Наведем порядок

В Кузбассе началась реализация комплексной программы, призванной кардинально изменить облик и экологическое состояние городов региона


Будут решаться задачи контроля за соблюдением экологических правил, транспортировки и погрузки угля, развития особо охраняемых природных территорий, разработки новых норм санитарно-защитных зон.

Об основных направлениях программы на брифинге, прошедшем 15 марта в музее-заповеднике «Красная Горка», рассказал Сергей Цивилёв, губернатор Кемеровской области.

Он уточнил, что концепцией программы в Кузбассе начали заниматься в прошлом году при разработке стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года. Основной целью нового бренда «Чистый Кузбасс» станет решение вопросов создания комфортных условий для жителей области, способствующих повышению уровня жизни, демографическому росту населения, улучшению состояния окружающей среды.


 Угольная промышленность региона по-прежнему остается драйвером его экономического развития, но, к сожалению, именно эта отрасль подчас становится источником серьезных экологических проблем для жителей населенных пунктов. Так, нынешней зимой притчей во языцех и поводом для многочисленных язвительных комментариев в социальных сетях стал черный снег на улицах Киселевска и Прокопьевска. Дабы избежать подобного в будущем, Сергей Цивилёв заявил о твердом намерении покончить с угольной пылью в кузбасских городах.

И один из первых решительных шагов власти в этом направлении — запрет на проезд большегрузов с углем в городской черте по дорогам общего пользования.


Как пояснил губернатор, попытки решить проблему периодически предпринимались в Кузбассе в последние двадцать лет, но положительного результата не дали. При этом дороги общего пользования (муниципальные по статусу, то есть содержащиеся на бюджетные деньги) разбивались многотонными машинами частных компаний. На дорожном полотне и по обочинам, на стенах близлежащих домов оседало большое количество угольной пыли. Не обходилось и без ДТП, в том числе и с летальным исходом. Проблема усугублялась тем, что уголь везли на железнодорожные тупики, также расположенные в пределах населенных пунктов, где происходила сортировка и погрузка, нередко — с нарушением экологических норм.

Теперь автоперевозки угля в Кузбассе по дорогам общего пользования планируют свести к минимуму. Исключение сделано для машин, которые доставляют топливо для нужд населения: на котельные и в частный сектор — здесь объемы перевозок значительно меньше.

Компании, которые сейчас вынужденно перевозят уголь по дорогам общего пользования, должны прекратить транзит через населенные пункты до 2020 года. Администрация области уже начала подписывать соответствующие соглашения. Это станет важной частью реализации проекта «Чистый уголь — чистый Кузбасс».

В качестве примера Цивилёв привел соглашение, заключенное между областными властями и администрацией разреза «Кийзасский». Предприятие возит уголь в черте города Мыски на погрузочную станцию, но до 2020 года обязалось подвести железнодорожную ветку напрямую к разрезу.

Убрать углевозы с городских улиц — первоочередная задача. Тем временем прорабатывается договор с компаниями-ретейлерами, владеющими супермаркетами, о снижении количества фур с товарами на городских улицах. Владельцам торговых сетей поставлена задача изучить возможность создания складских центров за пределами населенных пунктов.

Что касается находящихся в черте населенных пунктов железнодорожных тупиков, на которых производится сортировка и отгрузка угля, их работа будет находиться под жестким экологическим контролем. Производства, наносящие вред окружающей среде, должны быть перепрофилированы на другой вид деятельности или вообще закрыты.

В настоящее время только на юге Кузбасса имеются 24 железнодорожных тупика, к работе которых есть серьезные вопросы.

— Каждый бизнес несет предпринимательские риски. Я поручил главам территорий, где находятся производства, наносящие вред окружающей среде, связаться с их руководством на тему возможности изменения профиля деятельности. Не исключено возмещение части компенсационных мероприятий, — сообщил Сергей Цивилёв. — Тем, кто нас услышит, — поможем. Что касается других, кто нас не поймет — их деятельности будет дана правовая оценка. На основании полученных заключений будем принимать решения о дальнейших действиях в отношении каждого. Могу сказать одно: мы не позволим работать дальше в таком режиме, резко ухудшая нашу экологию, делая города черными, нанося огромный вред здоровью наших людей и разрушая дороги и дома.

При этом рядовые сотрудники пострадать не должны и в случае необходимости будут трудоустроены. Помощь окажут местные администрации.

Губернатор выразил надежду, что усилия властей по улучшению экологии поддержат жители области. К примеру, участием в акции по благоустройству территорий «Кузбасс в порядке». Кроме того, Сергей Евгеньевич надеется, что помогать в непростом деле очистки населенных пунктов от угольной пыли будет в том числе сама природа. И рассчитывает, что уже к Дню Победы кузбасские города станут значительно чище.


Еще один важный вопрос, поднятый губернатором, коснулся работы угольных разрезов — как действующих, так и новых.

В частности, будет предпринята попытка урегулировать новые границы санитарно-защитных зон на законодательном уровне, введя единые для недропользователей стандарты.

— Санитарно-защитная зона должна быть 1 000 метров (при существующих лицензиях). Санитарно-защитная зона по новым лицензиям должна быть более 2 000 метров. Кстати многие компании нас понимают, — уверил Сергей Цивилёв.

Но как «закрепить эти цифры» в федеральном законодательстве? Разработкой инициативы в этом направлении по поручению губернатора Кузбасса занимается рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области, депутаты Государственной думы от Кузбасса, члены Совета Федерации и экспертное сообщество.

В принципе, решить вопрос по увеличению санитарно-защитных зон вблизи угольных предприятий можно путем переселения граждан с этих территорий. Эта практика Кузбассу известна. А на 2019 год Кемеровской области из федерального бюджета выделено 1 048 миллиардов рублей (на переселение с подработанных территорий), на эти деньги будут улучшены жилищные условия почти 500 семей. Еще 270 семей с подработанных территорий переселят в новое жилье, приобретенное угольными предприятиями.

— Большинство угольных компаний — патриоты Кузбасса, которые социально ориентированы, они откликаются и вкладывают свои средства по нашей программе в переселение жителей, — верит глава региона.


Следующая законодательная инициатива, над которой сейчас работают в Кузбассе по поручению губернатора, касается нелегальной добычи полезных ископаемых. Пока с этой проблемой эффективно бороться не удается.

Это касается не только угольной отрасли. В прошлом году много шума наделала история с борьбой за чистоту реки Кии, где, как выяснилось в ходе проверок, неизвестные лица вели незаконную добычу золота. Задержать их не удалось.

А вот другой случай. В августе прошлого года в Киселевске пострадал один из местных жителей, незаконно добывавший черное золото на одном из участков. Но правоохранительные органы не смогли даже возбудить уголовное дело из-за отсутствия заявителя: родственники от него отказались (как и от материальной помощи, предложенной властями).

Поэтому практика уголовной ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых должна быть расширена.


Для поддержания экологически чистых районов Кузбасса власти будут инициировать создание и дальнейшее развитие особо охраняемых природных территорий. Так, в декабре прошлого года была отменена выдача лицензии на разработку недр в Промышленновском районе, где ученые предполагают организовать заказник для сохранения водно-болотных угодий. В феврале текущего года отменен аукцион в Новокузнецком районе; там также решено создать ООПТ. Кемеровский жилой район Лесная Поляна уже защитили от угольщиков путем придания ей статуса охраняемой территории.


В рамках программы «Чистый Кузбасс» серьезное внимание предлагается уделить так называемой незавершенке.

— Анализ таких сооружений в Кузбассе показал, что часть объектов можно достроить и ввести в эксплуатацию. В том числе школу №81 в Новокузнецке, больницу в Междуреченске, бассейна в Мариинске, детский сад в Анжеро-Судженске. По всем таким объектам, в том числе домам обманутых дольщиков, мы закончим строительство и введем сооружения в эксплуатацию, — сообщил Сергей Цивилёв.

То, что уже невозможно достроить, подлежит демонтажу и сносу. К примеру, за 2018 год в Кемерове демонтировали 12 объектов, которые создавали техногенную угрозу. На очереди — еще полсотни. Сейчас создается перечень всех объектов сноса с примерными сроками исполнения, который будет размещен на сайте администрации области.

В числе самых важных объектов-новостроек — набережная реки Искитимки в областном центре. Еще в 1947 году в кемеровской газете появилось предложение одеть данную набережную в камень, но его проигнорировали, да и все остальные годы этой территорией не занимались. Теперь она будет одним из городских украшений.


В 2018 году было вложено много средств в строительство и ремонт кузбасских дорог. В этом году выделенных средств будет еще больше.

Наконец-то, в частности, завершится строительство трассы Кемерово — Ленинск-Кузнецкий. Началось проектирование объездной дороги вокруг Кемерова. Восстановили строительство объезда Мариинска.

Ремонт автодорог будет в приоритете.


БИОТ-2019