Обзор СМИ


Кадры и дороги. Эксперты назвали главные проблемы угольщиков в Кузбассе
24.08.2023


Угольщики переманивают работников с других предприятий рублём и креативными «плюшками».

В канун Дня шахтёра kuzbass.aif.ru спросил у экспертов, какую проблему в угольной отрасли Кузбасса на сегодняшний день они назвали бы главной и какими видят пути её решения. Хоть на вопросы отвечали специалисты из разных сфер, но они сошлись во мнениях и назвали две главные проблемы.

Некому работать.

Председатель первичной профсоюзной организации шахтоуправления «Талдинское-Кыргайское» Виталий Титов на вопрос о главной угольной проблеме ответил: «Если спросить шахтёра о проблемах в углепроме, то он скажет, что это маленькая зарплата, и, возможно, будет прав. Со своей стороны отмечу явную нехватку человеческого ресурса. По всей угольной отрасли в России нехватка кадров составляет 20 тыс. человек, т.е. недостаёт 7−15% работников, в зависимости от предприятия (в Кузбассе, по последним данным, порядка 4500 свободных вакансий в угольной отрасли — Ред.) Но пока все предприятия выполняют план теми штатами, которые они на сегодняшний день имеют».

Как угольщики сегодня борются за кадры? По словам общественника, в основном пытаются рублём переманить к себе работников с других предприятий. Причём некоторые подходят к этому вопросу креативно. Например, на юге Кузбасса развешаны баннеры на улицах и объявления в лифтах, где новым кадрам обещают выплатить подъёмные, начиная от 50 тыс. руб. и более. Кто-то объявляет акции: приведи друга работать на предприятие и получи премию. Хорошим специалистам повышают оклады, т. е. вводят удерживающие компенсационные выплаты.

«В Кузбассе уже многие годы смертность превышает рождаемость, также народ уезжает. До ковида население сокращалось на 7−10 тыс. человек в год, а после ковида — минус 15−20 тыс. человек, это данные Кемеровостата. Впрочем, проблему нехватки людей испытывает не только наш регион, она в масштабах всей страны. И решать её, считаю, нужно на федеральном уровне разными инструментами: вводить меры по повышению рождаемости, поднимать престиж рабочих профессий. Спросите у ребёнка, кем он хочет быть. “Блогером”, — ответят многие. А то, что свет горит и хлеб у нас столе благодаря углю и шахтёрам, — про это они не знают. Экономические меры тоже нужны: вспомните советский опыт, когда ввели районный коэффициент, и люди поехали с центральных и южных регионов в Сибирь, в Кузбасс, началось бурное развитие региона», — рассуждает профсоюзник.

«Однозначного пути решения данной проблемы я не назову. Но знаю точно: если лет через 10−15 ничего не поменяется, то собственники будут не просто переманивать кадры, а уже драться за людей», — говорит Виталий Титов.

Инженер, работающий на одной из новокузнецких шахт, также рассказал о катастрофической нехватке людей: «Некому работать скоро будет. Решение вижу одно — платить больше. Знаю, что тем, кто уходил с нашего предприятия в другие компании, платят на 10−20 тыс. руб. больше».

Дорого везти.

В региональном министерстве угольной промышленности главную болевую точку отрасли видят в транспортировке топлива. Тарифы выросли на всё. На железной дороге прирост для кузбасского энергетического угля в январе 2023 г. по отношению к декабрю 2021 г. составил 66−97% в зависимости от направления, для коксующегося угля — 44−72%. Кроме того, выросли ставки на перевалку угля в портах, фрахт судов и страхование груза. В ведомстве отмечают, что самые ощутимые потери среди угледобывающих регионов России несёт Кузбасс, поскольку имеет наибольшее транспортное «плечо» доставки грузов.

«Несмотря на санкционное давление, в том числе действующее эмбарго на поставки российского угля в страны Евросоюза, отрасль продолжает развиваться. Полностью преодолеть последствия кардинальной смены вектора поставок за такой короткий срок невозможно. Тем не менее по итогам прошедшего года из Кузбасса было экспортировано 120,2 млн тонн угля, что на 14% меньше уровня 2021 г. За первое полугодие текущего года экспортировано 59,3 млн тонн угля (+ 0,7 млн тонн к уровню прошлого года). В условиях санкций со стороны Запада это неплохой результат», — считает министр угольной промышленности Олег Токарев.

Кузбасские угольщики теперь везут свой товар не в Европу, а в Северную Африку и на Ближний Восток, там их продукцию знают давно. Постепенно налаживаются поставки в Латинскую Америку. «Кузбасс заинтересован в грамотном выстраивании логистических цепочек, дальнейшем расширении железнодорожных магистралей и увеличении пропускных способностей для своевременного вывоза угля», — подчеркнул министр и заверил, что кузбасские власти продолжат на всех уровнях добиваться решения этих вопросов.

По результатам опроса, кадры и дороги — вот основные болевые точки кузбасского углепрома. Хочется верить, что они не задвинут на задний план другие проблемы отрасли — нарушенную добычей экологию, безопасность труда горняков, закрытие предприятий и невыплаты зарплат.

Недостаточные сдвиги.

Депутат Госдумы, политолог Олег Матвейчев:

«Главная проблема — это вывоз угля и пропускная способность железной дороги на восток. Губернатор делает всё, чтобы правительство и РЖД в ежедневном режиме занимались этим вопросом. И действительно есть первые сдвиги: пропускная способность за последние несколько лет увеличилась. Но недостаточно. Поэтому нельзя успокаиваться на достигнутом. И надо всем поддержать усилия Сергея Цивилева и привлекать внимание к этой проблеме».

Выращивают со школы.

Д. т. н., директор горного института КузГТУ Алексей Хорешок:

 «Кадровый вопрос сегодня особенно актуальный для горной отрасли. Предприятия нуждаются в специалистах высшего и среднего звена: обогатителях, механиках, технологах, маркшейдерах и др. С этой проблемой чаще всего руководители отрасли обращаются в наш вуз. Многие работодатели стремятся вырастить своих работников, что называется, со школьной скамьи. Совместной профориентационной работе мы уделяем серьёзное внимание. На бытовом уровне многие знают, чем занимаются юристы в широком смысле, а понять, кто такой маркшейдер или флотатор молодёжи, сложнее, если их родные не работают в добывающей отрасли. Мы также сталкиваемся с проблемой, когда выпускников горных техникумов сразу призывают в армию. Как правило, после службы они уже не выбирают работу по специальности или поступление в вуз, чтобы повысить свою квалификацию и расширить профессиональные возможности. По этому вопросу мы составили предложения и направили их на рассмотрение в органы власти».

Хочется комфорта, а не грязи.

Почётный шахтёр России Фёдор Макеев:

"Проблема нехватки людей настолько серьёзная, что уже и уровень зарплаты не спасает. Одна из угольных компаний Кузбасса приглашает водителей на БелАЗы за 150 тыс. руб. в месяц, но люди в очередь не выстраиваются. Почему? Молодёжь сегодня хочет работать интеллектуально, комфортно, в чистом месте на кнопочки нажимать. А в профессии, где грязь, масло, пыль, не идут — условия труда не устраивают. Мало того, что труд шахтёра физически тяжёлый, так ещё выматывает дорога: человек работает 6 часов, а по факту тратит по 12 часов (с учётом дороги и всех подготовительных процедур, осмотров). После такой смены приходит домой и хочется только одного — завалиться спать.

Уровень зарплаты шахтёра был самым высоким в стране, поэтому в 1960-х годах был бум: народ всё бросал и ехал сюда. Плюс переезжали из деревень в город. Сегодня угольщики привозят в Кузбасс вахтовиков, но вопрос, надолго ли хватит этой рабочей силы, когда по всей России сокращается население. Остаётся разве что приток из-за границы, но мигранты тоже в шахту не идут.

На мой взгляд, решать проблему нехватки шахтёров надо в комплексе: повышать и зарплату, и престиж профессии, создавать комфортные условия труда. Я был в Австралии, там в шахту не устроишься работать, потому что зарплата высокая, а добыча очень развитая в технологическом плане. Представляете: там машинист угольного комбайна в шортах работает! Потому что только на кнопки нажимает. Вот к чему надо приводить наши предприятия".

https://news.mail.ru/society/57536648/


2024-МАЙНИНГ