет, что в разработке этого грандиозного проекта есть и моя доля работы.

За северной романтикой

Сотрудники предприятий группы «Мечел» в разное время принимали участие в реализации Эльгинского проекта.

Ринат Загрутдинов, электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, ГОФ «Томусинская», ПАО «Южный Кузбасс»:

— Работать на Эльгинское месторождение я поехал в сентябре 2012 года. В тот раз от компании «Южный Кузбасс» в командировку была направлена группа, состоящая из трех специалистов КИПиА и трех сотрудников управления информационных технологий. Наша вахта длилась около 50 дней, из которых на дорогу туда и обратно ушла почти неделя. Добирались мы на поезде, на автомобилях.

Объектом нашей работы стала сезонная обогатительная установка. Основная задача — запустить в работу автоматизированную систему управления. Нужно было провести кабели от оборудования до силовых шкафов, от них до шкафов контроллера, расключить кабели согласно схемам, а также настроить контрольно-измерительные приборы, датчики и другое оборудование. Задача для опытных специалистов несложная, но от того, насколько грамотно и качественно ее выполнить, зависит работа обогатительной установки в целом.

После окончания монтажных работ приступили к наладке системы управления технологическим процессом. Проверили работоспособность системы от нажатия кнопки на экране компьютера до запуска реального механизма. С поставленной задачей мы справились успешно.

Работа на Эльге навсегда осталась в моей памяти во многом из-за красот края и территориального расположения крупнейшего угольного месторождения — так далеко по России я еще не путешествовал. Природа там, конечно, очень красивая. Хоть междуреченцев и не удивишь живописными горами, но в том краю они более внушительные и величавые. Этот вид просто завораживает!

А специалисты Московского коксогазового завода дважды побывали на Эльге. В 2012 году семь сотрудников предприятия помогали эльгинцам строить сезонную обогатительную установку, а в 2014-м еще шестеро коксогазовцев уехали в двухмесячную командировку в Якутию.

Николай Яценко, слесарь-ремонтник АО «Москокс», — единственный, кто ездил на Эльгинский угольный комплекс дважды.

— Побывав на Эльге, влюбился в тамошнюю природу, спартанский уклад жизни и насыщенные трудовые будни. Я работник старой закалки, воспитанный в разгар строительства БАМа и других грандиозных объектов. Да и Север мне не чужой. Служил в тех краях — на Земле Франца-Иосифа. Интересно было все — новое место, строительство. Конечно, добираться туда трудно. Но когда едешь, окидываешь взглядом окружающие просторы, такой азарт появляется, вдохновение. Кажется, что можешь горы свернуть!

В принципе, так и получилось. Когда приехали в 2012 году, на стройплощадке не было ничего, пустое место. А потом смена за сменой — и выросла огромная фабрика. Мне нравится такой шустрый стиль работы.

А природа какая замечательная! Горная речка Ундыткан — красивая, но холодная. Но мы все равно купались. Разве можно такую возможность упустить? Приезжали с работы в 8-9 часов, поужинали — и на речку. И опять как новенькие!

Жили в общежитии. Не пять звезд, конечно, но жили хорошо, дружно! Для меня эти командировки были как отпуск. Может, кому-то это покажется странным. Но должно же быть в жизни разнообразие. Кто-то за ним едет на Кипр, на Канарские острова. А мне по душе оказалась Эльга.

Светлана Зубкова