Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
22.01.2024


На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе продолжилось ослабление цен ниже 105 долл./т. Котировки остаются под давлением на фоне ожидающегося потепления, увеличения складских запасов, падения цен на газ до двухлетних минимумов, а также высокого уровня возобновляемой генерации. Тематическое фото. источник: shuttestock.com В связи с прогнозом роста температуры и увеличения предложения газовые котировки на хабе TTF резко снизились до 311 долл./1000 м3 (-41 долл./1000 м3 к 10.01.2024 г.), несмотря на отказ QatarEnergy от поставок СПГ в Европу через Красное море в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.6 млн т. (+1 млн т. к 10.01.2024 г.). Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 96-97 долл./т., продолжая оставаться ниже отметки в 100 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе. 14 января произошло столкновение двух составов на путях, ведущих в терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), что привело к повреждению полотна длинной 215 м. Однако южноафриканский ж/д оператор Transnet возобновит движение составов с углем уже 18 января. При этом ветка №2 (North Corridor) возобновит работу 18 января, а ветка №1 - 20 января. Объем перевозок по данной инфраструктуре, по некоторым данным, достигает 1.5 млн т. в неделю. Запасы на RBCT составили 3.6 млн т., при этом в последнее время объем погрузки в адрес терминала подскочил до рекордных 5.3 млн т. в декабре (+1.9 млн т. к ноябрю 2023 г.), что обусловлено вводом в эксплуатацию 7 новых локомотивов. Transnet также планирует увеличить количество отправок с 25 до 30 поездов в сутки. Кроме того, на терминале Richards Bay Dry Bulk была запущена новая конвейерная лента, что привело к увеличению отгрузок угля и существенно сократило потребность в грузовиках, пробка из которых образовывалась у терминала в связи с ограниченной пропускной способностью ж/д инфраструктуры. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 129 долл./т. Несмотря на сокращение запасов в портах и возможное похолодание, котировки оказались под давлением в результате высоких объемов импорта и предложения на внутреннем рынке, а также сокращения потребления угля на ТЭС и спроса со стороны промышленных предприятий. Также спрос со стороны генерирующих компаний на спотовом рынке упал по причине более привлекательного импортного материала. Так, российский уголь 5500 ккал/кг NAR с поставкой в конце февраля предлагается по 123 долл./т. на условиях DDP. Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составил 853 тыс. т./сутки (-6 тыс. т./сутки к 10.01.2024 г.). При этом совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 23 млн т. (-1 млн т. к 10.01.2024 г.). Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. в результате задержек с одобрением планов добывающих компаний на 2024 г. со стороны государства, что сдерживает увеличение объемов предложения. Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже уровня 130 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. Цены на австралийский металлургический уголь HCC удерживаются на уровне 335 долл./т. на новостях о частичной остановке добывающих мощностей в Китае и Австралии. Компания Pingmei приостановила добычу на 13 шахтах в результате аварии и гибели рабочих в провинции Henan, а компания BHP закрыла на неопределенный срок производство на разрезе Saraji мощностью 4.6 млн т./г. в штате Квинсленд в результате несчастного случая. Кроме того, компания BHP понизила прогноз добычи металлургического угля на 2024 финансовый год на 10-12 млн т. до 46-50 млн т. Южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской Foxleigh цену бенчмарка Low Vol PCI на 4 квартал на уровне 229 долл./т. FOB Australia, что примерно на 25% превышает показатель 3 квартала (183 долл./т.).   Добыча угля в Кузбассе упала на 4.2% в 2023 году В январе-декабре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 214.2 млн т. угля (-9.4 млн т. или -4.2% к январю-декабрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса. Тематическое фото. источник: shuttestock.com Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 68.3 млн т. (+0.4 млн т. или +0.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 145.9 млн т. (-9.8 млн т. или -6.3%).   Открытым способом угольные компании добыли 143.1 млн т. (-8.6 млн т. или -5.7%), производство подземным способом составило 71.1 млн т. (-0.8 млн т. или -1.1%). В январе-декабре 2023 г. потребителям было поставлено 173.7 млн т. угля (-7.2 млн т. или -4.0% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе: • на экспорт 113.8 млн т. (-6.4 млн т. или -5.3%); • российским металлургическим компаниям 32.8 млн т. (+1.1 млн т. или +3.5%); • местным угольным электростанциям 17.3 млн т. (-0.5 млн т. или -2.8%).   По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.9 млн т. (-0.8 млн т. или -3.5% к 1 января 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.   Добыча угля в Якутии сократилась на 3% в 2023 году Угледобывающие компании Якутии в 2023 г. снизили добычу угля до 38 млн т. (-1.2 млн т. или -3% к 2022 г.). Основной объем производства пришелся на предприятия Эльгауголь и Колмар. Объем погрузки на железную дорогу остался без изменений. фото: Эльгауголь Эльгауголь нарастила добычу до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10% к 2022 г.). При этом Колмар сократил производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.), а Якутуголь – до 3.0 млн т. (-0.9 млн т. или -37% к 2022 г.). Погрузка угля с Эльгинского месторождения в 2023 г. выросла до 18.1 млн т. (+0.8 млн т. или +4.7% к 2022 г.). Однако совокупный объем погрузки угля на экспорт из Якутии остался без изменений на уровне 26 млн т. В ближайшей перспективе планируется увеличение экспорта в КНР за счет строительства железнодорожного моста из Благовещенска в Хэйлунцзян и подъездных путей к п/п Джалинда (Россия) — Мохэ (КНР). Кроме того, в начале 2025 г. будет запущен угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край) мощностью 30 млн т. в год. В 2022 г. Эльгауголь также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-22-yanvarya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/


2024-МАЙНИНГ