«Механическое сердце страны», –

можно и так назвать машиностроительную отрасль. Пока бьется это сердце, пока производятся в стране собственные машины, оборудование, станки, агрегаты, подземные комбайны — страна живет


Машиностроение — такая сфера, где необходимы достижения ученых, творческая мысль конструкторов, стратегический подход инженеров и высокая квалификация рабочих. И все это нужно выстроить в единую работающую схему. Если в стране отсутствует хоть один элемент этой схемы, то о каком суверенитете и независимости этого государства может идти речь? Машиностроение — это база, на которой стоит вся промышленность страны.

Наш рассказ — про развитие этой отрасли в Прокопьевске, который вынужденно ушел от монозависмости.


 

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечали машиностроители. В Прокопьевске есть кого чествовать в этот день. Доля машиностроения в экономике города растет и уже является более приоритетной, чем угледобывающий сектор. Город постепенно уходит от моноотраслевой экономики. На территории Прокопьевска работают более полутора десятков предприятий, производящих продукцию машиностроения. И они хорошо известны за пределами не только города, но и Кузбасса.

Да, было время, когда в нашем городе заводы закрывались, на предприятиях машиностроения сокращали производство и кадры. Теперь ситуация меняется. Часть заводов сумела выжить, перестроиться под новые условия, найти свою нишу в экономике. Сохранить кадры, в том числе и конструкторские, чтобы разрабатывать свои уникальные идеи и замыслы. Воплощать их в жизнь.


Например, «Горэкс-светотехника» является ведущим в России предприятием, специализирующимся на производстве взрывозащищенного горно-шахтного оборудования, шахтной автоматики, взрывозащищенной электротехники, средств защиты от поражения электрическим током. Предприятие также является разработчиком и производителем взрывозащищенного и общепромышленного электрооборудования, предназначенного для использования в электрических цепях газовой, нефтяной, химической, горнорудной промышленности и других взрывоопасных производствах. Завод имеет разветвленную сбытовую сеть по всей территории России, странам ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдова) и странам дальнего зарубежья (Румыния, Иран, Вьетнам).

Сейчас «Горэкс-светотехника» разрабатывает и производит продукцию для газовиков и нефтяников, работает для судостроительной отрасли. Каждый год пополняет номенклатуру изделий. Причем изделий собственной разработки!


 

Еще один хороший пример из машиностроительной отрасли Прокопьевска — завод ООО «Трансинтермаш». Это предприятие стало одним из первых резидентом территории с опережающим социально-экономическим развитием в Прокопьевске. На нем производят уникальную продукцию — составные полимерно-металлические конвейерные ролики.

— Такую продукцию никто в стране не выпускает, — рассказывает Игорь Демьяненко, генеральный директор предприятия. — При сравнении роликов одинаковой длины вес составного полимерно-металлического ролика в два раза меньше веса гладкого металлического ролика, а вращающаяся масса ролика новой конструкции в три раза меньше. Это дает существенную экономию электроэнергии при транспортировке груза конвейером, до 20%. Учитывая ресурс составного ролика, который от 3 до 7 раз выше, чем у металлического, то это тоже дает экономию. Более того, высвобождается персонал, который обслуживает конвейер. Наши ролики востребованы в угольных шахтах, на обогатительных фабриках, рудниках, теплоэлектростанциях, мусороперерабатывающих заводах, в портах, всюду, где используется конвейерная транспортировка грузов. Все крупные холдинги, которые есть в Кузбассе, сотрудничают с нами. Поставляем продукцию в восточные и северные регионы страны.


 

Легенда прокопьевского машиностроения — завод «Электропром». Бывшая «Электромашина». Конечно, теперь на этом заводе трудится в разы меньше людей, чем лет тридцать назад, и объем выпускаемой продукции снизился. Но в последние полтора года ситуация стала меняться в лучшую сторону. Оборонные заказы растут. Вот только сказать, на сколько они увеличились и какие это заказы, нельзя. Дело касается государственной безопасности.

— Основными целями развития нашего завода являются увеличение объемов производства в разы и превращение в передовое электротехническое предприятие в России, — говорит Геннадий Вдовкин, главный инженер ООО «Электропром». — Работа для этого проводится колоссальная. По всему заводу идут ремонты и реконструкции цехов, зданий. Полным ходом меняется логистическая цепочка технологических процессов. Когда-то на заводе работало более десяти тысяч человек. Сейчас людей и производственных площадей требуется гораздо меньше. Мы уже переместили управление и лаборатории ближе к производству. То есть оптимизируем производственный процесс. Благодаря этому мы без особых проблем уже увеличили производительность труда и снизили потери во времени. Сейчас работаем в новом направлении — ремонт двигателей для гособоронзаказа. А также развиваем сотрудничество с предприятиями РЖД. Получили заказ на разработку двигателя постоянного тока. Это серьезная задача. Наши специалисты создадут двигатель с нуля до серийного производства. Такие двигатели в стране не производят. То есть мы выполняем задание и по импортозамещению.

— Число заказов увеличивается, и есть задел на два года вперед, — дополняет Юрий Лопатин, коммерческий директор «Электропрома». — У нас появились новые заказчики, развиваем сотрудничество с постоянными. Например, сейчас для РЖД мы изготавливаем двигатели, которыми ежемесячно оснащают тридцать новых локомотивов. Если железнодорожникам потребуется больше нашей продукции, то мы готовы ее предоставить. Наша продукция востребована газовиками, нефтяниками, энергетиками, при строительстве ТЭЦ, ГРЭС и так далее. Объемы заказов таковы, что планируется увеличение производства. А значит, будем модернизировать станочный парк, обучать молодых специалистов. По всем направлениям у нас работают программы развития, и уже можно сказать, что результат есть. Сейчас мы приглашаем на работу слесарей, токарей, фрезеровщиков и других специалистов-станочников. У нас хорошо развито наставничество, поэтому мы готовы обучать даже ребят, закончивших только школу. Добро пожаловать в машиностроители!

Впрочем, молодых специалистов и желающих стать ими сегодня ждут на всех машиностроительных предприятиях города. Рабочие руки механическому сердцу сегодня очень нужны! Другие времена настали.

Игорь СЕМЕНОВ


Интервью в тему

Прокопьевское предприятие «Горэкс-светотехника» почти треть своей продукции отгружает на экспорт. Среди покупателей — Вьетнам, Иран, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Болгария, Украина, Белоруссия, Казахстан, Болгария.

О том, как работать на внешнем рынке, я расспросил Сергея Богуславского, заместителя директора «Горэкс-светотехника» по маркетингу.

— Удивился, что вы работаете с Украиной. Думал, что все производственные и торговые связи утеряны в свете последних событий. Как работается с украинской стороной?

— Политика мешает, а в остальном нормально сотрудничаем. У нас есть свой представитель в Харькове. Украина закупает у нас светильники, шахтовую автоматику, практически всю линейку продукции. Но небольшими партиями. Дело в том, что на Украине еще в советские времена было построено много заводов, работающих на угольную промышленность. Некоторые до сих пор в строю, действуют. В принципе, Украина может свою угольную отрасль обеспечить всем необходимым. Но по некоторым позициям мы предлагаем лучшую цену, а потому предпочтение отдают нам.

— Как мешает политика в работе с украинской стороной?

— На таможне и российская сторона, и украинская очень дотошно и тщательно проверяют все документы на продукцию. Проверяют контрагентов и так далее. А сейчас еще ввели новые пошлины на российскую продукцию. Сами понимаете, что пошлины направлены на то, чтобы наш товар по цене стал менее привлекательным на украинском рынке сбыта. Существует также проблема с платежами. Некоторые банки вообще отказываются работать с Россией. Нашли вариант, но платежи идут очень долго. К примеру, платежи с Казахстаном проходят в считанные часы. С Украиной это затягивается почти на неделю. Пока пройдут все проверки… Крайне неудобно работать стало за последние пять лет.

На восточном направлении у нас другие проблемы. Но они понятные. Китайские производители захватывают рынки сбыта. По соотношению цена/качество с ними почти невозможно конкурировать. Но кое-где получается. Поэтому отгрузка продукции с нашего завода в восточном направлении тоже идет.

Потенциально хороший рынок сбыта — Иран. У них есть шахты, неф­те- и газодобывающая отрасль. Но нет своей промышленности, которая бы обеспечивала шахтеров и нефтяников оборудованием, инструментами. Поэтому им нужно все. Когда мы были в Иране, то увидели, что некоторые шахты работают еще на нашем советском оборудовании. То есть на том, что выпустил в свое время ПЗША.

— Иран десятилетия находится под санкциями. И тем не менее играет немаловажную роль в региональной политике. Как живет эта страна?

— Достаточно европейская по внешнему виду страна. Только алкоголь там запрещен. Так что шампанским подписание контракта не отмечают. Девушки хиджабы носят. А в остальном все у них нормально. Мужчины одеты, так же как и мы — костюмы, пиджаки. Даже и не сказать, что страна давно под санкциями. Сотовые телефоны у всех, есть своя платежная электронная система, которую они создали раньше, чем мы свою. Сложностей в общении нет, если знаешь английский. Хотя восточная хитринка у всех стран из того региона в переговорах есть. Но сейчас все во всем мире пытаются схитрить, найти свою выгоду.

Но простой народ очень любит русских. Нас повезли на шахту в какой-то провинциальный город, так там люди вышли на улицу и нашему кортежу приветственно махали руками, искренне радовались — русские едут! Трудно представить, что если бы к нам приехала иранская делегация, то ее бы так народ приветствовал.

Есть еще одна особенность работы с нашими бывшими южными республиками и Ираном. Они привыкли по старой памяти, что им все поставлялось бесплатно или в долг, который прощали. И думают, что русские и сейчас такие же щедрые.

Было непривычно в Иране то, что во время выставки в громкоговорители объявляется время молитвы, намаз, и все откладывают дела и начинают молиться. Кстати, выставка проходила в очень интересном в архитектурном смысле здании. С восточным колоритом. Там вообще очень интересная архитектура. Все ухожено, лоск повсюду. Как в Москве. Санкции не заметны. Только видно, что пропаганда активна. Везде портреты руководителя страны. США там очень не любят. Иногда можно увидеть перечеркнутое изображение американского флага.

— Как идут дела с Казахстаном?

— Эта страна очень тесно сотрудничает с российскими заводами. Есть и своя промышленность. В отличие от Украины работать с казахстанской стороной проще. Как только Казахстан вошел в Таможенный союз, так стало намного удобней. Раньше был просто кошмар. На таможне к документам были постоянно мелкие придирки. Сейчас все максимально просто. Но все же на востоке слишком прижилась система «откатов». Это очень мешает бизнесу.

Казахстан у нашего завода берет практически все: светильники, зарядные станции, шахтное оборудование. Но небольшими партиями. Часть оборудования закупает у Китая. Если на Украине мы конкурируем с местными производителями, то в Казахстане с китайцами.

Наш завод традиционно работает с зарубежными странами. Нельзя сказать, что мы что-то новое в этом направлении для себя открыли. Еще с советских времен, тогда завод ПЗША поставлял продукцию в эти регионы. Мы просто возвращаемся или укрепляемся на прежних рынках сбыта. Только стало сложнее, чем полвека назад. Конкуренция. И некоторые политические нюансы.

Игорь СЕМЕНОВ

 


2024-МАЙНИНГ