2024 Стройимпорттехника


Задачи на завтра

Дмитрий Исламов отвечает на злободневные вопросы


Собеседник «УК» — Дмитрий Исламов, заместитель председателя комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации — отвечает на самые злободневные вопросы

— Каковы основные тезисы поручения президента в отношении повышения безопасности угольной отрасли (после трагедии на шахте «Листвяжная»)?

— Безопасность шахтерского труда — это главное условие развития угольной промышленности. Уголь любой ценой не нужен!

За последние годы многое удалось сделать в области промышленной безопасности — ужесточен надзор в процессе угледобычи, серьезно вырос объем инвестиций со стороны угольных компаний, в шахтах появились современные системы безопасности, аэрогазового контроля, диспетчеризации, система позиционирования шахтеров, повысился уровень индивидуальных средств защиты.

Травматизм действительно со-
кратился.

С 2017 года по 2020 год на 1 миллион тонн добываемого угля в России приходилось 0,04 смертельно травмируемых (для сравнения в США и Австралии аналогичные показатели 0,02 и 0,03 соответственно). В Кузбассе в этот период показатель частоты смертельного травматизма при добыче одного миллиона тонн угля составил 0,05 чел/млн тонн, в то время как в 1992 году этот показатель был равен 1,06 чел/млн тонн.

В 2020 году в Кузбассе было травмировано 106 работников угольной отрасли, в 84 раза меньше, чем в 1992 году, когда число травмированных достигало 8 872 человека.

Вместе с тем авария на шахте «Листвяжная» показала, что в системе промышленной безопасности есть серьезные сбои. По итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 года, президент РФ Владимир Владимирович Путин дал целый ряд поручений, перечень очень большой, содержит 37 пунктов, всем компетентным ведомствам и службам, руководству угольных компаний. Сроки достаточно жесткие.

Прежде всего это установление ответственности должностных лиц уполномоченных органов за невыдачу или несвоевременную выдачу предписания об устранении выявленных нарушений, непроведение или несвоевременное проведение проверки исполнения ранее выданного предписания об ужесточении ответственности работодателей.

Предусмотрено создание системы аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Цель понятна, обеспечение соблюдения такими организациями требований промышленной безопасности, требований в области технического регулирования, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Среди поручений есть и обеспечение использования средств видео­фиксации (видеорегистраторов) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов.

Еще одно важное поручение — защита от фальсификаций показаний систем автоматического контроля и передача данных дистанционного мониторинга и индивидуальных датчиков о местонахождении шахтеров в Ростехнадзор и МЧС России в режиме реального времени. Речь идет о сокрытии показаний приборов — имеет место это явление или нет? Главное, чтобы оно было невозможно. Чтобы так называемый «человеческий фактор» не имел возможности вмешаться.

Не менее важно поручение о применении наказания в виде административного приостановления деятельности за невыполнение требований к проведению дегазации при добыче угля. Сегодня необходимо — с учетом международного опыта — повышать эффективность дегазации, причем после ее проведения замерять эффективность мероприятия.

Речь идет о комплексной дегазации. Заблаговременную дегазацию проводить надо там, где это технически возможно, и предусматривать экономическую выгоду от этих работ. Нужно этим заниматься, нужно создавать для этого условия.

В Кузбассе совместно с ПАО «Газпром» реализуется проект, где на нетронутых пластах бурится сеть скважин, газ из которых собирается и будет использоваться для выработки тепло- и электроэнергии, а также в качестве топлива для автотранспорта. Это позволит снизить содержание метана в угольных пластах, а также использовать его как энергоресурс, снижая при этом парниковый эффект.

Еще одно социальнозначимое поручение президента — внесение изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся структуры заработной платы шахтеров. Доля условно-постоянной части в заработной плате шахтеров должна быть не менее 70 процентов с учетом того, что она не зависит от выработки (количества добытого угля).

— Но подобное решение уже было принято после трагедии на шахте «Распадская»…

— Да было, но сегодня внимательно просмотрели его выполнение и с учетом всех недоработок внесли ряд изменений. В частности, Роструд теперь обязан усилить контроль за выполнением поручения и ежегодно предоставлять доклад Генеральной прокуратуре.

— Заработной плате работников надзорных органов также было уделено внимание?

— Поручения не ограничиваются методами ужесточения. Не менее важно улучшение условий труда. В Ростехнадзоре должны работать профессионалы с достойной заработной платой.

— Наряду с повышением безо­пасности шахтерского труда в процессе развития угледобычи необходимо соблюдение всех норм экологической нагрузки. Какие шаги предприняты в этом направлении?

— Есть поручение президента, касающееся экологии — создать условия и механизмы по ликвидации шахт.

Что важно — в закон об охране окружающей среды уже включено положение, когда собственник, согласно новым изменениям, обязан разработать и реализовать план мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду. Этот план пройдет финансовую экспертизу, а собственник обязан подтвердить финансовое обеспечение. О создании ликвидационных фондов говорили очень много, теперь такое решение принято.

— Нововведение касается только шахт?

— Пока да. Но сегодня эта тема обсуждается и в отношении разрезов. Для Кузбасса это особенно важно, поскольку у нас в регионе в настоящее время ведут добычу 39 шахт и 57 разрезов. Открытая добыча угля наносит больший вред экологии по сравнению с шахтами. Предполагается аналогичный механизм: за пять лет собственники должны будут разработать план мероприятий по предотвращению последствий воздействия на окружающую среду, включающий в том числе рекультивацию, ликвидацию горения, причем все мероприятия должны быть подтверждены финансово.

— Какие планы в отношении новых угольных предприятий?

— Некоторые эксперты предлагают проводить жесткую политику по закрытию угольных шахт. Конечно, разрезы безопаснее, но мы не можем полностью отказаться от подземной добычи угля, потому что уголь особо ценных сортомарок (как раз коксующегося угля) залегает на наибольшей глубине. А этот уголь необходим для обеспечения производства в металлургической промышленности.

При этом 80 процентов всего российского объема добычи коксующегося угля добывается в Кузбассе. Большая его часть направляется на российские металлургические предприятия. Именно в Сибири, в Кузбассе уголь считается одним из самых лучших в мире по качественным характеристикам.

— Каким образом региональная — не федеральная — власть может влиять на безопасность (общую ситуацию) в угольной отрасли?

— Прежде всего хочу сказать, что губернатор главного угольного региона — Кузбасса — возглавляет комиссию Государственного совета по энергетике, и за последние три года все вопросы, имеющие значение для развития угольной отрасли, рассматривались на комиссии с участием представителей федеральных структур, руководителей исполнительных органов государственной власти регионов, научных организаций, представителей угольных компаний.

Сергей Евгеньевич Цивилев 13 декабря провел заседание комиссии Госсовета по энергетике, которое касалось как раз безопасности в угольной отрасли. А 20 декабря тема заседания расширилась до всех отраслей ТЭК — газовой, неф­тяной и прочих.

Правительство Кузбасса ежегодно заключает соглашения с угольными компаниями о социально-экономическом сотрудничестве, в которых указываются обязательства компаний по объему вложения инвестиций в безопасность труда. В Кузбассе в конце 2021 года был создан Совет по повышению уровня промышленной безопасности на угольных и горнорудных предприятиях при губернаторе Кузбасса.

Ну и конечно очень важно на уровне региона общение с работниками угольных предприятий — во время общественных и личных приемов, когда негативные явления на производстве не замалчиваются.

— Имеются ли, с вашей точки зрения, действенные инструменты воздействия на менталитет российского человека в сторону самосбережения?

— Я уже говорил, что условно-переменная чаcть в заработной плате шахтера должна быть меньше 30 процентов, чтобы он не шел на риск, нарушая правила безопасности при добыче угля.

Инструктажи, обучение, аттестации должны быть не формальные, а действительные. Эвакуационные обучения раз в полгода. Все это тренирует правильные автоматические действия во время ЧП. Использование современных средств видеофиксации тоже может повлиять на повышение безопасности.

Еще хотел бы добавить, что профессия шахтера — одна из самых опасных в мире. И мы должны сделать все, чтобы такие трагедии, как на Листвяжной, больше не повторялись. Очень важно ценить и уважать труд шахтера. Наша задача работать над созданием комфортных и безопасных условий труда шахтеров, повышением уровня заработной платы и расширением перечня их социальных гарантий.

Подготовила Лариса Филиппова