Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
11.03.2024


На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось уверенное восстановление котировок выше 115 долл./т. Резкое укрепление обусловлено вводом санкций против крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел), ростом цен на газ и сокращением запасов на складах ARA. Поддержку ценам также оказало закрытие коротких позиций на бумажном рынке.

Совокупные запасы угля снизились до 6.5 млн т. (-0.15 млн т. или -2% к 28.02.2024 г.) в связи с сокращением объемов поставок в адрес ЕС и реэкспортом с терминалов ARA в адрес средиземноморских стран.

Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 285.3 долл./1000 м3 (+0.3 долл./1000 м3 к 28.02.2024 г.) на фоне плановой остановки работы месторождений Oseberg и Karsto.

Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 95 долл./т. благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа и цемента, при этом среднекалорийный уголь скорректировался вниз. Рост также обусловлен ожидаемым увеличением спроса на южноафриканский уголь со стороны Турции и азиатских стран в результате адресных санкций против российских экспортеров.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 131 долл./т. в связи со снижением внутренних цен в результате роста температур, увеличением запасов на складах генерирующих компаний и невысокой загруженности производителей цемента. В рамках ежегодного заседания китайские власти обозначили цель роста ВВП в 2024 г. на уровне 5%, которая должна быть достигнута в основном за счет высокотехнологичного, но неэнергоемкого сектора. В 2024 г. правительство также планирует сократить потребление электроэнергии на 2.5% на единицу ВВП.

В крупных добывающих провинциях, таких как Inner Mongolia и Shanxi цены были понижены на 1.1 долл./т., в провинции Shaanxi снижение составило в среднем 2.8 долл./т.

Угольная компания CHN Energy объявила, что сохранит добычу на уровне 50 млн т. в месяц, несмотря на то, что ранее ее подразделение Shenhua объявило о планах сократить производство в этом году на 3% до 316.1 млн т.

Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли на 0.4 млн т. до 13 млн т., однако потребление увеличилось с 798 тыс. т. до 803 тыс. т./сутки.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал на 1 долл./т. до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась без изменений на уровне 59 долл./т.

Рост цен на индонезийский уголь замедлился на фоне высоких фрахтовых ставок. Тем не менее, на спотовом рынке сохраняется дефицит предложения. Со стороны индийских электростанций спрос сократился ввиду достаточных запасов на складах, хотя на прошедшей неделе правительство Индии продлило до июня 2024 г. действие обязательного требования об удовлетворении потребностей за счет импортного угля в объеме 6%, что может оказать котировкам поддержку в среднесрочной перспективе.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 135 долл./т. на фоне ограниченного предложения со стороны Индонезии и возобновившегося интереса со стороны некоторых стран Северо-Восточной Азии в результате антироссийских санкций.

Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 305 долл./т. из-за увеличения предложения, а также ограниченного спроса со Индии, при этом индийские покупатели готовы вернуться к закупкам австралийского материала, если цены скорректируются до уровня угля из США.

В КНР спрос остается невысоким, поскольку производители стали сталкиваются с замедлением спроса на свою продукцию, что подтверждает индекс PMI, находящийся в зоне сокращения на протяжении двух месяцев подряд. На прошедшей неделе Китайский институт планирования и исследования сталелитейной отрасли спрогнозировал падение спроса на сталь на 2% до 875 млн т. в 2024 г.

Новые негативные факторы подрывают экспорт российского угля

Ж/д отгрузки российского угля в порты по итогам января-февраля 2024 г. сократились до 30.5 млн т. (-3.7 млн т. или -10.8% к январю-февралю 2023 г.). При этом основное снижение пришлось на высококачественный уголь из Кузбасса и антрацит из Новосибирска. Негативная динамика обусловлена нехваткой провозных мощностей в адрес северо-западных и дальневосточных портов, а также остановкой отгрузок в адрес Тамани.

Второй месяц подряд грузоотправители не вносят Тамань (крупнейший терминал на юге России с перевалкой 25.5 млн т. в 2023 г.) в свои планы по ж/д отгрузкам по причине высоких ставок перевалки, которая приводит к отрицательной рентабельности экспорта. В марте заявки на перевозку в Тамань до сих пор не подавались, в связи с чем данное направление также покажет отрицательную динамику в текущем месяце по отношению к марту 2023 г., когда было отгружено

2.4 млн т.

Кроме того, по предварительной оценке, включение в санкции СУЭКа и Мечела приведет к падению экспорта на 30 млн т. в 2024 г., однако потери для международного рынка могут оказаться гораздо существеннее ввиду распространения санкций на связанные с этими компаниями порты.

Дополнительное давление на российских поставщиков оказывают экспортные пошлины, вновь веденные с 01.03.2024 г., в результате чего при реализации угля на условиях CFR себестоимость может увеличиться на 4-7%, или на 8.0–12.0 долл./т., в зависимости от курса рубля к доллару. Экспортерам придется оплачивать пошлину уже в марте даже по ранее заключенным контрактам.

Таким образом, становится очевидным снижение объемов экспорта российского угля в 1 квартале 2024 г., что резко ограничит объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае.

При этом российские экспортеры не смогут компенсировать выпадающие объемы в будущем даже в случае благоприятной конъюнктуры на международном рынке, поскольку пропускная способность ж/д инфраструктуры в России не позволяет оперативно наращивать перевозки.

Российские поставщики отказываются от экспорта угля через терминалы СУЭК и Мечела

На фоне экономических санкций США международный рынок может лишиться в 2024 г. не только поставок подсанкционных СУЭК и Мечела, но и других российских экспортеров, отказывающихся от отгрузок в адрес портов, связанными с данными компаниями. При этом перенаправление имеющихся объемов в адрес других портов оказывается невозможным ввиду ограниченной пропускной способности Восточного полигона, загруженности Северо-Западного направления и завышенных ставок перевалки в Тамани.

Угольная компания Сибантрацит приостановила ж/д отгрузки в адрес Мурманского порта, которые в январе-феврале 2024 г. составили 0.33 млн т. (0.85 млн т. в 2023 г.), Эльгауголь приостановила отгрузки в адрес терминала Дальтрансуголь, которые в январе-феврале 2024 г. составили 0.37 млн т. (0.45 млн т. в 2023 г.).

Объемы угля, отгруженные сторонними угольными компаниями в связанные с санкционными компаниями порты, включая Мурманский порт, Дальтрансуголь, Посьет, Малый Порт и Ванинский морской торговый порт, в 2023 г. составили 5.5 млн т. (38.9 млн т. с учетом поставок СУЭК и Мечела). С начала года по итогам января-февраля в их адрес было отгружено 1.3 млн т.

Таким образом, в 2024 г. дополнительные потери для экспортного рынка составят 4.0-4.5 млн т., поскольку они не могут быть распределены по другим направлениям.

С учетом объемов сторонних грузоотправителей через санкционные порты, объем потерь к ранее подсчитанным 30 млн т. угля СУЭК и Мечела в 2024 г. составит дополнительные 4.0-4.5 млн т. и свыше 45 млн т. в 2025 г. при сохранении санкционного режима.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-11-marta-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/


2024-МАЙНИНГ