Новый карьерный самосвал Shantui TEH160
прошел успешные испытания в Китае
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Краткий обзор мирового угольного рынка
30.10.2023
На европейском рынке на прошедшей неделе цены на уголь скорректировались ниже 140 долл./т. после роста неделей ранее на фоне волатильности и разнонаправленного движения котировок газа и нефти в результате дипломатических усилий, направленных на деэскалацию конфликта на Ближнем Востоке.
Цены на газ на хабе TTF поднялись до 553.8 долл./1000 м3 (+11.5 долл./1000 м3 к 18.10.2023 г.) в связи со снижением норвежских поставок и опасениями по поводу рисков перебоев с отгрузками СПГ из ближневосточного региона.
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.8 млн т. (+0.1 млн т. к 18.10.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 130 долл./т. в связи с общим снижением цен на энергетическом рынке ЕС и ограниченным спросом со стороны Индии.
Власти ЮАР рассматривают вариант допуска частных инвестиций в ж/д инфраструктуру страны к середине 2024 г., чтобы решить проблемы, с которыми не может справиться оператор Transnet. За последние 2 месяца стоимость транспортировки угля грузовиками на экспортные терминалы подскочила почти на 50% в связи с ростом цен на дизель и рабочую силу. Однако у экспортеров нет альтернатив, и они вынуждены платить. Средний тариф за перевозку угля из провинции Мпумаланга до навалочных терминалов Richards Bay в последнее время составил 47-50 долл./т против 34 долл./т. в начале августа.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались вниз на 1 долл./т. до 141 долл./т. Давление на котировки в КНР оказало увеличение добычи и запасов в портах страны, а также сокращение потребления угля в энергетическом секторе и углехимии. Увеличению предложения способствуют возобновление работы ж/д линии Daqin после технического обслуживания и обращение властей к крупнейшим компаниям с указанием нарастить добычу для обеспечения достаточных запасов в преддверии зимнего периода.
Компания Shenhua Energy объявила о новом раунде сокращения цен, что оказало негативное влияние на спотовый рынок. Во многих регионах снижение составило от 0.7 до 2.8 долл./т., при этом добывающие компании ожидают дальнейшего падения. Кроме того, Национальный климатический центр КНР сообщил о возможном превышении норм средних температур в ноябре, что может привести к сокращению потребления угля.
Запасы на складах порта Qinhuangdao увеличились с 5.0 млн т. до 5.6 млн т., совокупные запасы в 9 крупнейших портах подросли до 26.3 млн т. (+1.7 млн т. к 18.10.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 99 долл./т. (+1 долл./т.). Цены продолжают расти, несмотря на ослабление спроса со стороны КНР, что обусловлено падением уровня воды в Центральном и Восточном Калимантане, отразившимся на поставках угля в порты речными баржами. Поддержку также оказали задержки с одобрением заявок на увеличение квот на добычу для индонезийских компаний и технический сбой в работе государственного сервиса по верификации продаж.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 130 долл./т. по причине сокращения спроса со стороны КНР и Индии, где наблюдается увеличение потребления собственного ресурса.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC подросли выше 345 долл./т. после недавней коррекции, благодаря стабильному спросу со стороны индийских потребителей и ограниченному предложению на спотовом рынке. Добыча металлургического угля компании Anglo American в австралийском штате Квинсленд упала на 21% за период июль-сентябрь до 4.3 млн т. (-1.2 млн т. к аналогичному периоду 2022 г.), хотя прогноз по добыче на 2023 г. сохранился на уровне
16-19 млн т. Компания South32 также отчиталась о падении добычи.
Добыча угля в Сибирском федеральном округе вырастет до 375 млн т. к 2030 году
В Сибирском федеральном округе (СФО), в который входят Кузбасс, Хакасия, Тува, Новосибирская область и Красноярский край, планируется нарастить добычу угля до 375 млн т. к 2030 г., при этом инвестиции в добывающую отрасль в регионе составят 586 млрд руб.
Данная программа, утвержденная правительством РФ, будет реализована, согласно Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа, рассчитанной до 2035 г.
Стратегия включает в себя девять крупных инвестиционных проектов:
Чексинское угольное месторождение (Кузбасс), компании Кузбассразрез-уголь (КРУ), с объемом инвестиций 142 млрд руб.;
Разрез Богатырь (Новосибирская область), Коулстар, объем инвестиций 287.4 млрд руб.;
Бейское месторождение (Хакасия), Коулстар и Русский уголь, общий объем инвестиций 109 млрд руб.;
ГОК на Элегестском месторождении (Тува), Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК), 42 млрд руб.;
Строительство шахты с обогатительной фабрикой на Элегестском месторождении, ТЭПК, 52 млрд руб.
Сырадасайское угольное месторождение (Красноярский край), Северная Звезда,
33.8 млрд руб.;
Улуг-Хемский угольный бассейн (Тува), компания Межегейуголь;
Реконструкция коксовых батарей (ЕВРАЗ).
В 2022 г. в СФО было добыто 325.5 млн т. угля, инвестиции в отрасль составили 12.8 млрд руб.
В 2030 г. из общего объема добываемого угля четверть придется на коксующийся, доля обогащаемого угля превысит 60%, а также будет создано более 16 тыс. новых рабочих мест.
Для экспорта угля с месторождения на Таймыре не хватает судов
Для вывоза угля с Сырадасайского месторождения на Таймыре, разработкой которого занимается Северная звезда (входит в холдинг АЕОН), необходимы балкеры ледового класса, однако на их строительство пока не заключено ни одного контракта, что обусловлено санкциями против компании со стороны США и отсутствием свободных мощностей для строительства судов в России.
При этом, согласно графику, к концу 2025 г. должны быть построены первые 2 судна из необходимых 16 штук типа Arcticmax дедвейтом около 90 тыс. т. Еще 8 судов ожидается в 2026-2027 гг., а остальные – в 2029–2030 гг.
В связи с этим АЕОН, возможно, придется привлекать иностранные балкеры с рынка, а с марта 2026 г. для этого потребуется специальное разрешение правительства, поскольку перевозить по Севморпути уголь на судах зарубежного производства будет запрещено согласно постановлению правительства от 2 ноября 2022 г.
В случае негативного сценария это может привести к сокращению грузопотока на Севморпути в 2030-2035 гг. на 24 млн т.
Сырадасайское месторождение является одним из крупнейших месторождений угля в мире и расположено в 110 км юго-восточнее поселка Диксон в северной части Красноярского края. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд т.
Проект освоения включает в себя создание угольного разреза мощностью 5 млн т. в год на первом этапе и 10 млн т. в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры. Навигация по вывозу угля с месторождения возможна круглогодично по Северному морскому пути при обеспечении проводки судов ледокольным флотом. В 2024 г. компания планирует ввести в эксплуатацию первую очередь морского угольного терминала Енисей.
AEON – международный инвестиционный фонд, в портфель которого входят различные транспортные проекты, включающие аэропорты и речные порты. AEON принадлежит российскому бизнесмену Роману Троценко.
Терминал Суходол начнет работу в ноябре 2023 года
В рамках реализации первого этапа строительства нового порта Суходол, расположенного на Дальнем Востоке в 100 км от Владивостока, в ноябре будет запущен в эксплуатацию специализированный угольный терминал мощностью 20 млн т. в год.
Также на территории порта планируется строительство мощностей для перевалки контейнеров, зерна, минеральных удобрений и сжиженных газов. Всего проект предусматривает 8 терминалов и дополнительно около 10 инфраструктурных объектов, в том числе сортировочная станция и бункеровочная база.
Инициатором проекта выступил СДС-Уголь, который пока не имеет собственных портов в данном регионе. В настоящее время порт Суходол принадлежит экс-президенту СДС Михаилу Федяеву (25.1%), совладельцу холдинга Владимиру Гридину (25.1%), компании Междуречье (25.01%) и компании Центр развития портовой инфраструктуры (24.79%).
Все акции морского порта находятся в залоге у банков ВЭБ и ВТБ, открывших компании кредитный лимит на сумму около 32 млрд руб. Вложения в первый этап строительства порта оцениваются в размере до 62 млрд руб., а общий объем инвестиций в проект составит 180 млрд руб.
Ранее ожидалось, что в 2023 г. перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 г. – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. Однако, с учетом темпов реализации, объемы, скорее всего, будут пересмотрены в сторону уменьшения.
По итогам января-сентября 2023 г. добыча СДС-Уголь составила 9.7 млн т. (-0.3 млн т. или -3% к январю-сентябрю 2022 г.).
https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-30-oktyabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/