Белорусские «карьеристы» делают карьеру

Кузбасс остается одним из главных покупателей самосвалов БЕЛАЗ в России


Наращивание мощности и повышение эффективности производства — текущая потребность угольной отрасли. Обе тенденции неразрывно связаны с увеличением объема добычи и уменьшением себестоимости на тонну перевозимого груза. Решать последнюю задачу позволяет регулярное обновление парка горнотранспортной техники, в том числе — белорусских машин разных «семейств».

Расширяем модельную линейку

По данным ООО «БЕЛАЗ-24» (эта компания — официальный представитель ОАО «БЕЛАЗ»), в Кузбассе работает около 2,5 тысячи карьерных самосвалов БЕЛАЗ. Наибольшей популярностью пользуются проверенные временем модели БЕЛАЗ-7555В (грузоподъемностью 55 тонн), БЕЛАЗ-75131 (130 тонн) и БЕЛАЗ-75306 (220 тонн).

В частности, АО «УК «Кузбассразрезуголь» (предприятие сырьевого комплекса УГМК) завершило запланированное на 2019 год обновление парка технологического автотранспорта.

Было приобретено 49 единиц 220-тонных самосвалов БЕЛАЗ-75306 и 24 автомобиля БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн.

Появились на разрезах компании и новинки: четыре углевоза БЕЛАЗ-75583 грузоподъемностью 90 тонн, а также десять 360-тонных машин БЕЛАЗ-75605. Эта самая современная модификация сверхтяжелых самосвалов серии 7560.

Приобретение машин высокой грузоподъемности вызвано курсом на увеличение объемов добычи и производительности и ввод в эксплуатацию экскаваторов большой единичной мощности, для эффективной работы которых требуются соответствующие их производительности самосвалы. Самыми востребованными, как сообщил Сергей Рябкин, начальник управления автомобильного транспорта АО «УК «Кузбассразрезуголь», остаются 220-тонные машины, на долю которых приходится 2/3 всего парка карьерных автомобилей.

В рамках договора между ООО «УК Мечел-Майнинг» и ООО «БЕЛАЗ-24», угольная компания «Южный Кузбасс» закупила в нынешнем году восемь карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн и три — грузоподъемностью 130 тонн. Еще четыре БЕЛАЗа по этому договору поступят на Коршуновский ГОК — единственное в Восточной Сибири предприятие по добыче и обогащению железной руды.

— Сейчас многие компании делают ставку на увеличение мощностей для перевозки груза. Но приятно, что БЕЛАЗ не забывает при этом об улучшении сервисного обслуживания — уменьшению простоев техники, обеспечению запасными частями. Мы, как клиенты, это только приветствуем. Что касается обновления технологического автопарка, то это — одно из важных направлений программы капитальных вложений на наших горнодобывающих предприятиях. Приобретение новых карьерных самосвалов позволит увеличить добычу и объем вскрышных работ, — отметил Павел Штарк, генеральный директор «УК Мечел-Майнинг».

На АО «Междуречье» планируется поставка 24 самосвалов БЕЛАЗ-75306 и БЕЛАЗ-75131 до июня 2020 года. Первые пять большегрузов из этой партии уже поступили в Междуреченск и приступили к работе.

— Наш разрез развивается по определенной производственной программе. Мы остановились на парке машин, которые более мобильны, могут работать под разными типами экскаваторов, передвигаться по имеющимся дорогам. Благодаря грамотным эксплуатации и сервисному обслуживанию нам удается добиться, чтобы самосвалы достигали максимального пробега в миллион и чуть больше километров, — уточняет Виктор Шнейдер, начальник службы ремонта компании. — Немаловажно и то, что производители стараются учитывать наши пожелания, например — внести изменения в конструкцию самосвалов для обеспечения удобства и безопасности водителя.

Подрастающее поколение…

Не оставляет Кузбасс без внимания и новинки белорусских автомобилестроителей. БЕЛАЗ постоянно внедряет разработки, которые помогают эксплуатационные расходы снижать, а общую эффективность использования техники, наоборот, повышать. Одним из главных экспонатов престижной международной выставки «Уголь России и Майнинг-2019», прошедшей в июне в Новокузнецке, стал карьерный самосвал БЕЛАЗ-75585 — очередная модификации модельного ряда 7558. Эта серия вошла в историю как первая в мире, где модели грузоподъемностью 90 тонн имеют электромеханическую трансмиссию переменного тока.

В новой модели конструкторы увеличили мощность двигателя с 1050 до 1200 лошадиных сил, что позволяет самосвалам развивать скорость до 60 километров в час, увеличивать скорость передвижения груза по карьеру.

Еще одним плюсом в увеличении производительности стали улучшения в системе опрокидывающего механизма машины — был ускорен темп подъема-опускания платформы.

Применение на самосвале ряда технических решений в конструкции кабины и платформы, внедрение многофункциональной электронной панели, выполняющей роль бортового компьютера, системы видеообзора и т.д. улучшает безопасность самосвала.

Немаловажную роль в улучшение эксплуатационной привлекательности 90-тонника играет электромеханическая трансмиссия переменного тока. Так, в сложных метеорологических условиях, когда дорога становится скользкой, электромеханика ведет себя лучше, чем гидромеханика: на подъемах электродвигатели позволяют работать трансмиссии без пробуксовки. Благодаря габаритам машины, сопоставимым с размерами карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7555, ее можно использовать в карьерах, предназначенных для машин грузоподъемностью 55-60 тонн, что позволяет экономить дополнительные средства для разработки месторождений.

Прямо с выставки БЕЛАЗ-75585 отправился в адрес ООО «ТК «Регион 42». Что неудивительно — оказывается, компания уже несколько лет проводит сравнительный анализ эксплуатационных и экономических показателей белорусского 90-тонника с одинаковыми по грузоподъемности самосвалами других стран. И отдает предпочтение БЕЛАЗу, имеющему лучшую производительность при одновременном снижении затрат содержания и обслуживания.

Эту позицию разделяют и в ряде других кузбасских компаний. К примеру, в этом году по договору с ООО «БЕЛАЗ-24» холдинг «ПМХ-Уголь» получил двадцать один БЕЛАЗ-75581 и десять БЕЛАЗ-75585 — почти на 3 миллиарда рублей.

— Новые машины закуплены в рамках реализации нашей инвестиционной программы по стопроцентному обновлению парка карьерной техники на участке «Коксовый». Это — большой шаг к обеспечению высоких и стабильных производственных показателей, и кроме того, он дает возможность отказаться нам от услуг подрядных организаций. — сообщил Дмитрий Семенов, коммерческий директор «ПМХ-Уголь».

А на разрезе «Березовский» (ЗАО «Стройсервис») начаты промышленные испытания новой модели карьерного самосвала — БЕЛАЗ-75320 грузоподъемностью 290 тонн.

Новый самосвал органично вписался в те условия, где эксплуатируются 220-тонные БЕЛАЗы. Виталий Петров, директор по транспорту ЗАО «Стройсервис», отмечает, что важным преимуществом нового карьерного самосвала грузоподъемностью 290 тонн является возможность его эксплуатации в уже существующих технологических условиях, а плавное повышение грузоподъемности увеличивает производительность и сокращает себестоимость добычи и перевозки горных пород.

Доступность и оперативность

Высокое качество техники играет значимую роль в организации производственного процесса. Но не менее важно грамотно поставить послепродажную поддержку самосвалов. Понимая это, в прошлом году компания «БЕЛАЗ-24» приступила к реализации масштабного проекта по строительству в Кемеровской области сервисного центра технического обслуживания и ремонта карьерной техники БЕЛАЗ всех моделей и классов грузоподъемности. Общие инвестиции в проект составят более 800 миллионов рублей.

Местом расположения центра выбран Белово — один из моногородов, испытывающих в последние годы определенные проблемы с развитием промышленной инфраструктуры и трудоустройством местных жителей. Введение в эксплуатацию данного объекта, как уточнил Константин Якушев, управляющий директор ООО «БЕЛАЗ-24», даст региону около 250 новых рабочих мест, налоговые отчисления за пять лет составят порядка 400 миллионов рублей.

На территории центра планируется соединить различные компетентности, объединив поставщиков, сервисное обслуживание, учебные организации. Он, в частности, будет оснащен лучшим современным специализированным оборудованием для проведения капитальных и текущих ремонтов узлов и агрегатов карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-450 тонн, ремонта гидравлических систем и электропривода, оснащен складским комплексом с широким ассортиментом оригинальных запасных частей. Общая площадь помещений составит 10,2 тысячи квадратных метров.

Доступность услуг в любое время, сертифицированный сервис и оперативное решение возникающих у предприятий в процессе эксплуатации техники проблем позволит минимизировать время простоя машин, снизить риски закупки некондиционной продукции, а следовательно, повысить эффективность производства.

Проект поддержала администрация Кемеровской области, которая помогла компании «БЕЛАЗ-24» попасть в федеральную программу по развитию моногородов и получить субсидию от государства на обустройство инфраструктуры. При этом, к слову, компания учла требования властей по «правильной» организации логистики — подъезды и передвижение транспорта будут осуществляться по новой технологической дороге, не используя дороги общего пользования.

Основными потребителями услуг сервисного центра станут горнодобывающие, металлургические и транспортные предприятия не только из Кузбасса и соседних регионов России, но и из стран ближнего зарубежья.

Предполагается, что центр начнет работу во втором квартале 2020 года.

Лучший белазист мира — кузбассовец

В октябре на полигоне Белорусского автозавода в Жодино состоялся первый чемпионат Клуба операторов «БЕЛАЗ».

В соревновании приняли участие около 40 лучших белазистов из России, Беларуси, Украины и Казахстана. Кузбасс на чемпионате представляли шесть компаний.

В первый день операторам необходимо было продемонстрировать теоретические знания и практические навыки управления автосамосвалом. Участники отвечали на вопросы по правилам дорожного движения, охране труда, техническому оснащению самосвалов, показывали эффективное прохождение полосы препятствий на время. Во второй день проходили финальные заезды в двух категориях: БЕЛАЗ-7555 и БЕЛАЗ-75131. Оператор с кузбасского разреза «Шестаки» Евгений Сидоров единственный из участников прошел полосу препятствий без ошибок и уложился в три минуты семь секунд, на порядок опередив ближайших соперников.

— Очень рад, что смог победить, — делится впечатлениями Евгений. — Очень помогло то, что в конкурсе «Лучший по профессии» в нашей компании подобные трассы гораздо сложнее. Для меня большая честь посвятить эту победу 25-летию ЗАО «Стройсервис», предстоящим 50-летию разреза «Шестаки» и 300-летию Кузбасса!

На подходе —  карьерные роботы

Нынешним летом в Кемерове впервые прошла проектная сессия по обсуждению проекта «Цифровое горное предприятие», инициированного в рамках формирования научно-образовательного центра «Кузбасс». Много внимания, в частности, было уделено вопросам развития технологии роботизации в горной промышленности.

Это направление особенно важно на опасных производствах. К примеру, за счет удаления человека из опасной зоны можно повысить безопасность открытых горных работ. И именно БЕЛАЗ является одним из пионеров в разработке роботизированной карьерной техники на постсоветском пространстве.

Еще в 2015 году компания представила прототип карьерного самосвала БЕЛАЗ-7513R на базе 130-тонника, способного выполнять весь производственный цикл — от выхода на маршрут и движения к предполагаемому месту загрузки до остановки для погрузки, возврата на исходную точку. Роботизированный БЕЛАЗ оснащен компьютерным оборудованием, которое, благодаря специальным радарам и камерам, видит препятствие впереди и сзади, а также высокоточным навигационным оборудованием, исполнительными механизмами с обратной связью, отвечающими за поворот колес, торможение, подъем кузова.

Опыт работы в этом направлении был представлен во время сессии в Кемерове. Что касается перехода от теоретических разработок к практике, то БЕЛАЗ уже поставил два самосвала-робота на разрез «Черногорский» (Республика Хакасия), где для обкатки в реальных условиях созданы необходимая инфраструктура и система диспетчеризации. Пока идут промышленные испытания.

Беспилотные карьерные самосвалы движутся по выделенному участку разреза протяженностью 1 350 метров и перевозят вскрышную породу. Планируется, что эксплуатация роботов перейдет в круглосуточный режим и этот цикл будет повторяться без необходимости непосредственного участия человека в этом процессе. основной ожидаемый эффект от использования роботизированной техники — уменьшение затрат на эксплуатацию машин, изменение параметров ведения горных работ (ширина зоны погрузки, дорог, изменение углов бортов карьера).

Наряду с роботизацией карьерных самосвалов на ОАО «БЕЛАЗ» занимаются и роботизацией погрузочных средств. Сегодня изготовлен и проходит испытания первый образец фронтального погрузчика БЕЛАЗ-78250 с дистанционным управлением.

В Кузбассе также планируют начать развивать данное направление. Интерес к роботизированной горной технике проявил, в частности, АО ХК «СДС-Уголь».

В дальнейших планах развития роботизации карьерных самосвалов — создание робота-челнока, в котором будет отсутствовать кабина оператора. Производительность техники увеличивается за счет уменьшения времени цикла перевозки горной массы (отсутствуют маневры разворотов при постановке транспортного средства под погрузку и разгрузку).

Также ОАО «БЕЛАЗ» работает над созданием таких перспективных на сегодняшний день машин, как дизель-троллейвозы. Эксплуатация техники этого класса позволяет не только повысить экономию средств потребителя, но и значительно улучшить экологию в месте их работы. Среди этих разработок:

  • дизель-троллейвоз — карьерный самосвал, который на определенном участке карьерной дороги в качестве источника энергии использует внешний источник электрической энергии, за счет этого увеличивается скорость карьерного самосвала и экономится дизельное топливо — основной источник затрат при добыче полезных ископаемых открытым способом;
  • электро-троллейвоз — карьерный самосвал, который в основном использует внешний источник энергии от троллейных линий и только в местах погрузки и разгрузки переходит на собственный источник питания в виде аккумуляторных батарей;
  • самосвал-электровоз — карьерный самосвал, который в качестве источника энергии использует тяговые аккумуляторные батареи.

Реализация первых двух разновидностей карьерных самосвалов уже идет на ОАО «БЕЛАЗ». Для проведения испытаний, настройки оборудования, проведения исследовательских работ на территории заводского полигона планируется установить контактную троллейную линию общей протяженностью 504 метра. Ведутся работы по созданию системы управления троллейвозным оборудованием собственного производства для создания на базе карьерного самосвала БЕЛАЗ-
75306 грузоподъемностью 220 тонн дизель-троллейвоза.

Павел АЛЕКСАНДРОВ


2024-МАЙНИНГ