Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
13.09.2023


На прошедшей неделе на европейском рынке цены на уголь упали ниже 118 долл./т. Волатильность угольных котировок в значительной степени отражала колебания контрактов на газ на хабе TTF.

Рынок по-прежнему находится в ожидании забастовки работников газовых платформ компании Chevron в Австралии, начало которой было отложено до пятницы, что стало поводом надеяться, что стороны смогут договориться в последний момент. Если соглашение не будет достигнуто, то в период с 8 по 13 сентября забастовки будут составлять по 7-11 часов в день, а с 14 сентября планируется полная остановка заводов на 2 недели. При этом эксперты не верят в реализацию самого негативного сценария и считают, что воздействие на рынок будет ограниченным.

Запасы угля на терминалах ARA за неделю выросли на 2% до чуть более 7.0 млн т. (для сравнения, в прошлом году в это же время запасы составляли 8.20 млн т.). Росту способствовал сравнительно невысокий спрос на топливо из-за благоприятной погоды и достаточные объемы генерации ВИЭ.

По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 6 сентября подземные хранилища газа в Европе были в среднем заполнены на 93,5% (закачано 100,5 млрд м3 из доступных 107,7 млрд м3). По словам участников рынка, компании стараются подойти к зимнему периоду с максимально возможными запасами, так как хотят избежать повторения прошлогодней ситуации с экстремально высокими ценами на газ.

Индекс южноафриканского угля 6000 ккал/кг укрепился выше 116.00 долл./т.

Бумажные контракты показали негативную динамику аналогично европейским аналогам. Индийские производители губчатого железа проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500 ккал/кг с погрузкой в конце сентября-начале октября.

На внутреннем рынке Китая цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao подскочили на 6 долл./т. до 121 долл./т. Росту способствовал спрос со стороны неэнергетических производств (химические и цементные заводы), а также опасения участников рынка по поводу предложения угля на фоне нового витка проверок безопасности на шахтах. Кроме того, энергетическим компаниям было отдано распоряжение нарастить запасы в преддверии Азиатских Игр (спортивные соревнования среди атлетов Азиатского континента), которые пройдут в Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября, а плановые ремонтные работы на ж/д линии Daqin, запланированные на конец сентября, негативно отразятся на поставках угля в порты.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 159-160 долл./т. Поставщики австралийского среднекалорийного материала 5500 ккал/кг увеличили цену предложения после новостей о том, что правительство Южной Кореи ограничило объем импорта угля из России государственными энергокомпаниями.

Южная Корея установила квоту в 13 млн т. на импорт российского энергетического угля для пяти государственных энергокомпаний страны на период с сентября по декабрь. По данным участников рынка, компаниям придется перенести поставки 1 млн т. законтрактованного материала на 2024 г., учитывая, что стороны уже заключили контракты на поставку 14 млн т. до конца года. В январе – июле 2023 г. Корея импортировала 14.3 млн т. угля из России (+37% к аналогичному периоду в прошлом году). На первом месте по поставкам находилась Индонезия с 15.1 млн т.

Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжают укрепляться, поднявшись выше 270 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны индийских и азиатских потребителей, а также ограниченного предложения австралийского материала. Участники рынка высказывают мнение, что ограниченное предложение может оставаться в течение следующих одного-двух месяцев из-за продолжающихся работ по техобслуживанию и вводу новых лав на шахтах.

Снижение ж/д отгрузок на экспорт во втором полугодии 2023 г.

В 3-м и 4-м кварталах 2023 г. прогнозируется снижение объемов ж/д поставок российского угля на экспорт. Снижение произойдет не только по отношению к 1-му и 2-му кварталам 2023 г., но и по сравнению с аналогичными периодами 2022 г.

Снижение поставок во втором полугодии 2023 г. ожидается за счет сокращения ж/д отгрузок в западном направлении. С начала лета 2023 г. РЖД снижает утвержденные нормы отправки вагонов в адрес западных портов.

По прогнозам, снижение ж/д отгрузок угля на экспорт по итогам года составит 2 млн т. При этом в общем объеме экспорта данное снижение может быть компенсировано ростом отгрузок угля из портов Сахалина. Ожидается, что общий экспорт российского угля в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. и составит около 210 млн т.

Таким образом, рост в начале 2023 г. нивелируется падением объемов во втором полугодии.

Хакасия рассчитывает на увеличение квоты на экспорт угля

Угольные компании Хакасии ждут увеличения квоты на вывоз угля на экспорт. Несмотря на усилия властей, направленные на увеличение экспорта угля из региона, в этом году Хакасия не сможет восстановить объем экспорта угля до рекордных показателей 2020 г. в 16.9 млн т. Ожидается, что в 2023 г. экспорт угля из региона продолжит снижаться и составит 12.8 млн т. (-0.6 млн т. или -4.5% к 2022 г.).

Поставки в восточном направлении прогнозируются на уровне 8.5 млн т., что также ниже рекордных значений 2021 г. – 11.7 млн т.

Основной причиной снижения объемов экспорта угля из Хакасии является урезание планов отгрузок со стороны РЖД.

На Хакасию приходится 6-7% всего экспорта угля из России. Снижение экспорта угля приводит к сокращению поступлений в региональный бюджет и падению доходов населения. Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-11-sentyabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente__/


2024-МАЙНИНГ