Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
23.10.2023


На европейском рынке угля на прошедшей неделе продолжилось укрепление цен выше 145 долл./т. на фоне роста котировок газа и нефти в результате обострения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. Поддержку ценам также оказало заметное сокращение запасов на складах ARA, несмотря на увеличение поставок, что свидетельствует о росте потребления.

Цены на газ на хабе TTF поднялись до 542.4 долл./1000 м3 (+33.6 долл./1000 м3 к 11.10.2023 г.), что обусловлено перебоями в работе нескольких месторождений в Норвегии, геополитической ситуацией и прекращением добычи на месторождении Tamar в Израиле.

Совокупные запасы на складах ARA упали до 6.7 млн т. (-0.5 млн или -6.4% к 11.10.2023 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 продолжает находиться на уровне 135 долл./т., что обусловлено ростом энергетического рынка в Европе и стабильным спросом со стороны Индии.

Власти ЮАР провели операцию по выявлению и пресечению деятельности группировки, которая сыграла существенную роль в энергетическом кризисе сраны, поскольку занималась подменой угля, оправляемого в адрес электростанций Eskom, на менее качественный с целью отправки более качественного материала на экспорт.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались вниз на 2 долл./т. до 142 долл./т. Давление на котировки оказало увеличение добычи и запасов в портах страны. Кроме того, участники рынка ожидают снижения цен в результате возобновления полноценной работы ж/д линии Daqin 18 октября и обращения властей к крупнейших компаниям с указанием нарастить добычу для обеспечения достаточных запасов в преддверии зимнего периода.

Добыча угля в Китае по итогам сентября достигла 393 млн т. (+11 млн т. или +2.8% к августу 2023 г.). При этом суточный показатель составил 13.1 млн т. (+0.8 млн т. или +6.2% к августу 2023 г.). Данный рост произошел несмотря на ограничение и приостановку производства на некоторых предприятиях после ряда несчастных случаев.

Запасы на складах порта Qinhuangdao сократились с 5.2 млн т. до 5.0 млн т., однако совокупные запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 24.6 млн т. (+0.6 млн т. к 11.10.2023 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 98 долл./т. (+2 долл./т.) в связи с неопределенностью по одобрению заявок на увеличение квот на добычу для индонезийских компаний.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 140 долл./т. вследствие коррекции после недавнего роста.

Рост цен на австралийский металлургический уголь HCC приостановился. Котировки упали до

345 долл./т., несмотря на ограниченному предложению. При этом отдельные участники рынка высказывают опасения по поводу стабильности текущих цен, учитывая возможное ограничение производства кокса в КНР в связи с отрицательной маржинальностью.

Добыча угля в Кузбассе сократилась на 1.4% в январе-сентябре 2023 года

В январе-сентябре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 160.2 млн т. угля (-2.3 млн т. или -1.4% к январю-сентябрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.

Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 49.9 млн т. (+1.5 млн т. или +3.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 110.3 млн т. (-3.8 млн т. или -3.3%).

Открытым способом угольные компании добыли 107.6 млн т. (-1.0 млн т. или -0.9%), производство подземным способом составило 52.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.4%).

В январе-сентябре 2023 г. потребителям было поставлено 130.4 млн т. угля (-2.2 млн т. или -1.7% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:

• на экспорт 85.3 млн т. (-2.8 млн т. или -3.2%);

• российским металлургическим компаниям 24.9 млн т. (+0.8 млн т. или +3.3%);

• местным угольным электростанциям 13.1 млн т. (+0.4 млн т. или +3.1%).

По состоянию на 1 октября 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+2.1 млн т. или +11.1% к 1 октября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.

Экспортная перевалка угля в Порту Эльга начнется в начале 2025 году

Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию в начале 2025 г. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.

Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании ЭЛСИ, также ведущей разработку Эльгинского месторождения.

На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год. В 2022 г. компания также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.

ЭЛСИ (УК Эльга-Сибантрацит) была образована в августе 2022 г. путем объединения угольных активов компании Эльгауголь и Сибантрацит.

По итогам января-сентября 2023 г. добыча ЭЛСИ увеличилась до 34.7 млн т. (+1.6 млн т. или +4.9% к январю-сентябрю 2022 г.). 

Первая очередь морского угольного терминала на Таймыре будет запущена в 2024 оду

Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON, планирует ввести в эксплуатацию первую очередь морского угольного терминала в 2024 г. Его строительство ведется в рамках проекта по освоению Сырадасайского месторождения на Таймыре (Красноярский край), стоимость которого составит более 45 млрд руб.

В апреле 2023 г. компания заявляла об активном строительстве терминала Енисей в порту Диксон. В результате реализации первого этапа причального комплекса планировалось до конца 2023 г. отгрузить более 0.5 млн т. Ведущиеся работы по дноуглублению позволят терминалу обрабатывать суда дедвейтом до 100 тыс. т.

Сырадасайское месторождение является одним из крупнейших месторождений угля в мире и расположено в 110 км юго-восточнее поселка Диксон в северной части Красноярского края. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд т.

Проект освоения включает в себя создание угольного разреза мощностью 5 млн т. в год на первом этапе и 10 млн т. в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры. Навигация по вывозу угля с месторождения возможна круглогодично по Северному морскому пути при обеспечении проводки судов ледокольным флотом.

Coal center analytics (CCA)

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-23-oktyabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/

 


2024-МАЙНИНГ