АСМ-РЕСУРС-2019

Обзор СМИ


Уголь, варяги, проблемы и успехи: замгубернатора Хакасии Константин Харисов дал интервью 19rus.info
12.09.2019


Экономика Хакасии готова сделать существенный шаг вперед за счет увеличивающихся объемов угледобычи в республике. Однако этому шагу мешает несколько серьезных обстоятельств, изменить которые властям региона вполне по силам в ближайшем будущем, в том числе с учетом экологической составляющей в угольной теме.

Замгубернатора Константин Харисов решает вопрос о льготных углетарифах для Хакасии (текст доклада Харисова К.Н. ниже).

Также командой губернатора Валентина Коновалова предпринимаются другие усилия, направленные на существенное улучшение жизни населения. Вся эта деятельность вот уже на протяжении почти года проходит в условиях жесточайшего информационного прессинга со стороны некоторых СМИ, что только вредит общему делу.

Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью 19rus.info рассказал заместитель губернатора Хакасии Константин Харисов.

Вот лишь несколько заявлений господина Харисова, сделанных им в ходе разговора с корреспондентом ИА «Хакасия».

    «В Хакасии обосновался прекрасно — я в этом смысле очень неприхотлив, у меня нет никаких завышенных требований, вполне могу жить аскетическим образом. Те условия, которыми я располагаю, меня полностью удовлетворяют»

    «Я еще в первом интервью с вами сказал, говоря о теме варягов: это вполне естественно. Мне нужно завоевать доверие людей. Чем? Только делами».

    «Нами уже разработан подход к тому, чтобы создать единый платежный документ для пользования коммунальной инфраструктурой. Вместо десяти бумажек-квитанций будет одна. Также мы усиленно работаем над созданием в республике единого проездного билета, несмотря на сопротивление некоторых перевозчиков».

    «Противоречия внутри команды губернатора нельзя назвать противоречиями — это разногласия. Это вполне нормальная рабочая ситуация. То есть притирка. То есть согласование — с обсуждением — по тем или иным вопросам. Это всегда очень тонкая, деликатная тематика. Я считаю, что все это — конструктивная работа».

Доклад Харисова К.Н. "О текущей ситуации в угольной отрасли, перспективы и проблемы, связанные с перевозкой угля железнодорожным транспортом".

О текущей ситуации по развитию угольной промышленности в Республике Хакасия

Стабильный рост в развитии угольной отрасли региона отмечен с 2009 года, объемы добычи выросли в 2 раза с 10,1 млн тонн до 24,3 в 2018 году.

В настоящее время Хакасия добывает порядка 5% общего объема добычи угля в России (в 2009 году – 3,5%). За первое полугодие текущего года в Хакасии добыто каменного угля более 13,5 млн тонн, что выше аналогичного периода прошлого года на 10,8%, на Черногорском и Изыхском месторождениях добыто 14,3 млн тонн, на Бейском – 10 млн тонн.

Поступления в бюджет от угледобывающих предприятий региона по налогу на прибыль, НДПИ и НДФЛ в период 2015-2017 имеют тенденцию к увеличению. Так, в 2018 году поступления по налогу на прибыль (с учетом переплаты) увеличились более чем в 2 раза, по НДПИ – на 6%, по НДФЛ – на 25%. Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия с 2015 года по 2018 год возросла с 5,08% до 10,55%, что в абсолютном выражении составило 1,041 и 2,639 млрд рублей соответственно.

Добыча (прогноз) каменного угля в Республике Хакасия.

К 2035 году недропользователями запланировано осуществить добычу каменного угля с Черногорского и Изыхского в объеме 18,5 млн тонн, а с Бейского месторождения – 50 млн тонн, всего по Республике Хакасия – 68,5 млн тонн.

Экономические показатели развития угольной промышленности Республики Хакасия

В Республике Хакасия сформирован перспективный центр угледобычи в стране, способный наращивать объемы добычи и переработки продукции.

Угольная отрасль дает работу более 4,6 тыс. человек, рост составил более 10,7% к прошлому году.

Учитывая интенсивное развитие отрасли и мультипликативный эффект в смежных отраслях производства и сферы услуг, занятость населения даст дополнительно работу еще порядка 9,7 тыс. человек (в соответствии с инвестиционными проектами угледобывающих предприятий планируется создание новых 4,7 тыс. рабочих мест и 5 тыс. рабочих мест в смежных отраслях).

При этом на протяжении ряда лет к концу календарного года происходит накопление готовой продукции на складах угледобывающих предприятий более 2,5 млн тонн.

Ежегодно не дополученные доходы в бюджетную систему составляют значительные суммы, так в 2017 году более 211 млн рублей, в том числе в бюджет Республики Хакасия более 166 млн рублей, в 2018 году более 500 млн рублей, в том числе в бюджет Республики Хакасия более 210 млн рублей.

Риски развития угольной отрасли.

На сегодняшний день ключевыми проблемами являются – снижение потребления каменного угля в мире, снижение цены в 2 раза, низкая производительность труда на 1 работника (в настоящее время отличия в производительности труда на 1 работника составляют: США – в 5 раз, Австралия – в 2 раза), низкая пропускная способность железных дорог в Восточном направлении, которая усугубляется ростом производства и отгрузки продукции из Кемеровской области (транзитные грузы), реализации проектов по освоению угольных месторождений в Республике Тыва.

Снижение цен на Западе и на Востоке. В Западном направлении (Европейский рынок) в январе 2018 года цена составляла 84 доллара США за тонну, а в июле

2019 года 50 долларов США за тонну, в Восточном направлении (Азиатско-Тихоокеанский регион) в январе 2018 года составляли 103 доллара США за тонну, а в июле 2019 года 86 долларов США за тонну.

Мировая экологическая политика по замещению угля другими, более «чистыми» источниками энергии (газ, солнечная и прочие виды возобновляемых источников энергии), что влияет на цены и объемы сбыта, а в совокупности с низкой пропускной способностью железных дорог дополнительно отражается на объемах сбыта.

Динамика снижения цен по направления Восток и Запад.

Особо остро падение цен ощущается при отгрузке в направлении портов

Усть Луга, Мурманск, Рига через которые происходят основные поставки в Западную Европу. Динамику снижения по направлениям Восток и Запад можно проследить в графиках Argus Media group от 04.09.2019года.

Согласно данным международного издания Argus Media group от 04.09.2019года, стоимость покупки энергетического угля с теплотой 6000 ккал/кг. при условии отгрузки FCA Кузбасс, составляет 5,85$ в направлении порт Усть-Луга или 4,75$ в направлении Мурманского порта, в восточном направлении цена составляет 11,76$ (порт Восточный). Данные условия применимы ко всем разрезам Республики Хакасия, которые находятся восточнее Кузбасса в 350-400км. Соответственно при цене 5,85$ отгрузка угля становиться убыточной и даже с отрицательными значениями.

Кроме того, буквально накануне спада мировых рынках угля ФАС продлила действие экспортной надбавки к тарифу РЖД в размере 8%, которая должна быть отменена с 2019года. Причем если раньше для угольщиков действовал понижающий коэффициент, обнулявший надбавку, теперь его отменили. Одновременно появилась надбавка в размере 6% к тарифу на порожний пробег.

Так по расчетам, стоимость перевозки угля на маршруте Черногорские Копи – Находка – Восточная в результате всех индексаций рост в январе к декабрю составил 11,85% в груженом рейсе и 9.77% при возврате порожнего вагона.

На сегодня лимит пропускной способности, на рентабельных Восточных направлениях достигнут, цена на Западе достигла исторического минимума – ниже рентабельности, произошел существенный рост ЖД тарифов.

Предложения по проблемам связанным с перевозкой угля железнодорожным транспортом.

Учитывая все аспекты сложившейся на сегодняшний день ситуации на мировых рынка угля, что на протяжении ряда лет к концу календарного года происходит накопление готовой продукции на складах угледобывающих предприятий более 2,5 млн тонн. Правительство Республике Хакасия предлагает:

Рассмотреть возможность снижения тарифов для угледобывающих компаний Республики Хакасия на транспортировку угла со стороны ОАО «РЖД» и операторов вагонов по всем направлениям

ОАО «РЖД» обеспечить равноправный доступ всех грузоотправителей при вывозе угольной продукции в Восточном направлении в рамках действующих Единых Технологических Процессов станции отправления

Увеличить и установить гарантированную квоту на вывоз угольной продукции в Восточном направлении для угледобывающих предприятий Абаканского региона Красноярской железной дороги.

Увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры путей общего и необщего пользования, станции Камышта.

http://19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/109799-ugol-varyagi-problemy-i-uspekhi-zamgubernatora-khakasii-konstantin-kharisov-dal-intervyu-19rus-info