1C-2020


Без потерь

В современном, динамично развивающемся мире потребители предъявляют высокие требования к качеству сырьевых ресурсов, в том числе и к качеству угля


Для коксохимической промышленности необходим уголь с низким содержанием зольности, серы и влажности. Влага в коксовых марках углей негативно влияет на процесс коксования, а в энергетических марках повышенные показатели зольности и влаги уменьшают теплоту сгорания угля, а при сжигании происходят теплопотери.

На основе законов фундаментальных наук люди изначально пытались не только познать законы природы и материальной действительности, но и получить возможность контролировать эти процессы. Достаточно вспомнить известный афоризм русского биолога и селекционера И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Принцип водоотделения, заложенный в конструкцию устройства, основан на гравитационном разделении потока горной массы непосредственно на конвейерной установке. Разделение потока горной массы происходит по закону движения тела, имеющего первоначальную горизонтальную скорость в поле тяготения Земли.

С 2012 года ООО «Сибэлектро» освоено серийное изготовление систем стационарного обезвоживания, одна часть из них находится в процессе монтажа, другая часть успешно эксплуатируется на угольных предприятиях России.

Система стационарного обезвоживания, будучи элементом ленточного конвейера, предназначена для уменьшения содержания влажности в транспортируемом угле и горной массе. Элементы системы обезвоживания устанавливаются и монтируются в транспортной горной выработке непосредственно на конвейерной установке.

Модуль стационарного влагоотделения системы обезвоживания обеспечивает начальное разделение горной массы (фракция +1 — +200 мм) и воды, задачей модуля обезвоживающего устройства является обезвоживание водоугольной массы (фракция 0 — +1 мм) на заключительном этапе (см. табл. 1).

Траекторией движения транспортного потока горной массы является парабола. При этом более крупная фракция (+50 — +200 мм) имеет больший импульс движения, проходит больший путь и по приемному лотку формирователя потока сразу попадает на рабочее полотно конвейера. Менее крупная и мелкая фракция горной массы (0 — +50 мм), насыщенная влагой (влажность до 80%), проходит меньший путь и попадает на радиальное (дуговое) сито. Прохождение по ситу обеспечивает отделение воды и мелкой фракции (0 — +1 мм), которые собираются в накопительной емкости и по трубопроводу поступают в промежуточный пульпосборник, из которого пульпа насосами подается на шпальтовый конвейер — модуль обезвоживающего устройства, где происходит окончательное разделение твердой и жидкой фракции.

За основу расчетов схемы обезвоживания, компоновки и конструкции системы стационарного обезвоживания принимаются исходные данные, предоставленные заказчиком:

1) результаты ситового анализа, обогатимости и гранулометрического состава угля, добываемого выемочным блоком шахты.

2) геологический отчет (данные по обводненности выемочного блока);

3) техническая характеристика ленточного конвейера;

4) технологические параметры выемочного блока (оборудование очистного забоя, средняя часовая производительность);

5) план горных работ выемочного участка, маркшейдерские съемки профиля и плана горных выработок, в которых планируется эксплуатация оборудования системы обезвоживания.

Ленточным конвейером осуществляется транспортировка обводненной горной массы, где количество горной массы в единицу времени величина непостоянная и изменяется в зависимости от режима работы выемочного участка (начало работы («раскачка») выемочного участка; концевые работы на сопряжениях выемочного участка; технологические простои оборудования), постоянным остается лишь величина водопритока. Транспортируемая обводненная горная масса не имеет постоянной влажности, при этом чем меньше содержание углепородной части, тем выше процент содержания воды, и наоборот.

Потеря воды при транспортировке влажной горной массы осуществляется в следующих местах при работе ленточного конвейера:

  •  сброс воды через края ленточного полотна при изменении рельефа транспортного пути;
  •  сброс воды на перегрузах;
  •  переливы воды при выпрямлении желоба ленточного полотна на выносных барабанах;
  •  сброс воды и мелкой фракции с ленточного полотна на чистителях;
  •  влага, оставшаяся после прохождения чистителей, на поверхности ленточного полотна.

Внедрение и применение технологического обезвоживания транспортируемой горной массы позволит не только осуществить значительное снижение влажности и направить отфильтрованную воду в шахтовый водосборник, но и избавиться от основного объема загрязнений ленточных конвейеров и транспортных (конвейерных) горных выработок, уменьшить шламообразование и накопление шлама в шахтовых водосборниках. Обезвоживание горной массы решит проблему ее смерзания в зимний период на открытых угольных складах, в железнодорожных вагонах, позволит снизить затраты на откачку водоугольной пульпы из центральных шахтовых водосборников и упростить процесс очистки технологической воды на поверхности, а в общем итоге снизить экологические выплаты и сделать привлекательными качественные и экономические характеристики добытого угля.


2020-Выставка ВНОТ