2024-МАЙНИНГ

Обзор СМИ


ГЕНДИРЕКТОР "ДТЭК ЭНЕРГО" СТАРУХИН: СЕЙЧАС МЫ МОЖЕМ ОБЕСПЕЧИТЬ НАШИ ТЭС СОБСТВЕННЫМ УГЛЕМ И ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ "ЦЕНТРЭНЕРГО" И "ДОНБАССЭНЕРГО"
22.11.2015


В марте этого года ДТЭК отчитался о 19,6 млрд гривен убытков за 2014 год, при этом в докризисный 2013 года прибыль компании составляла 3,3 млрд гривен. В 1 полугодии текущего года убыток вырос до 20,8 млрд гривен. По сравнению с тем же довоенным 2013 годом, ДТЭК существенно сократил и производство электроэнергии, и добычу угля, что связано как с общеэкономической ситуацией в стране, так и с необоснованными, по мнению компании, тарифами для тепловой генерации и неудовлетворительными расчетами ГП "Энергорынок".

В интервью Українським Новинам генеральный директор "ДТЭК Энерго" Всеволод Старухин объяснил почему последнее время генерация ДТЭК получает миллиардные убытки, какая текущая ситуация с уровнем расчетов на рынке энергетики, вывозом угля с неконтролированных территорий, и общей готовностью генерации нести нагрузку предстоящей зимой.

Компании группы опубликовали финрезультаты за 9 месяцев, согласно которым у "ДТЭК Западэнерго" и "ДТЭК Днепрэнерго" на двоих убыток 4 млрд, еще 14,3 млн гривен убытка у "ДТЭК Павлоградуголь". Чем объясняются такие финансовые результаты компаний группы?

Во время кризиса это общая практика, к сожалению, количество прибыльных предприятий в отрасли снижается. Сегодня процент убыточных предприятий превышает 60% и этот показатель растет. Если брать конкретную ситуацию в тепловой генерации, то здесь, помимо кризиса, есть вопросы к регулированию отрасли.

Во-первых, это тариф. За 9 месяцев тариф тепловой генерации был ниже стоимости производства электроэнергии. В среднем себестоимость 1 кВт-час за это время составляла 95 коп., а средний тариф составил около 86 коп/кВт-час. И это тариф номинальный, потому что по факту "Энергорынок" недоплатил порядка 11%. То есть фактический уровень оплаты составил 89%. Соответственно «тариф на руки», который получила тепловая генерация, был около 77 коп./кВт-час. Во-вторых, снижение объемов выработки электроэнергии как таковой. В целом уровень производства тепловой генерацией ДТЭК за 9 месяцев снизился более чем на 20%, по сравнению с прошлым годом. При том, что спрос на электроэнергию в стране снизился на 11%, По сути, регулятор ограничивает долю тепловой генерации, перераспределяя выработку в пользу "Энергоатома" и "Укргидроэнерго". Аналогичная ситуация и с тарифом. За 9 месяцев 2015 г тариф "Энергоатома" увеличен на 36%, "Укргидроэнерго" - на 110%, тогда как для ТЭС снижен на 5% по сравнению с 4 кварталом 2014 года.

При этом с начала года стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг, которые необходимы для добычи угля и производства электроэнергии, выросла на 30-40% из-за инфляции. Получается с одной стороны мы видим рост себестоимости производства, а с другой стороны – фактическое снижение тарифа тепловой генерации.

Добыча угля, согласно производственным показателем компании, «ДТЭК Павлоградуголем» за 9 месяцев увеличилась, но при этом убыток за этот период составил 14,3 млн гривен, почему это крупнейшее в стране угледобывающее предприятие закончило период с убытком?

Общеэкономические факторы повлияли на "ДТЭК Павлоградуголь" также как и на все остальные предприятия. Как я уже говорил, это рост стоимости ТМЦ на 30-40%. Во-вторых, общий долг генерации перед угольными предприятиями ДТЭК превысил 5 млрд гривен. Генерация, по сути, транслирует долг, который накапливается от ГП "Энергорынка". А на 1 ноября это 6,8 млрд гривен только перед генерирующими предприятиями ДТЭК. Соответственно, энергетики не в состоянии полностью расплатиться с угольщиками.

Почему по сравнению с другими компаниями тепловой генерации - "Донбассэнерго" (прибыль за 9 месяцев 0,3 млн гривен) и "Центрэнерго" (убыток 81,8 млн), убытки тепловой генерации ДТЭК, в частности "Днепрэнерго" и "Западэнерго" исчисляются в миллиардах?

Основная составляющая в производстве электроэнергии - это уголь. Условно-постоянные затраты всех ТЭС, относительно небольшие. Так вот, "Центрэнерго", в этот период приобретало уголь по цене, продиктованной министерством. Госпредприятие "Уголь Украины" отгружало топливо по цене значительно ниже себестоимости. Таким образом "Центрэнерго" получал уголь по 1 100 гривен/тонна. Разница между себестоимостью угля госшахт и ценой продажи, назначенной министерством, покрывалась дотациями из бюджета Украины. Им могли бы поставить цену на уголь госшахт и 50 гривен/тонна и тогда они показали бы суперприбыль.

"Донбассэнерго" вообще списывал уголь по ценам, которых нет на рынке. Одновременно "Центрэнерго" и "Донбассэнерго" не зарегистрировали налоговые накладные и не заплатили "Энергорынку" порядка 750 млн гривен. Так вот ДТЭК в полной мере выписывает налоговые накладные и депонирует НДС даже в ущерб оплаты своим угольщикам. Поэтому доходность этих предприятий, если же разобраться, вызывает вопрос.

К слову, недоплаченный НДС "Центрэнерго" и "Донбассэнерго" ложится на плечи всех генерирующих компаний, поскольку у "Энергорынка" будет меньше денег для расчетов за электроэнергию.

Сколько на данный момент составляет задолженность "Энергорынка" перед тепловой генерацией ДТЭК и с другой стороны, какая задолженность ДТЭК перед оптовым рынком в сегменте дистрибуции электроэнергии?

Здесь важно разделять два момента. Долг "Энергорынка" перед генерацией в размере 6,8 млрд гривен образовался за 2014-2015 годы, то есть структура этого долга - 1 год и 10 месяцев. Долг дистрибуции перед "Энергорынком" образовался еще с 90-х годов, за много лет до появления ДТЭК, висит на балансе компаний и не списывается по налоговым причинам. Потому что при списании долга, необходимо уплатить налог на прибыль. Абсурдная ситуация - если ты списываешь долг, потому что нет возможности его взыскать, ты должен заплатить еще с этого налог живыми деньгами. Эта проблема присущая практически всем энергопоставляющим компаниям страны. Ситуация со старыми долгами требует отдельного урегулирования. Суммарно же долг потребителей на временно неконтролируемой территории (НКТ) составляет примерно 4,9 млрд гривен, и долг на контролируемой территории - около 6 млрд гривен.

Если ли понимание, каким образом задолженности будут погашены?

Как правило, подавляющая часть долга дистрибуции перед "Энергорынком" - это долги жилищно-коммунального хозяйства, водоканалов, бюджетных организаций и госпредприятий. Они имеют либо экономически необоснованные тарифы, установленные регуляторами, либо у них низкий уровень оплаты за свои услуги от потребителей. Поэтому долги на контролируемой территории погашаются либо постановлениями КМУ зачету взаимных долгов по цепочке или через договора рассрочки, которые подписаны с компаниями-должниками. По должникам на НКТ ситуация подвешенная, там нет юридических механизмов по работе с задолженностью.

Что с оплатой произведенной в феврале-мае текущего года электроэнергии Зуевской ТЭС?

На сегодня задолженность "Энергорынка" перед "ДТЭК Востокэнерго", в частности по работе Зуевской ТЭС с февраля по апрель 2015 года не погашена. Зуевская ТЭС отпустила в "Энергорынок" Украины электроэнергии на 390 млн гривен, но "Энергорынок" эту сумму не заплатил. Позднее вышло постановление Кабмина №263 которое урегулировало вопросы, связанные с отношениями между энергокомпаниями на неконтролируемой территории, по сути, оно начало действовать только с мая. До этого периода все компании работали полностью в украинском правовом поле: собирали средства от потребителей и отправляли их в "Энергорынок". "Энергорынок" со своей стороны обязан был распределять эти средства между производителями, в частности и Зуевской станцией. Сейчас данный вопрос рассматривается в суде.

Как вы оцениваете готовность ТЭС "ДТЭК Энерго" к осенне-зимнему периоду в плане обеспечения топливом?

По запасам марки "Г" у нас ситуация нормальная. Добыча "ДТЭК Павлоградугля" и "ДТЭК Добропольеугля" сохранилась на уровне прошлого года, даже небольшой рост есть со стороны "Павлоградугля". С августа мы стали показывать хорошую динамику накопления антрацитов, это связано с открытием дополнительных железнодорожных участков для вывоза из НКТ. Таким образом, мы нарастили среднемесячный объем поставки антрацита на наши ТЭС до 600 тыс. тонн/месяц. У нас около 1,6 млн тонн угля в целом накоплено на станциях, из них порядка 900 тыс. тонн марки "Г" и 700 тыс. тонн антрацита. Запасы угля на электростанциях компании на 41% выше, чем в прошлом году. В плане обеспечения углем мы чувствуем себя достаточно комфортно.

Какие ожидания по добыче газового угля на следующий год?

За 9 месяцев "ДТЭК Павлоградуголь" и "ДТЭК Добропольеуголь" сохранили объемы добычи, но в целом ситуация сложная. У этих предприятий серьезные задолженности перед своими поставщиками оборудования. Ее погашение зависит от расчетов "Энергорынка" с генерацией. Без четкого понимания сроков погашения возникают сложности с планированием инвестпрограммы и подготовкой новых запасов для добычи будущего года.

Ваше предложение по покупке угля напрямую у "Львовугля" и "Волыньугля" еще в силе?

Да. Я напомню, что в первой половине года, когда Углегорская ТЭС имела сложности по поставкам угля по причине военных действий, мы, чтобы не остановилась добыча на "Львовуголь" и "Волыньуголь", согласились помочь министерству и приняли на свои склады порядка 380 тыс. тонн угля, хотя у нас необходимости в нем не было, мы были обеспечены своей маркой "Г". Кроме этого с сентября мы подписали соглашение по меновой схеме с ГП "Уголь Украины". ДТЭК поставляет уголь газовой группы на государственные ТЭС, а часть угля, который производят "Львовуголь" и "Волыньуголь" отгружается на Добротворскую и Бурштынскую ТЭС.

В этой схеме есть поправка на качество угля?

В целом да, согласованы определенные формулы поправки. Наш уголь марки "Г" более высокого качества, чем уголь из Львовско-Волынского бассейна. Добротворская и Бурштынская,ТЭС не могут работать исключительно на львовско-волынском угле без добавления более качественного, низкосернистого ресурса "ДТЭК Павлоградуголь" и "ДТЭК Добропольеуголь". Поэтому нам приходится делать микс.

Есть ли потребность в импорте угля или достаточно собственного ресурса?

Прошлой зимой, когда действительно была крайне напряженная ситуация с вывозом антрацита с наших шахт на НКТ, мы импортировали уголь, чтобы спасти энергосистему страны. Но, к сожалению, в тарифе наших станций, которые использовали более дорогой импортный уголь, его цена не была покрыта. По сути станции приобрели уголь и понесли сотни миллионов гривен убытков. Сейчас мы можем обеспечить наши ТЭС собственным углем. Более того, у нас есть возможность помочь с поставками антрацита на "Центрэнерго" и "Донбассэнерго",та как это экономически более выгодная альтернатива импортному углю.

Какой объем вы готовы поставлять на ТЭС "Центрэнерго" и "Донбассэнерго"?

Традиционно, до войны в среднем мы поставляли до 4 млн тонн антрацитов в год на "Центрэнерго". Мы готовы обсуждать объемы и вышли с предложением по поставке на 2016 год угля на "Центрэнерго", но ответа пока не получили.

По какой цене вы предложили?

По той же цене, по которой уголь покупают наши генерирующие компании. Это с учетом поправки на качество примерно 1 350 гривен/тонна (без НДС). При этом цена импортного угля "Центрэнерго", которая озвучивалась в публичных источниках, превышает 1 600 гривен/тонна.

Правильно ли я понимаю, что ТЭС ДТЭК обеспечены углем и готовы нести нагрузку? Есть ли ограничения работы энергоблоков компании, со стороны диспетчера НЭК "Укрэнерго"?

У нас все блоки полностью обеспечены как антрацитовым так и газовым углем, и более того у нас порядка 2 000 МВт незагруженных диспетчером блоков находятся в резерве. Одновременно мы видим как последние месяцы, несмотря на профицит доступных мощностей в тепловой генерации, продолжался импорт электроэнергии из России. Как следствие недовыработка украинской генерации и дальше по цепочке: недоплаты угольщикам, недоплаты поставщикам - негативный мультипликационный эффектна целые отрасли страны.

Какая официальная позиция "Укрэнерго" по этому поводу, почему в такой ситуации осуществляется импорт?

Четкого и понятного ответа мы не получили. Можно судить по отдельным случаям. Например, недавно на Приднепровской станции, диспетчер НЭК "Укрэнерго" отдал команду погасить один энергоблок, то есть станция была вынуждена работать ниже минимального состава оборудования. Это серьезный риск для устойчивости энергосистемы и снабжения теплом большой части Днепропетровска. На наш вопрос о том, что это ставит под угрозу, как работу станции, так и обеспечение города теплом, комментарий от диспетчера был, что это не так важно, потому что в приоритете импорт электроэнергии из России. То есть этот случай демонстрирует различие между словами и действиями. Декларируется, что импорт осуществляется по замыкающему принципу, а на деле это не всегда так.

В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2015-2016 Кабмин поручал НЭК "Укрэнерго" и Минэнерго до 15 октября обеспечить перевод еще 3 блоков Бурштынской ТЭС в ОЭС Украины. "ДТЭК Западэнерго" выполняет соответствующие мероприятие или от данной идеи стороны уже отказались?

12 энергоблоков Бурштынской ТЭС работали в энергоострове синхронизированном с европейской сетью ENTSO-E, обеспечивая потребности части Львовской, Ивано-Франковской областей и всего Закарпатья. В прошлом году мы перевели 2 блока в украинскую энергосистему. Изначально этих 2 блока были скоммутированы для работы универсально - и в одной и другой системах. Они сейчас работают на ОЭС Украины, к сожалению, не столько работают, сколько стоят, потому что они в числе тех 2 000 МВт профицитных мощностей, которые обеспечены топливом, но почему-то не работают. И это тем более прискорбно, что они могли бы работать на экспорт. Сейчас был поставлен вопрос о дополнительном переводе еще 3 блоков в дополнение к этим 2. Эта работа сложная, потому что остальные блоки никогда не были скоммутированы в открытом распредустройстве, чтобы их разворачивать в ОЭС Украины. Мы провели тендер на привлечение проектной компании, которая просчитает все требования необходимые для данного проекта. После чего будет понятен объем необходимых мероприятий, времени и средств для выполнения данного проекта.

Сколько на данный мощности заперто на Луганской ТЭС и что необходимо сделать для подключения этой станции к ОЭС Украины?

На Луганской ТЭС остается незагруженных порядка 600 МВт, которые могли бы работать на энергосистему Украины. Де-факто, Луганская ТЭС работает тоже в энергоострове, обеспечивая потребности части Луганской области. Безусловно, восстановление высоковольтных линий НЭК "Укрэнерго" смогло бы вернуть ее в ОЭС Украины. Эта станция полностью обеспечена углем и добавит надежности энергосистеме в целом, поможет сгладить возможный дефицит мощностей. Для этого необходимо восстановить несколько высоковольтных линий. Данные работы ведутся, и мы надеемся, что они все-таки будут завершены, и станция сможет нести нагрузку в рамках общей энергосистемы страны.

http://coal.dp.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=16305:-q-q--------------qq--qq&catid=184:economicsukr&Itemid=18

Угольный портал.


2024 Беккер выставка