Обзор СМИ


Краткий обзор мирового угольного рынка
02.10.2023


На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены поднялись выше 130 долл./т. Поддержку котировкам продолжают оказывать сокращение запасов на складах, а также высокие цены на газ, которые вновь укрепились на фоне возможного возобновления забастовки рабочих нефтегазовой компании Chevron в Австралии после того, как профсоюзы отказались принять окончательную версию проекта соглашения, полученную от представителей компании.

Цены на газ на хабе TTF выросли до 428 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 20.09.2023 г.), несмотря на увеличение поставок норвежского газа.

Совокупные запасы на складах ARA сократились до 7 млн т. (-0.1 млн т. или -1.4% к 20.09.2023 г.).

Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 130 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны Индии и Китая, а также ожидаемого снижения экспорта из ЮАР в сентябре.

Компания Glencore планирует сократить около 214 горняков на разрезе iMpunzi (мощностью 6.7 млн т. энергетического угля в год) в провинции Мпумаланга, аргументируя свое решение проблемами ж/д инфраструктуры и волатильностью цен.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 2 долл./т. до 137 долл./т. Повышение цен продолжилось в связи с сокращением добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей из-за проверок безопасности и нового несчастного случая, техническим обслуживанием на ж/д линии Daqin в октябре, а также пополнением запасов в преддверии празднования Дня образования КНР (с 29 сентября по 6 октября).

24 сентября в результате пожара на угольной шахте в Юго-Западном Китае в провинции Гуйчжоу погибли 16 человек. В связи с этим ожидаются дополнительные проверки и снижение добычи во избежание новых несчастных случаев.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился на 1 долл./т. до 92 долл./т. за счет высокого спроса со стороны Китая и Индии. Кроме того, ситуация с ограниченным предложением усугубилась 22 сентября в результате нарушения процесса погрузки угля в связи с техническим сбоем информационной системы, который может вынудить некоторых поставщиков объявить форс-мажор.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 160 долл./т. по причине снизившейся активности и широкого спреда между ценами спроса и предложения. В ходе конференции Coaltrans Asia участники рынка отметили, что ожидают сохранения импорта австралийского энергетического угля китайскими потребителями на уровне не менее 5 млн т. в месяц до конца 2023 г.

Приближаются переговоры между Glencore и японской Tohoku Electric по контракту на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. По оценкам участников рынка, покупатель рассчитывает на цены ниже

160 долл./т. FOB Newcastle 6322 GAR, тогда как предложение Glencore находится на уровне 200 долл./т. Если стороны не договорятся, они могут временно воспользоваться индексами или спотовыми котировками. Японская компания находится в более выгодном положении, поскольку имеет достаточные запасы, что резко контрастирует с прошлогодней ситуацией на рынке.

Ограниченное предложение и устойчивый спрос со стороны потребителей в Азии и Индии продолжают подталкивать цены на австралийский металлургический уголь HCC выше 330 долл./т. Китайская компания Guizhou Panjiang Refined Coal, где произошел несчастный случай с возгоранием и гибелью рабочих на шахте мощностью 3.1 млн т. металлургического угля, начала проверки безопасности, что ухудшит ситуацию с предложением материала в юго-западном регионе КНР. Укреплению австралийских котировок угля PCI до 200 долл./т. также способствовали опасения по поводу предложения из России, где власти объявили о введении экспортной пошлины.

С 01 октября 2023 г. вводятся пошлины на экспорт российского угля

Министерство финансов и Минэкономики вводят с 1 октября и до конца 2024 года экспортные пошлины на уголь, а также почти на все виды товаров, кроме нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов, лома, зерна и продукции машиностроения.

Размер пошлины будет зависеть от курса доллара:

• ниже 80 руб. – 0%,

• 80–85 руб. - 4%,

• 85–90 руб. – 4.5%,

• 90–95 руб.— 5.5%,

• выше 95 руб.— 7%.

Сильнее всего от пошлины пострадают угольщики, металлурги и производители удобрений. Неожиданное введение пошлины создает финансовую непредсказуемость для инвесторов. Увеличение фискальной нагрузки может негативно отразиться на инвестпрограммах компаний.

Правительство России несколько раз за последние годы увеличивало налоговую составляющую для угольной отрасли. С начала 2022 г. НДПИ на коксующийся уголь привязан к мировым котировкам: ставка установлена на уровне 1.5% от средней цены на уголь в соответствии с индексом SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal, тогда как раньше применялась фиксированная ставка в 57 руб./т. В тоже время обсуждалось введение экспортной пошлины на уголь, в т.ч. энергетический, при превышении его цены в 150 долл./т. в порту отгрузки, но вместо этого в 2023 г. был временно увеличен НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т. или 5.5 долл./т. (с 1 января до 31 марта).

В текущих условиях беспрецедентных международных санкций, когда российским поставщикам угля приходится переориентировать грузовые потоки и искать новые экспортные маршруты, большинство поставок в страны Азии через северо-западные и южные порты России находятся на грани рентабельности или приносит убыток. Введение экспортных пошлин делает поставках в данных направлениях убыточными, а также создает аналогичные риски для экспорта через дальневосточные терминалы, особенно для грузоотправителей, не имеющих собственных портовых мощностей.

При этом издержки и себестоимость постоянно увеличиваются. РЖД планирует проиндексировать ежегодно растущие грузовые ж/д тарифы в 2024 году на 10.75%. Из-за недавнего повышения ставок ЦБ угольщики могут столкнуться с трудностями по обслуживанию долга. На фоне мировых санкций международные судовладельцы и страховые компании периодически повышают ставки фрахта и премии за страхование морских грузов. Кроме того, российские поставщики испытывают проблемы с банковскими транзакциями при осуществлении экспортных операций, которые связаны с большими сложностями в части поступления денежных средств от иностранных контрагентов на счета поставщиков в российских банках. В то же время вводимая экспортная пошлина должна быть оплачена до начала отгрузки с добывающих предприятий.

При сентябрьских ценах FOB на энергетический уголь в российских портах на Балтике, юге и Дальнем Востоке на уровне 80-120 долл./т. пошлина, при текущем курсе рубля (97 руб./долл.), составит 7% или 6-9 долл./т.

Введение пошлины является негативным фактором для экспорта и добычи российского угля, объемы которых могут существенно сократиться, особенно в случае снижения мировых цен.

Тарифы РЖД вырастут более чем на 10% в 2024 году

РЖД планирует в 2024 г. проиндексировать железнодорожные тарифы на 10.75%. В данную цифру входят: базовая индексация 7.6%, а также 2% на капремонт инфраструктуры и 1% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.

Ванинский балкерный терминал AО «Дальтрансуголь». Грузовые составы на станции. фото: ОАО РЖД

Ожидается, что в 2024 г. индексация в 10,75% даст РЖД порядка 200 млрд руб. дополнительных средств. При этом инвестпрограмма в 2024 г. оценивается в 1.3 трлн. руб., из которых 9.6 млрд руб. будут направлены на проектно-изыскательские работы по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.

Участники рынка уже высказывали опасения по поводу дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы как обеспечение транспортной безопасности должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%).

В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.

В 2025 г. базовая индексация тарифов на железнодорожную перевозку грузов планируется на уровне 5.2% плюс 2% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.

Поставки российского угля выросли на 5.0% в январе-августе 2023 года

В январе-августе 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 264.4 млн т. (+12.7 млн т. или +5.0% к аналогичному периоду 2022 г.).

За 8 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 117.9 млн т. (+4.0 млн т. или +3.5% к 8 месяцам 2022 г.), из которых:

• 61.5 млн т. (+6.0 млн т. или +10.8%) направлено на электростанции;

• 26.8 млн т. (+3.8 млн т. или +16.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;

• 29.6 млн т. (-5.8 млн т. или -16.4%) пришлось на долю прочих грузополучателей.

Экспортные поставки в январе-августе 2023 г. составили 146.5 млн т.

(+8.7 млн т. или +6.3% к январю-августу 2022 г.).

Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-августе 2023 г. выросла до 286.4 млн т. (+2.8 млн т. или +1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).

https://www.eastrussia.ru/material/puls-uglya-2-oktyabrya-ugolnaya-promyshlennost-v-momente/


2024-МАЙНИНГ