На юге – ЦОФ, на севере – ОФ

В конце прошлого года городу Белово исполнилось 80 лет


Как известно, поселение получило статус города 4 декабря 1938 года. К юбилею беловчан порадовали подарками; среди них — реконструированный парк «Центральный», в создании которого непосредственное участие принимали угольные компании.

Обещали — в парке появится шахтовая техника. Почему ее нет до сих пор? Кто автор памятника династии шахтеров? Каких новых объектов ждать к Дню шахтера-2020, столицей которого определено Белово?

Эти вопросы и задал специальный корреспондент «УК» Алексею Курносову, главе города. Кому, как не ему, знать ответы?

— Алексей Викторович, я по традиции сразу про деньги — в какую сумму обошлась реконструкция?

— Еще в позапрошлом году мы были включены в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». Сначала сделали сцену на центральной площади, шесть дворовых территорий. А прошлый год был юбилейным, и в результате долгих и упорных переговоров нам пообещали выделить 80 миллионов. В преддверии президентских выборов стало известно, что три города-юбиляра — Кемерово, Новокузнецк и Белово — получат дополнительное финансирование из федерального бюджета, и для нас сумма увеличилась до 100 миллионов. Потом добавили еще 20 миллионов. Эти средства можно было использовать на строительство в парке плоскостных сооружений, сцены, обустройство мест отдыха, установку детских игровых площадок, малых форм, освещения и культурной композиции. А вот на колесо обозрения, карусели и аттракционы нужно было найти спонсоров или инвесторов.

— Я помню, что на выборах президента РФ в марте 2018 года горожане получали бюллетени с перечнем городских объектов, которые нуждаются в реконструкции. По-моему, подобное голосование — нечто совершенно новое. Чем продиктован такой подход?

— На самом деле инициатива шла, как говорится, сверху. Москва в качестве пилотных проектов выбрала несколько городов, где обкатывались принципы формирования комфортной городской среды с учетом мнения горожан. Одним из условий и был выбор объекта для реконструкции путем голосования. Но вообще эта практика для нас не новая — в конце года мы проводим традиционные встречи с общественностью на каждой территории города, где жители сами вносят предложения: что именно нужно отремонтировать или построить. Охват на таких встречах, конечно, меньше, но хотя бы становится понятно, чего хотят сами жители.

— Кто выполнял работы по реконструкции?

— Мы давно используем практику разделения всего объема работ на части. Лето у нас короткое, сроки ограничены, значит, нужно разбить весь фронт работ на участки и завести на объект несколько подрядчиков. Так дело идет быстрее. Огромная работа легла на плечи управления капитального строительства — нужно было контролировать, следить за качеством, принимать работу.

— Все выполнили свою часть работы на совесть? Всеми довольны?

— В целом да, но нам обещали закончить работы немного пораньше. И колесо обозрения хотелось запустить к Дню шахтера. Но столкнулись с проблемой — организации, изготавливающие колеса обозрения, есть только за Уралом. Заместитель по строительству Андрей Бахур летал заказывать его в Екатеринбург. Кстати, производит их бывший кузбассовец. Он был рад изготовить колесо для земляков, но показал список заказов — наша очередь подойдет только через год. Нас немного передвинули вперед, сделали через полгода, но в желаемый срок все равно не успели.

— Такой большой спрос на эту продукцию?

— Все старые колеса обозрения были установлены еще при СССР, и они начали выходить из строя. Не скажу, в каком городе, но был случай, когда градоначальник с замами застряли на старом колесе и их снимали оттуда с автовышкой. Новых в Кузбассе — единицы: очень крутое колесо появилось недавно в Новокузнецке, еще одно есть в Кемерове, а теперь и у нас.

— С колеса теперь весь город видно?

— На юге видно ЦОФ «Беловская», а на севере — ОФ «Листвяжная». Надеюсь, беловчане оценят открывающуюся с высоты 28 метров перспективу.

— Вы упомянули, что на колесо обозрения и карусели искали спонсоров, можно подробнее?

— Колесо обозрения — это подарок ХК «СДС-Уголь», на него было выделено около 30 миллионов рублей. А детские качели, карусели и перевернутый дом оплатил «Стройсервис», это около 12 миллионов. Еще 5 миллионов выделил «КАРАКАН ИНВЕСТ». Напомню, что 80 миллионов на ремонт первого автобусного маршрута тоже вложили угольные компании. Без помощи крупного бизнеса на такой масштаб работ в один год мы бы не замахнулись.

— А что за перевернутый дом? Что там будет?

— Когда обсуждали проект парка, то привлекли к дискуссии представителей молодежного движения. Разложили перед ними кучу предложений по качелям, каруселям, аттракционам и попросили помочь выбрать самые-самые. Они сразу же остановились на перевернутом доме. Эта та фишка, которая всем понравилась. Весной заработает, можно будет заходить внутрь, смотреть, фотографироваться.

— Была обещана шахтовая техника. Планы изменились или технику установят весной?

— Сознаюсь, немного ошиблись в оценке габаритов техники. Уже когда начали работы, стали думать, как ее доставить в парк. Походили с рулетками, замерили, даже забили колышки и поняли: чтобы установить на задуманное место БелАЗ или экскаватор — нужно вырубить все сосны на центральной аллее. На это ни у кого не поднялась рука. Переговорили с общественностью, люди сказали: «Сосны не трогать».

— Заметно, что основную массу деревьев сохранили, как вы и обещали, но насаждения все равно заметно поредели. Будут ли еще высаживаться кустарники или низкорослые деревья?

— Вырубили старые клены, карагачи, попало несколько березок и рябин. Оставили приоритет за хвойными. Но основная идея парка — в том, чтобы горожане могли отдыхать не только на лавочках, но и на траве. Весной появятся комфортные лужайки, где можно расстелить плед и устроить пикник или позагорать, как в парке Победа в Кемерове, например. Мне хотелось, чтобы у беловчан было такое место в пределах города. А лужаек, если вы внимательно посмотрите, здесь не так много. Как вы думаете, они должны быть на солнышке или в тени?

— Полагаю, зависит от погоды…

— Правильно, кто с детьми в тенечке, кто на солнышке позагорать. Солнечных полянок теперь добавилось. Будем еще включать в контракт обработку от клещей и регулярную стрижку газонов под машину.

— А кто будет следить, чтобы на этих полянках не распивали спиртные напитки?

— Давайте начистоту. Да, закон запрещает подобные действия, но если бутылка пива в пакете — то это уже не рассматривается как правонарушение. Кто-то в кабинке колеса обозрения выпьет — их тоже не накажешь. Мы можем только не допустить продажу спиртных напитков, а полиция — будет реагировать на заявления граждан.

— Кто сейчас выполняет обслуживание парка?

— Парк временно передали на содержание МУП «УЖФ» — работники чистят дорожки, открывают и закрывают парк, следят за освещением. Но все развлечения еще в процессе передачи на обслуживание.

— Кто автор памятника династии шахтеров?

— Мы разобрали и просмотрели очень много предложений по скульптурной композиции. К обсуждению привлекали ветеранов и горняков, и остановились на «Династии» скульптора Константина Зинича Он сделал много работ для разных городов Кузбасса, в том числе и на шахтерскую тематику.

— Почему выбрали бронзу?

— Гипсовая скульптура в «Молодежном» пострадала от вандалов. Решили сделать что-то более надежное.

— Вам лично нравится этот памятник?

— Главное, чтобы он нравился людям. Мне бы, конечно, хотелось что-то помасштабнее. Но, поверьте, это очень дорогое удовольствие. Даже эта композиция обошлась в более чем 5 миллионов рублей. Сейчас обсуждается вопрос о том, какую композицию сделать к Дню шахтера на въезде в город… и, как говорят, «голову сломали уже». У Новокузнецка — металлические арки крепей, у Прокопьевска — святой Прокопий, у Прокопьевского района — шнек. Думаем…

Анна АНТИПЕНКО


2024-МАЙНИНГ