2024 Стройимпорттехника


Новому кузбасскому комбайну — зеленая улица!

Серийное производство проходческих комбайнов в Новокузнецке


Торговый дом «Промтехника имени Басманова» планирует наладить в Новокузнецке к 300-летию Кузбасса серийное производство проходческих комбайнов

В России проходческие комбайны производят Копейский (Челябинская область) и Ярославский машиностроительные заводы. Российские угольщики также работают на технике Горловского машиностроительного завода (Украина), Caterpillar, Carter, Sandvik, Terex-Schaeff, Joy. В Кузбассе около 98% подготовительных работ приходится на комбайновый метод, поэтому можно говорить о том, что спрос на технику такого рода необычайно высок. Средняя стоимость единицы техники отечественного производства — около 40 миллионов рублей, техника зарубежного производства — в четыре-пять раз дороже. Новокузнецкие машиностроители утверждают, что цена на их комбайны может быть на 10–15% ниже других российских аналогов, в том числе — за счет низких затрат на логистику.

— Мы сейчас находимся в стадии перехода от ремонтно-производственного предприятия к производственному, — обозначил приоритеты Алексей Гостев, генеральный директор предприятия. — Поэтому у нас будет новое название. Учредителем компании А.С. Басмановой принято решение: выходим на рынок как «Кузбасский завод горно-шахтного оборудования». При этом сохраняем все обязательства торгового дома «Промтехника им. О.В. Басманова».

— Заняться серийным производством такой сложной техники — смелый шаг. Как решились?

— Предпосылкой для работы в этом направлении стали обращения наших контрагентов, которые являются пользователями проходческой техники. Угольщиков не устраивает высокая цена на проходческие комбайны. Данную технику в России производят мало, и она недешево обходится потребителям. Остальное импортируются из-за рубежа. Понятно, что импорт еще дороже. При столь высокой цене техника не всегда соответствует конкретным требованиям потребителя. В ходе бесед с нашими контрагентами мы пришли к выводу, что в стране необходимо производство качественных проходческих комбайнов, но с конкурентной ценой. Так мы решились на производство новой продукции. Она разрабатывалась на протяжении долгого времени. Был подключен широкий спектр специалистов, в том числе — из научно-исследовательских институтов. Мы объединили научную и творческую мысль конструкторов, инженеров, ученых из Кузбасса, с Алтая, из Новосибирской и Ростовской областей.

Дополнительный импульс дала четкая позиция губернатора Сергея Цивилёва: Кузбасс должен стать регионом номер один в машиностроении за Уралом. Необходимые для этого предпосылки есть: и желание областной власти помогать машиностроителям, и возможность получить поддержку за счет существующих госпрограмм.

На сегодняшний день машиностроителям обещана поддержка от государства и региона. Существует высокая потребность в проходческой технике. Плюс наличие собственных конструкторских наработок, научного и производственного потенциала. Все это позволило нам принять решение о производстве своего комбайна.

— Одна из острых проблем у машиностроителей — это кадры…

— В течение года основной задачей компании было формирование рабочего персонала. Первое, что сделали, заключили договоры с двумя учебными заведениями — Осинниковским политехническим и Кузнецким индустриальным техникумами. Предлагаем учащимся последних курсов пройти практику, с возможным дальнейшим трудоустройством. Молодые кадры прикрепляем к проверенным профессионалам. В нашей организации работает институт наставничества. Это хорошая практика с советских времен, благодаря которой удается омолодить кадры и подготовить их к производству.

— Какие производственные возможности у предприятия?

— У нас нет возможности и необходимости собственными силами создать все комплектующие проходческого комбайна. Часть деталей, например, необходимо изготавливать на литейном производстве. Свою литейную создавать экономически нецелесообразно. По крайней мере пока. Поэтому предусмотрена внешняя кооперация с другими предприятиями. Сложную технику невозможно создать полностью на одном производстве. Яркий пример — автомобилестроение. Ни один завод не производит сам все детали и комплектующие для автомобилей. Сосредотачивать производство всех элементов в одних руках зачастую экономически рискованно и неэффективно.

— Ваши планы уже вызвали интерес потенциальных покупателей продукции?

— Заинтересовались не только сибирские предприятия. На нас обратили внимание угольщики из Ростовской области. Считается, что этот регион вышел из числа угледобывающих, но, оказывается, в ближайшие пять лет там планируется открыть несколько новых предприятий по подземной разработке. Кстати, в Кузбассе тоже наметился разворот от открытой добычи угля к подземной, как экологически более безопасной.

— В чем особенность вашего комбайна?

— Мы учли ряд «детских болезней» других производителей, их недостатки. Недочеты с точки зрения наших потребителей. Нашли решения, как выполнить пожелания российских угледобытчиков. Наш комбайн по добычным характеристикам не уступит своим конкурентам, но габаритами и массой он будет меньше. Это упростит его транспортировку, монтаж и обслуживание.

Я бы не хотел раскрывать подробности до проведения испытаний и доработок. В любом случае это наша разработка, а не попытка копировать чужую. Зачем повторять чужие ошибки, нести за них ответственность и пытаться их исправлять? Мы ориентированы на наших недропользователей, поэтому знаем, что им конкретно нужно. Наша техника будет чуть проще, но надежней. Жители региона готовятся к 300-летию Кузбасса. Считаю, нужно не просто формально ждать празднования этой исторической даты, а прийти к ней с определенными успехами и достижениями. Мы решили взять на себя обязательство выпустить к юбилею наш первый серийный проходческий комбайн — «Кузбасс-300». Наш пример покажет, что Кузбасс может быть не только угледобывающим регионом, но и мощным машиностроительным кластером. Планируем выпускать проходческие комбайны в двух модификациях: 2021 — с одной режущей коронкой и 2021-1 — с двумя режущими коронками. Планируется поставить первую машину на испытание в середине 2020 года, начать производство — к июлю 2021 года, как раз к юбилею Кузбасса.

Игорь СЕМЕНОВ