Варварин сапожок

Самые первые шахтерские традиции, получившие распространение по миру, уходят корнями в быт горняков Германии и стран Британии


Смотреть фотопроект >>>

Родина обычаев

Рудокопы вплоть до XVIII века оставались настоящими крепостными. Замкнутый образ жизни — селились целыми семьями в заброшенных выработках — породил уникальную профессиональную касту со своим уставом, праздниками, обычаями, культовыми обрядами и легендами. Весь мир для приписанных к шахте рабочих сужался до маленького пространства вокруг штрека и уходил в глубокое подземелье. Спустился работать, деваться уже некуда. Вокруг — замкнутый участок без горизонта. Либо будешь общаться, поддерживать другого и поднимешься с ним потом живым, либо будешь сам в себе. Так же предполагалось ладить с ирреальными сущностями, населяющими подземный мир.

Подземелья, в которых проходила вся жизнь рудокопов, порождали массу легенд и суеверий, которые прочно вплелись в шахтерские традиции.

В Корнуолле — по сию пору самом загадочном графстве Британии — шахтеры старались не метить крестами стены горной выработки: их терпеть не могут незримые маленькие человечки, живущие в глубине штрека. Эти странные создания способны как облегчить работу шахтера, так и сделать ее невыносимой. Так что лучше не злить их понапрасну. А еще корнуоллские шахтеры почему-то никогда не произносили слова «кошка» в забое, а если кошка входила в шахту, работы приостанавливались.

Стаффордширские рудокопы боялись увидеть во сне порванную обувь — это «сулит аварию». У угольщиков Уэльса пятница ассоциировалась с несчастьем, и шахтеры под любыми предлогами отказывались работать в этот день, стараясь обходить шахту как можно дальше.

Калифорнийский город-приз­рак Боди возник на месте, где золотоискатель Боди в 1859 году обнаружил золото. Он умер, так и не увидев город, который назвали его именем. Боди был заброшен через несколько лет после того, как иссякли золотые прииски. Теперь призраки Боди защищают свои сокровища от вероломных воров. Если вы возьмете что-то с собой из старого города — даже гальку, вас настигнет проклятие, и вы станете невезучим. Единственный способ избежать проклятия — вернуть украденную вещь. Каждый год смотрители парка в Боди получают посылки с украденными из Боди вещами. Их посылают люди, которые желают избавиться от проклятия.

Во многих регионах некоторые виды птиц считались вестниками смерти, стаи малиновок или диких голубей над шахтой сулили большое несчастье. Известны случаи самой настоящей паники, после того как в округе штрека замечали этих птиц, шахтеры отказывались выходить на работу в этот день. Говорят, что в сентябре 1901 года перед взрывом на ланбрадахской шахте, за несколько дней до катастрофы на подземной насосной станции горняками было обнаружено гнездо малиновки. Это посчитали дурным предзнаменованием, потому что малиновку видели на шахте «Сенгенидд» перед взрывом.

А вот присутствие крыс — наоборот — говорит о том, что все в порядке. Почти все шахтеры прислушиваются к чутью крыс: если те массово бегут из забоя, значит, чувствуют приближающуюся опасность. Хотя летом зверьки выбираются наружу, чтобы погреться на солнце и найти пропитание, а ближе к зиме возвращаются обратно в шахту, в которой круглый год температура порядка двадцати градусов тепла. Там хвостатых подкармливают шахтеры. Кстати, говорят, что их крысы не кусают. Наверное, потому что крысиным зубам тяжелые шахтерские сапоги не под силу.

Корнями из древности

Многие горняцкие праздники связаны с религиозными традициями, например, днями почитаемых святых. По сию пору в германском городе Штеенбурге (Саксония), история которого тесно связана с горнорудным делом, на Рождество в вертепе около протестантского собора рядом с яслями младенца Христа стоит Иосиф в полном шахтерском облачении. Почти вся шахтерская Европа и поныне проводит свой профессиональный праздник в честь святой великомученицы Барбары (Варвары) — покровительницы горняков. Но кроме торжеств в честь святой Барбары в странах Европы с давними местными историческими традициями проводятся свои уникальные праздники.

На протяжении полутора тысячелетий святой Пиран (также Перран) почитается как покровитель корнуоллских углекопов, рудокопов, особенно добытчиков олова, а также он один из небесных покровителей всей области. Потомки корнуоллских горняков отмечают профессиональный праздник ежегодно в марте в День святого Пирана. На протяжении веков горняки, шахтеры Корнуолла призывали святого Пирана в своих молитвах, просили его укрепить и благословить их в крайне нелегком труде. В память о духовных подвигах Пирана верующие корнуолльцы организуют ежегодные «шествия святого Пирана» к его кресту в Перранзабуло. Сотни участников шествия одеваются в одежду белого, черного и золотого цвета, несут в руках «флаг святого Пирана» и кладут рядом с крестом нарциссы.

В Чехии потомки рудокопов старинного горняцкого города Кутна-Гора летом празднуют «Королевское посеребрение Кутна-Горы». Это очень красивое мероприятие, за которым стоит многовековая историческая традиция. Королевское посеребрение — это настоящее путешествие в прошлое, воссоздание событий 620-летней давности с рыцарскими турнирами, ярмарками, гуляньями, танцами и, разумеется, торжественным посещением Кутна-Горы королем Вацлавом IV и его супругой Софией Баварской.

В словацком городе Банска-Штьявница, одном из древнейших шахтерских поселений в Европе, осенью проводится «Саламандровское шествие». Несмотря на то, что полезные ископаемые вокруг города иссякли, а последняя шахта закрылась здесь в 2001 году, жители ежегодно вспоминают легенду о возникновении города. По преданию, блуждающий в округе пастух увидел двух ящериц, греющихся на солнце, — серебряную и золотую. При виде человека они спрятались под камнем. Подняв его, пастух нашел два самородка, золотой и серебряный. Так и возник на этом месте город, жители которого — потомки злато- и сребродобытчиков — почитают ящериц.

Российская традиция

В России горное дело формировалось на основе германского опыта. Вместе с технологией и управлением добычей на рудниках внедрялись иностранная терминология и обычаи.

«В официальных бумагах того времени везде писалось — «бергайер» (от немецкого Berghauer — забойщик по породе, горнорабочий, рудокоп). А горнорабочие насмешливо называли себя «бергалами». Горного мастера (штейгера) презрительно называли «щегарем». Русский писатель А.И. Куприн в своих документальных рассказах об угольных шахтах Донбасса, повествуя о тяжелой и бесшабашной жизни углекопов, отмечает, что они с ненавистью относились к иностранным владельцам и управляющим шахтами, называя их «жирными… буржуями, которые… так и не выучили русского языка». (Журнал «Горная промышленность», 2015 год).

Тем не менее из-за больших расстояний российские горняки не имели возможности для общения, как их европейские коллеги, поэтому в различных регионах России верования и фольклор шахтеров стали формироваться в локальном направлении.

Например, всем известный дух Донбасса — Шубин, легенды о котором записали собиратели фольклора Борис Горбатов и Леонид Жариков, — чисто местное «изобретение». Часто выручает он шахтеров, предупреждая об обвалах, реже пугает нерадивых. И уж совсем редко может указать место угольного пласта. Поэтому у донбасских шахтеров с ним связан целый ряд ритуальных суеверий. Например, чтобы не обидеть Шубина случайно, делятся с ним тормозком, говорят уважительно. Даже выпускается пиво с его именем: «Добрый Шубин».

Святая Варвара

В России покровителями горняков, кроме Варвары, считались (и до сих пор считаются) святой Николай Чудотворец, святой Ма­карий Египетский, святой Прокопий Устюжский (в честь него назван кузбасский город Прокопьевск), а также святая велико­мученица Екатерина.

Святая великомученица Вар­вара, главная покровительница шахтеров, и по сегодняшний день являет для них пример истинного мужества. В забоях шахт во всех концах света можно встретить иконы святой Варвары и другие предметы поклонения. С молитвами к ней обращаются в поисках спасения от внезапной смерти, а также в стремлении защитить тех, кто трудится в шахтах.

Отмечается День святой Варвары 17 декабря. В Польше День горняка, который празднуется 4 декабря, напрямую связан со святой великомученицей Варварой. Называется он — Барбурка. В этот день в костелах по всей Польше проводится традиционная утренняя торжественная месса. Шахтерское шествие «Фамилек» проходит по улицам, заканчиваясь особым ритуалом — «Пивной корчмой». Старожилы отрасли при полных регалиях садятся в пивных по одну сторону длинного стола, а молодые шахтеры — по другую. Новички приносят торжественную присягу и с этого дня считаются принятыми в шахтерскую профессию.

В кузбасской альма-матери шахтеров — КузГТУ — традиция дани уважения горняцкой святой возродилась в 2013 году. С тех пор в День святой в Знаменском кафедральном соборе Кемерова проходят торжественные мероприятия и молебны в честь святой Варвары. По традиции в них принимают участие руководство и преподаватели КузГТУ, студенты горного института, а также представители администрации Кемеровской области и предприятий горнодобывающей отрасли. После богослужения отличившиеся выпускники получают от митрополита напутственные грамоты и медальоны святой Варвары, учрежденные Академией горных наук. Они призваны защитить будущих горняков от несчастных случаев на производстве, нечаянной, внезапной смерти.

Еще раньше — в августе 2007 года — в Кемерове установили статую святой Варвары. Люди помнят, как сразу после открытия памятника — на следующий же день — на постаменте, где выбита молитва, под словами «наглая смерть» появились бурые пятна. Перед этим событием в регионе одна за другой на кузбасских шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» случились две страшные катастрофы, которые унесли 149 шахтерских жизней. Священники признали, что святая мироточит в память о погибших горняках.

Известен случай, когда Андрей Аршавин во время своего визита в Кузбасс попросил помощи у святой, а через некоторое время признался в своем «Твиттере», что загадал тогда, чтобы наша сборная вышла на Евро. И желание осуществилось.

Так что Варварин сапожок, который выглядывает из-под каменного платья, протерт до блеска — люди прикасаются к нему, чтобы высказать свою просьбу. И, конечно, помолиться:

«Безначальный Боже… подай благость всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания! Да не приблизится к нему внезапная болезнь и наглая смерть!»

День шахтера

День шахтера отмечают во всех странах, где развита горнодобывающая отрасль, только в разное время и с разными традициями. В Англии он выпадает на вторую субботу июля и знаменит баннерами, которые появляются на заборах и стенах домов. На них написаны самые известные исторические события, связанные с борьбой рабочего класса.

В США День шахтера совпадает с Днем отца — в третье воскресенье июня, а в Китае — с Первомаем.

В современной России День шахтера берет свои истоки от знаменитого трудового подвига забойщика Стаханова. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года рабочий шахты Луганской области Алексей Стаханов выдал на-гора 102 тонны угля (при норме на одного забойщика в 7 тонн), а в сентябре того же года повысил рекорд до 227 тонн. После войны, в 1948 году было решено отмечать этот праздник ежегодно в последнее воскресенье августа. Всесоюзный горняцкий праздник был назван День шахтера.

В Кемеровской области он уникален тем, что столицей торжеств становятся поочередно все шахтерские города Кузбасса. Раз в год выбранный столицей город принимает почетных гостей со всего мира. А еще у нас в этот день в столице праздника проходит самая «большая свадьба». Женятся в этот день до ста и больше пар. Несколько последних лет каждая пара получала крупную сумму денег и беспроцентную ипотеку на покупку квартиры.

Такая вот традиция, нацеленная на будущее.

Евгения Райнеш


Вердер Сайнтифик 2021