ГИПы – кто они?
Главный инженер проекта — генерал и рядовой, начальник и исполнитель, режиссер и актер...
Постоянно выступать в таких совершенно разных амплуа способен далеко не каждый дипломированный специалист. Так кто же такие ГИПы?
ГИП — профессия творческая, требующая определенной харизмы. Работа ГИПа интересна в первую очередь тем, что можно увидеть весь процесс проектирования изнутри, проследить все его стадии от розыгрыша тендера до прохождения экспертизы.
ГИП — должность престижная, поэтому молодые сотрудники стремятся назваться именно так. А зря. Умный заказчик знает: правильному ГИПу должно быть за сорок.
Если 15-20 лет назад еще присутствовала достаточно большая прослойка ГИПов — генераторов технических идей, которые реально проверяли проекты, знали ненамного меньше любого узкого специалиста по разделам, то сейчас 90% ГИПов де-факто являются администраторами и контактным лицом для заказчика, они просто передают бумажки-задания от заказчика к исполнителям и обратно, общаются по телефону, любой (даже несложный) вопрос делегируя специалисту по разделу. Даже во многих проектных организациях ГИП теперь не ГИП, а ГИП-менеджер. Ну тогда надо назвать просто менеджером, наверное. Где тут ГИП? Если уж всмотреться повнимательнее, то они зачастую делают просто работу секретаря. Да, остается около 10% ГИПов, реально разбирающихся в основных вещах, однако время на проверку проекта имеется в лучшем случае у половины из них.
А ведь функциональные задачи ГИПа — это своевременная и качественная подготовка проектно-сметной документации в соответствии с требованиями регламентов, ГОСТов, СНИПов и пожеланиями заказчиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: «Назвался ГИПом — учи СНИПы», впрочем, как и всю остальную нормативную базу. Ведь главный инженер проекта представляет проектную организацию перед другими компаниями, строительными организациями — подрядчиками, заказчиками. Он вступает во взаимоотношения со всеми сторонами, участвующими в разработке и реализации проекта. Задача не из легких. Поэтому ГИП должен знать и уметь очень многое, пусть не на уровне узкого специалиста, но как минимум предметно понимать фактическую основу всех составляющих частей и разделов проектно-сметной документации.
Во многом работа ГИПа — это исполнение менеджерских функций. Он прежде всего руководитель, организатор, который должен уметь выйти из любой кризисной ситуации, уладить проблемы со всеми заинтересованными сторонами. Конечно же, высший пилотаж работы ГИПа заключается в том, чтобы не допускать конфликтных ситуаций. Но такое практически невозможно, поскольку столкновение характеров и интересов было, есть и будет везде, где люди ведут совместную работу. А вот успешное их разрешение как раз и определяет ГИПа как специалиста, как профессионала в своем деле.
Чаще всего возникает недопонимание между заказчиками и проектировщиками. У первых, как правило, свое видение физического воплощения объектов и их расположения на площадках, исходящее из максимального удобства эксплуатации. Вторые, понимая естественное желание заказчика, жестко связаны нормативной базой. В таких случаях ГИП должен найти компромисс, а это — время.
Стать просто ГИПом — уже несложно, а хорошим — практически невозможно, если не обладаешь определенными качествами. В первую очередь необходима высокая профессиональная квалификация, во вторую — бойцовский характер, твердость в принятии решений и, конечно, коммуникабельность.
В итоге мы имеем колоссальную ответственность у людей, работающих ГИПами, и колоссальное же безответственное отношение со стороны огромного большинства, выражающееся в почти полном отсутствии компетентности в сфере своей ответственности. Есть стойкое чувство, что многим из них непонятен даже масштаб собственной ответственности.
Понятное дело, что некачественный проект по водопроводу или электрике не приведет к катастрофе, но что будет, если неправильно рассчитана и спроектирована конструкция? Обрушение и большое количество жертв.
И ситуация в этом случае интересная: проектировал конструктор, который не несет ответственности вообще, а отвечать будет ГИП, который ничего не проверяет, не проектирует и вообще не знает, как элементарная балка работает! Возникает вопрос на данный момент: на чем вообще сейчас держится качество? Конструктор не отвечает, а значит, мотивации, правильно и хорошо делать, не имеет. ГИП просто не разбирается и может пропустить совершенно неправильные решения. Ответ: пока все держится на ответственных конструкторах. Возможно, играет еще роль влияние старой советской школы, инерция. Но долго на этом не проедешь. Уходят старые люди, приходят новые. Ситуация усугубляется.
Несомненно, хотелось бы, чтобы ГИПы больше времени уделяли процессу проектирования, а им приходится возиться и с договорами, и со всевозможными графиками, отчетами, актами и так далее.
Складывается впечатление, что сегодня практически каждый может объявить себя ГИПом. Просматривая вакансии в газетах и интернете, мы видим, как множество компаний пытаются найти не ГИПa, а проектных менеджеров с опытом работы. ГИП давно уж архаика, тяжелое наследие прошлого. Глянешь вакансии, инженеры так не нужны, как ГИПы. На сегодняшней день ГИПом может стать любой менеджер среднего звена, и совсем не обязательно хоть что-то знать.
Татьяна ХАМЗИНА, аспирант ИГД имени Чинакала СО РАН, главный специалист СУЭК ООО «СИБНИИУГЛЕОБОГАЩЕНИЕ»