Обзор СМИ


Весна на пороге, а погрузка на РЖД – в минусе
05.03.2024


 Погрузка на РЖД в феврале 2024 году снизилась до 95,9 млн т, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Как обычно, перевозчик попытался списать «недогруз» на конъюнктурные причины у экспортеров и проблемы с тягой – точнее, ее ремонтом. Их решают с сервисными компаниями в штабном режиме. Кроме того, в холдинге вспомнили про конкуренцию с автоперевозчиками. Вопрос в том, что маркетологи пытаются предложить сервисы для привлечения дополнительных объемов грузов на сеть. А движенцы ищут все новые поводы для того, чтобы оправдать ограничения в отправках. Это заставляет задуматься о качестве управления грузоперевозками на сети. Причем на фоне существенного снижения грузооборота зимой и снижением индекса качества услуг на железнодорожном транспорте по результатам опросов грузовладельцев данное явление уже выглядит как частичная потеря управления над процессом движения. Уж очень много набирается факторов, которые перевозчик стал относить к форс-мажорным. Если присмотреться, то зимняя непогода и шторма на Черном море – обычные явления для РФ.

Сеть держит вагонопотоки

 Опросы, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках «Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте», показали, что многие грузовладельцы говорят о задержках с отправками грузов. И дело уже не только в локальных дефицитах тяги. Основные сложности возникали на технических станциях. В частности, в компании «Траско» указали на существенные задержки с приемом грузов на станциях в Екатеринбурге (Кольцово и Екатеринбург-Товарный), а также с отправкой грузов по железной дороге в сторону Восточного полигона из Москвы и Екатеринбурга. При этом отмечалось, как это ни парадоксально, что доставки через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга осуществлялись стабильно. Получалось некоторое несоответствие: клиенты говорили о том, что стивидоры на юге работали в обычном режиме, а в телеграм-канале ОАО «РЖД» указывали: мол, значительный вклад в «недогруз» на сети внесли конъюнктурные причины, из-за которых экспортеры не в полной мере использовали портовые мощности, особенно в Азово-Черноморском бассейне. Всплыли и еще довольно любопытные данные. Скажем, с подвозом в морские порты безусловное лидерство по объемам осталось, судя по данным АО «Морцентр-ТЭК», за железнодорожным транспортом. А вот с вывозом грузов картина складывалась несколько иная. Например, в 2023 году из морских портов России автотранспортом было отправлено 27,4 млн т грузов, что на 12,5% больше, чем в 2022-м. А вот по РЖД было отправлено всего 19 млн т. И прирост к предыдущему году оказался на уровне лишь +4,3%. Аналогичный тренд наблюдался и зимой текущего года. Отсюда можно сделать вывод: не испытывали особых проблем те, кто мог вывозить грузы с южных терминалов автотранспортом. А вот те, кто возил железной дорогой, сталкивались с постоянными задержками. Неудивительно, что при вывозе грузов из морских портов доля автотранспорта превышала долю железной дороги.

Уголь не в почете

 Итак, посмотрим, погрузка каких номенклатур ушла в минус в феврале 2024 года. Прежде всего – это каменный уголь. Причина – экспортеры столкнулись с барьерами при отправках по всем направлениям на РЖД: и на востоке, и на юге, и на северо-западе. При этом некоторые эксперты поспешили с выводами об ухудшении мировой конъюнктуры для угля. И все же биржевая статистика не позволяет сказать, что она оказала катастрофическое влияние на угольную отрасль РФ. Экспортеры просто сменили ниши для продаж. Другая горячая тема – о введении вывозной пошлины на экспорт угля с 1 марта 2024 года в размере 4–7% от таможенной стоимости в зависимости от динамики курса рубля. Это, дескать, уже в феврале повлияло на объемы добычи угля в РФ. Однако тут следует обратить внимание все-таки на детали: постановление правительства РФ № 231от 28.02.2024 г. предусматривало, что внесенные изменения не распространялись на товары, классифицируемые кодом 2701 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенное декларирование которых осуществлялось в период с 5 января по 29 февраля 2024 года. Значит, по идее, каменный уголь должны были зимой, наоборот, вывозить по максимуму. А повезли – с минусом в объемах погрузки. Иными словами, отправили столько, сколько смогли пропустить на РЖД. При этом заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников в конце февраля проинформировал, что в Минэнерго прогнозировали как минимум сохранение поставок угля из России в 2024 году на прошлогоднем уровне: «В экспорте [угля] в 2023 году не удалось сохранить [на уровне 2022 года], но, я думаю, в 2024 году удастся сохранить экспорт на уровне 2023 года, а дальше наши коллеги из РЖД все-таки расширят Восточный полигон, появится место, и мы экспорт нарастим. Впереди еще ввод проектов «Эльги», новый порт, собственная железная дорога, поэтому они сильно добавят нам объемов в экспорте».

 Нефть подросла на отложенном спросе

Ожидалось, что погрузка нефтегрузов в феврале на РЖД уйдет в минус. Но она, наоборот, подросла на 0,6%. Сказался отложенный спрос в январе. Как отметили западные эксперты, и после новых санкций Россия сумеет сохранить свой серый флот, перевозящий российскую нефть. Если вторичные ограничение будут принимать слишком активно, то это может ощутимо ухудшить ситуацию на мировом рынке с танкерным тоннажем, который в начале 2024 года оказался уже в дефиците. Ожидалось, что уже в феврале 2024 года на экспорт начнет давить запрет на экспорт бензина, который вводится с 1 марта сроком на полгода. Однако он по традиции коснулся только автомобильных бензинов, а не дистиллятов, прямогонного и моторного бензинов. А экспорт в основном заточен как раз на сырье для выработки бензинов с высоким октановым числом. И вопрос о том, уйдет железнодорожная погрузка нефтегрузов в плюс или минус, зависит от количества ограничений, которые получат отправители от перевозчика. В феврале он отнесся к нефтяникам достаточно лояльно. Отсюда и результат. «Держим продвижение нефтяных грузов на особом контроле», – указывалось в телеграм-канале перевозчика. Так что в итоге погрузка получила небольшое ускорение. Правда, оно идет к низкой базе прошлого года.

 Стройка ушла в минус

В минусе оказались строительные грузы: их погрузка снизилась на 18%. В ОАО «РЖД» в связи с этим вспомнили про завершение крупных инфраструктурных проектов у автодорожников. И промолчали о том, что те строят свои объекты в теплый сезон. А зимой – запасают щебень. Однако в 2024 году железнодорожные тарифы выросли настолько, что подрядчикам показалось неоптимальным пополнять запасы заранее. К тому же они решили по максимуму задействовать другие виды транспорта. Прежде всего – автомобильный. На этом фоне отрицательно повлияла и скромная динамика прироста объемов завоза балласта для нужд РЖД. Зимой его перевозки, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», лишь на 5% увеличились относительно прошлого года. Между тем зимой перевозчик обещал активно запасаться балластом для весенне-летних ремонтно-строительных работ на сети. Прежде всего – под проекты модернизации на востоке. Но судя по данным, полученным от источника в холдинге, объемы перевозок балласта останутся в 2024 году на прошлогоднем уровне.

 Март ожидается прохладным

 В минусе в феврале также остались перевозки руды, металлолома, химикатов и соды. В плюс ушла погрузка минудобрений (+9,9%), лесных грузов (+4,9%), зерна (+9,1%), цемента (+4,6%) и промышленного сырья (+24%). На таком фоне ряд экспертов полагает, что в марте погрузка может выйти в плюс. В принципе, минус по ряду из перечисленных номенклатур может быть скомпенсирован плюсом по тем, которые оказались в плюсе в феврале. Правда, как отмечают другие аналитики, для этого на сети необходимо подтянуть отправки угля и стройматериалов. И не допустить снижения погрузки нефтегрузов. С учетом сложившейся ситуации на сети – эта задача отнюдь не простая. Автор:Александр Солнцев

https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/vesna-na-poroge-a-pogruzka-na-rzhd-v-minuse/

 


2024-МАЙНИНГ