2024 Стройимпорттехника

Обзор СМИ


Россия переориентировала экспорт угля на Китай и Индию: что не так
13.11.2023


В прошлом году западные государства отказались от импорта российского угля, но стране удалось переправить значительные объемы в основном в Индию и Китай и не снизить объем добычи. Каковы риски концентрации на этих рынках и стоит ли России наращивать производство угля и экспорт, на который раньше приходилась почти половина объема добычи, — разбирался Forbes

Росстат сообщил, что добыча угля всех видов в России за девять месяцев нынешнего года сохранилась практически на уровне января-сентября прошлого года и даже выросла на 0,9%, до 315 млн т. При этом добыча наиболее качественного энергетического угля — антрацита — увеличилась за этот период на 7,4%, до 20,1 млн т, а производство коксующегося  (металлургического) угля, который используется в выплавке стали и некоторых цветных металлов, снизилось на 4,9%, до 74,5 млн т.

 В 2022 году, по данным Росстата, в России было добыто 437 млн т угля всех сортов, на 0,4% больше, чем в 2021-м. Добыча антрацита в 2022 году уменьшилась на 3,5% по сравнению с 2021 годом, составив 24,4 млн т, коксующегося угля — выросла по сравнению с 2021 годом на 4,5%, составив 105 млн т. Антрацит и коксующийся уголь — основные экспортные виды.

Вице-премьер Александр Новак в статье для журнала «Энергетическая политика» называл несколько иные цифры. По его данным, в России в прошлом году было добыто 443,6 млн т угля, «чуть больше» показателей предыдущего года, а экспорт снизился на 7,5%, до 210,9 млн т, в то время как поставки на внутренний рынок выросли на 12,2%, до 172,42 млн т. Российский экспорт угля в Китай составил в 2022 году 59,52 млн т (+11,2% к 2021 году), в Индию — 16,7 млн т (+147,8% к 2021 году). Официальных данных по экспорту угля нет, поскольку Федеральная таможенная служба в прошлом году перестала их публиковать.

Мировое потребление угля сохранится, предложение вырастет

Международное энергетическое агентство (МЭА) в докладе по рынку угля в 2023 году оценивает рост потребления угля в мире в первой половине года примерно на 1,5%, до 4,665 млрд т за счет роста выработки электроэнергии на 1% и потребления — на 2% в других отраслях.

Во второй половине года МЭА прогнозирует сокращение мирового производства электроэнергии, вырабатываемой за счет угля, и в целом по году ожидает снижения его потребления в энергетическом секторе на 0,4% по сравнению с предыдущим годом, до 5,597 млрд т. В неэнергетическом секторе агентство ожидает продолжения роста потребления до 2,791 млрд т. Таким образом, общее мировое потребление угля в 2023 году останется на уровне, близком к 8,388 млрд т, прибавив 0,4% к предыдущему году, указывает МЭА.

По оценке агентства,  предложение угля в мире превысит спрос, поскольку, по его данным, мировая добыча угля, которая  в 2022 году достигла исторического максимума — 8,633 млрд т, — продолжит расти и дальше за счет Китая, Индии и Индонезии. Конкретных цифр добычи в нынешнем году МЭА не называет.

Мировой экспорт, по расчетам МЭА, также вырастет. «Ожидается, что общий объем экспорта энергетического угля увеличится до 1,1 млрд т (+5,2%), а экспорт металлургического угля в этом году, по прогнозам, достигнет 340 млн т (+11%)», — говорится в докладе.

В докладе о перспективах мировой энергетики в 2023 году МЭА отмечает, что основным двигателем международной торговли углем является Азиатско-Тихоокеанский регион. На его долю в 2022 году, по данным агентства, пришлось около трех четвертей мирового импорта угля. Крупнейшим мировым импортером был Китай, который ввез около 230 млн т угля, при этом двумя главными экспортерами были Австралия и Индонезия. На них вместе приходилось 60% всего мирового угольного экспорта в 2022 году. Австралия обеспечила половину всего мирового экспорта коксующегося угля.

По прогнозу Министерства промышленности, науки и ресурсов Австралии, опубликованному 3 октября, китайский импорт энергетического угля сократится в 2023 году до 222 млн т с 231 млн т в 2022 году, зато Индия нарастит его ввоз до 181 млн т со 153 млн т.

Хотя использование энергетического угля в Китае остается высоким, правительство Китая по-прежнему привержено сокращению импорта и достижению большей энергетической независимости, говорится в докладе австралийского министерства. Оно отмечает, что Китай вложил значительные средства в атомную энергетику, возобновляемые источники энергии и внутреннюю угледобычу, и ожидает, что эти меры ограничат импорт энергетического угля.

Темпы использования энергетического угля в Индии в последнее время ускорились после принятия мер по сдерживанию COVID, говорится в докладе. Индия остается наиболее значительным растущим рынком энергетического угля, и в течение прогнозируемого периода ожидается значительный рост импорта, считают эксперты министерства. Этот подъем, по мнению составителей доклада, будет поддерживаться увеличением использования угля в промышленности и ростом спроса на электроэнергию в потребительском секторе, поскольку все больше индийских пользователей подключается к электросетям.

С коксующимся углем ситуация похожая. Китай, по прогнозу министерства промышленности Австралии, в 2023 году снизит его импорт до 50 млн т с 64 млн т в 2022 году, а второй крупнейший импортер, Индия, нарастит — до 70 млн т с 58 млн т. Ввоз коксующегося угля в Китай, как ожидается, снизится из-за сокращения производства в китайской сталелитейной промышленности и падения китайской экономики в целом, говорится в докладе. Но эксперты министерства рассчитывают, что в будущем восстановление китайской экономики  ускорится, это позволит несколько нарастить импорт к концу нынешнего года.

Потребности Индии в коксующемся угле несколько снизятся во второй половине 2023 года из-за сезона дождей, однако ожидаемый рост производства стали и недавний запуск нового завода государственной компанией NMDC металлургического комбината Nagarnar мощностью 3 млн т стали в год увеличат потребности Индии в коксующемся угле, считают австралийские эксперты.

Российский экспорт может снизиться

Запрет на импорт российского угля с 10 августа прошлого года ввел ЕС, к нему присоединилась Великобритания. США ввели эмбарго на импорт российского угля 8 марта. В конце марта отказалась от угля из России Польша. Германия решила жить без российского угля с 1 августа 2022 года. После введения эмбарго Россия переориентировала значительную часть потоков угля в Азию, прежде всего в Китай и Индию.

По данным базирующегося в Финляндии Аналитического центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), по состоянию на сентябрь 2023 года крупнейшим покупателем российского угля был Китай, на который приходилось 45% российского угольного экспорта, за ним шли Индия (17%) и Южная Корея (12%). Доля российского угля в импорте ископаемого топлива в Китай составляла 10%, в индийском импорте доля России составила 2%. CREA не приводит физических объемов экспорта угля.

По расчетам Министерства промышленности, науки и ресурсов Австралии, российский экспорт энергетического угля снизится в 2023 году до 133 млн т со 151 млн т в прошлом году, а коксующегося угля — до 41 млн т с 42 млн т в прошлом году. В докладе министерства говорится, что российский экспорт, уже пострадавший от санкций, столкнулся с новыми проблемами. Расходы на страхование морских перевозок выросли, а некоторые судоходные компании отказались от участия в них из-за рисков, связанных с навигацией в Черном море, говорится в докладе.

Альтернативные маршруты, такие как железнодорожные, ограничены из-за загруженности. «Санкции привели к снижению цен на российский [энергетический уголь] до уровня менее $100 за т, а в некоторых случаях даже до $90 за т. Устойчивое ослабление рубля увеличивает затраты, в частности на замену оборудования, что еще больше усугубляет ограничения, налагаемые санкциями. Совокупный эффект более низких цен и более высоких затрат вынуждает российских производителей с более высокими издержками уходить с рынка энергетического угля», — говорится в докладе австралийского министерства.

Российские аналитики не согласны

Отечественный уголь сохраняет свои позиции в мире, в первую очередь благодаря устойчивым связям с потребителями в разных странах и возможности поставлять уголь разными маршрутами, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Переориентация на торговлю со странами Востока и Юга повысила заинтересованность других государств в российском угле, увеличила число его покупателей, — говорит он. — Снижение цен на уголь в мире может объясняться изменением экономической конъюнктуры, цикличностью рынка. Постепенно спрос на уголь будет расти. Согласно энергетической стратегии России до 2035 года, запланировано увеличение доли угля в энергобалансе страны, так что не только экспорт, но и внутренний рынок поддержит угольщиков».

По данным руководителя отдела аналитических исследований Альфа-банка Бориса Красноженова, цены на коксующийся уголь в середине июля находились на уровне, близком к  $220 за т на базисе FOB Австралия (с погрузкой на борт судна в австралийских портах), а к середине октября поднялись до $360 за т, хотя затем снизились примерно до $340 за т. По его словам, небольшая коррекция была вызвана ситуацией на Ближнем Востоке.

Цены на энергетический уголь в Европе на базисе CIF ARA (то есть поставляемый в порты северо-запада Европы — Амстердам, Роттердам и Антверпен) за последние две недели поднялись со $120 до $138 за т, поскольку в ЕС наступает зимний сезон и предприятия делают запасы, а цены на газ подросли, говорит Красноженов.  В Азии же цены энергетического угля с поставкой до австралийских портов снизились со $160 до $140 за т. Цена российского угля с поставкой на борт судна в дальневосточные порты составляла $112 за т на 22 октября, а в балтийских портах — $78, говорит Красноженов. Январские фьючерсы на энергетический уголь (Newcastle coal futures) торговались 6 ноября по цене $126,5 за т, обвалившись за год более чем вдвое — с $276 за т.

Ситуация на рынке коксующегося угля пока складывается благоприятно на фоне ограниченных поставок из Австралии и высокого спроса в Китае и Индии, сказал Forbes аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев. Он отметил, что обе страны являются ключевыми для российских угольщиков, поскольку на них приходится  порядка 70% российского экспорта коксующегося угля. Хотя большая часть этих поставок пока идет в Китай, есть перспективы их наращивания в Индию, полагает Алиев. «Внутренний рынок коксующегося угля остается стабильным на фоне устойчивого стального рынка», — добавляет он.

 «Хороший спрос на российский уголь наблюдается в Индии, которая наращивает производство стали, — согласен Красноженов из Альфа-банка. — В мире сохраняется дефицит по премиальным маркам коксующегося угля: новых месторождений нет, а спрос растет». Экспорт российского коксующегося угля в Индию, по данным эксперта, за первые восемь месяцев 2023 года вырос в 2,3 раза по отношению к январю-августу 2022 года, до 4,3 млн т.

Китай импортировал 36 млн т российского угля, энергетического и коксующегося, за первые семь месяцев 2023 года, а Индия — 16,6 млн т, говорит Красноженов. «Целевые уровни по Китаю — 100 млн т и 40 млн т по Индии — выглядят вполне достижимыми на среднесрочном горизонте, — говорит эксперт. — Россия предлагает скидки, логистика налажена, вопросы с финансовой логистикой во многом решены». Он напомнил, что Россия и Китай разрабатывают межправительственное соглашение о поставках угля в республику в объеме 100 млн т, а с Индией еще в октябре 2021 года Россия подписала меморандум о поставках 40 млн т угля.

Поставки на внутренний рынок тоже выросли, добавляет Красноженов. По его данным, за январь-июль 2023 года отгрузки коксующегося угля на российские коксохимические предприятия выросли на 17% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 23,4 млн т.

При благоприятном сценарии, если в Индии увеличатся темпы металлургического производства, а также если эта страна сократит закупки коксующегося угля у других экспортеров, объем поставок российского коксующегося угля в Индию по итогам года может составить 5,5-6,2 млн т, полагает Баранов из «Финам Менеджмент». «Динамика цен на коксующийся уголь в ближайшее время будет зависеть от ситуации в мире, логистики доставки по основным транспортным коридорам, — полагает эксперт. — Также важна наступающая зима: насколько она будет суровой, как будет влиять на условия добычи и перевозки угля. Если ситуация в мире обострится, а первые месяцы зимы будут слишком холодными, это может привести к росту цен на коксующийся уголь. Рост цен на него может быть выгоден отечественным компаниям, но значительное понижение температуры, напротив, скажется на расходах, в частности на добыче угля и его перевозке в порты».

В настоящее время цены на коксующийся уголь на мировом рынке находятся на достаточно низком уровне по сравнению с максимумами, фиксировавшимися в 2021-2022 годах, говорит независимый эксперт Леонид Хазанов. Правда, добавляет он, в мае 2023 года цены были еще ниже, после чего стали медленно восстанавливаться. «Аналогичным образом обстоят дела и с энергетическим углем — он тоже дорожает по мере наступления холодов, — говорит Хазанов. — И совершенно очевидно, что цены на него в ближайшие месяцы продолжат рост, зато коксующийся уголь может подешеветь вследствие снижения выплавки стали в Китае и Индии на фоне ее избытка на глобальном рынке».

«В подобных условиях российским компаниям нет особого смысла поднимать добычу коксующегося угля и следует повнимательнее понаблюдать за конъюнктурой энергетического угля. Не исключено, что по мере пополнения запасов иностранные потребители будут уменьшать его закупки», — говорит Хазанов. Эксперт полагает, что по итогам 2023 года объем добычи угля может сохраниться на уровне 2022 года.

https://www.forbes.ru/biznes/499346-rossia-pereorientirovala-eksport-ugla-na-kitaj-i-indiu-cto-ne-tak