Обзор СМИ


Руслан Байсаров о развитии угольной отрасли на востоке России до 2030 года
23.06.2016


Майнинг Инфо- В соответствии с принятыми в «Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 г.» темпами формирования новых центров добычи угля произойдет смещение угледобычи в восточном направлении страны. При этом доля Восточной Сибири в добыче угля возрастет с 23,7 до 34,0 %, Дальнего Востока – c 9,7 до 15,2 %. Это приведет к повышению конкурентоспособности экспортных поставок угля за счет снижения транспортных затрат, утверждает генеральный директор “Тувинской энергетической промышленной корпорации» (ТЭПК) Руслан Байсаров в докладе, опубликованном в журнале “Горная промышленность”.

В 2015 г. предприятиями угольной промышленности России было добыто 372 млн т, что на 14 млн т выше уровня 2014 г. (103,9 %). Коксующихся углей добыто 82 млн т (102,6 %), энергетических – 290 млн т (104,2 %). При этом основной вклад в увеличение угледобычи внесли предприятия Восточной Сибири и Дальнего Востока, прирастившие добычу угля на 10,8 млн т.

Приоритетные направления развития угольной промышленности России связаны не просто с созданием новых центров угледобычи в географическом восточном направлении, но, прежде всего, с реализацией крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, включая: модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с усилением пропускных и провозных способностей; развитие морской портовой инфраструктуры Дальнего Востока; создание минеральносырьевых, энерготехнологических, горно-металлургических и углехимических кластеров в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В рассматриваемой перспективе экспортное направление принято в качестве безальтернативного варианта устойчивого развития отечественной угольной отрасли. Поскольку центр мировой торговли углем будет смещаться в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и в долгосрочном периоде эта тенденция будет только усиливаться, такой же вектор будет формироваться и для экспортных потоков российской угольной продукции.

Несмотря на целый ряд неблагоприятных макроэкономических факторов в условиях низких цен на энергоносители, в 2015 г. экспортная направленность российского угольного бизнеса сохранилась. Снижение спроса и наблюдаемое долговременное падение цен на внешнем угольном рынке ограничивало экспортные потоки российского угля с соответствующим снижением валютной выручки. Однако рост курса доллара при сохранении объемов экспорта существенно увеличил рублевую выручку, суммарные доходы компаний от экспорта угля в рублевом эквиваленте выросли почти на 30 %. В целом внешние условия для развития угольной промышленности были неблагоприятны, за исключением того, что низкий курс рубля во второй половине года поддержал экспортеров. Общий экспорт российских углей в 2015 г. оценивается на уровне предыдущего года – 154-155 млн т, в том числе коксующихся углей – 17-18 млн т. При этом сохраняется рост общих экспортных поставок в страны АТР при значительном снижении поставок в Китай (на 11 млн т), но и при одновременном увеличении закупок угля со стороны других стран азиатского региона – Республика Корея (+4,5 млн т), Индия (+1,3 млн т), Малайзия (+1 млн т), КНДР (+0,9 млн т), Япония (+1,1 млн т).

 Соответственно изменению географии экспортных потоков в страны АТР повышается важность ускоренной реализации основных крупных инвестиционных проектов развития угольной отрасли до 2030 г. на востоке страны:

в Республике Тыва – освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» западной части Улуг-Хемского угольного бассейна, освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений;

в Забайкальском крае – разработка месторождения угля Чикойской впадины, Апсатского месторождения и др.;

в Республике Саха (Якутия) – Эльгинского месторождения и других месторождений угля Южной Якутии (Чульмаканского, Денисовского);

в Амурской области – комплексное освоение Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения, Ерковецкого буроугольного месторождения и др.

При этом освоение перспективных угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г. будет происходить в условиях инфраструктурных ограничений, так как эти проекты связаны с одновременным развитием железнодорожной и портовой инфраструктур и прежде всего с модернизацией Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) железнодорожных магистралей, с развитием пропускных и провозных способностей, со строительством новых железнодорожных магистралей от месторождений угля до существующих станций (Улак-Эльга, Элегест-Кызыл-Курагино, Огоджа-Февральск), а также с развитием портовых мощностей по перевалке угля на Дальнем Востоке. С растущими объёмами перевозок с угольных и рудных месторождений в зоне Восточного полигона 3, транзитным и внешнеторговым грузопотоком БАМ и Транссиб в их нынешнем состоянии уже не справляются. В 2013 г. ОАО «РЖД» приступило к реализации проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона с развитием пропускных и провозных способностей. Основная задача проекта – освоение к 2020 г. перспективных объёмов перевозок: в направлении Ванинско-Совгаванского транспортного узла – 32,6 млн т, в направлении морских переходов и сухопутных железнодорожных переходов юга Приморья – 94,9 млн т.

Реализация проекта развития железнодорожной инфраструктуры лимитирующих участков БАМа и Транссиба на первом этапе – с 2014 по 2017 г. – оценивается в 562,4 млрд руб. Из них 260,2 млрд руб. составят средства государственной поддержки: 150 млрд руб. (26,7% общей стоимости проекта) – ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 110,2 (19,6 %) – прямые бюджетные ассигнования. [2]. На рис.1 представлены схема размещения основных перспективных угольных и рудных месторождений в Восточном полигоне и объемы вывоза полезных ископаемых с основных месторождений региона.

 Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока

Схема размещения основных перспективных угольных и рудных месторождений в Восточном полигоне и объемы вывоза полезных ископаемых с основных месторождений региона

В перспективе объемы грузовых перевозок в рассматриваемом полигоне будут зависеть главным образом от интенсивности развития отраслей экономики в полигоне влияния рассматриваемых направлений, развития внешнеторговых связей со странами АТР, а также наращивания мощностей существующих и строительства новых терминалов в морских портах Дальневосточного бассейна (главным образом в Восточном, Посьете, Владивостоке, Находке, Ванино) для навалочных, генеральных, наливных и других грузов. Третий Восточный полигон ОАО «РЖД» включает в себя объекты транспортной инфраструктуры Красно-ярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог Наибольший рост объемов перевозок грузов в полигоне влияния БАМа и Транссиба в перспективе до 2030 г. прогнозируется по каменному углю и рудным грузам.

По оценке «Института экономики и развития транспорта» (ОАО «ИЭРТ») к 2020 г. объем вывоза каменного угля и железной руды в Восточном полигоне увеличится на 85,1 млн т – до 143,0 млн т товарной продукции (рис.1). Приближение отечественных производителей к рынкам АТР позволит усилить конкурентные преимущества российских углей и увеличить их долю в общем объеме импортируемого угля странами АТР. Это связано также с их экологическими характеристиками – низким содержанием таких вредных примесей, как сера, азот и другие. Восточное направление в развитии российского угольного бизнеса поможет также уменьшить уязвимость российского экспорта в случае высокой волатильности мировых цен на энергоресурсы и будет способствовать укреплению позиций российских экспортеров угля на международном рынке.

Важнейшим фактором, сдерживающим экономическое развитие регионов Востока страны и реализацию инвестиционных проектов в сфере угледобычи, является недостаточный уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Необходимость совместных усилий государства и частного бизнеса по развитию угольной промышленности восточных регионов России неизбежно означает выбор государственночастного партнерства (ГЧП) как основного механизма освоения минерально-сырьевой базы восточного макрорегиона.

Повышенное внимание к ГЧП в угольной промышленности в различных его формах и сферах применения обусловлено тем, что при существующих отношениях собственности на углепромышленных территориях, где градообразующие угольные предприятия находятся в групповой (акционерной) или индивидуальной частной собственности, это партнерство, при грамотной его экономической и правовой организации, является эффективной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов (государства и частного бизнеса), имеющих властные полномочия, средства производства, рабочую силу, финансовые и другие ресурсы, комплексно необходимые для реализации экономически и социально важных проектов. При этом формы и масштабы участия, интересы и ответственность государства и бизнеса согласованно устанавливаются с учетом определяющей общественной направленности осуществляемых программноцелевых мероприятий в рамках конкретных производственноэкономических и социальных проектов.

Затраты, обязательства, финансовые и другие риски, а также достигнутые при взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного предпринимательства результаты в процессе реализации различных проектов распределяются между сторонами согласно достигнутым договоренностям. Освоение новых перспективных угольных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в настоящее время осуществляется не столь интенсивно, как планировалось первоначально. В настоящее время здесь реализуются на разных стадиях несколько крупных инфраструктурных угольных проектов, представляющих собой производственнологистические системы, включающие угледобывающие предприятия, грузообразующие железные дороги и портовую инфраструктуру, в том числе проект «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.

Все запасы коксующихся марок угля Восточной Сибири сконцентрированы в Республике Тыва, но освоение Элегестского и Межегейского месторождений, участка «Центральный» Улуг-Хемского угольного бассейна, а также освоение Каа-Хемского и Чаданского месторождений сдерживаются отсутствием железнодорожной линии КызылКурагино.

Поэтому приоритетным является реализация инфраструктурного проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минеральносырьевой базы Республики Тыва», паспорт которого утвержден Распоряжением правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 1059-р [8]. С 2013 г. инвестором и ответственным исполнителем этого проекта является ЗАО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК), которое заключило с ОАО «РЖД» соглашение о сотрудничестве на срок до 2030 г., предусматривающее организацию вывоза гарантированных объемов грузов с Элегестского угольного месторождения, а также развитие железнодорожной инфраструктуры.

Однако в связи с отсутствием финансирования из средств ФНБ строительство железной дороги до сих пор не начато, что сдерживает реализацию сразу четырех угольных проектов в Республике Тыва суммарной добычей порядка 40 млн т угля в год к 2030 г. Соответственно сдерживается и строительство специализированного терминала для перевалки угольных грузов в морском порту Ванино в районе мыса Бурный (Хабаровский край) мощностью до 15 млн т в год, соглашение о строительстве которого на принципах государственно-частного партн ёрства было подписано еще в конце 2013 г. между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

В целях реализации этого проекта Распоряжением правительства России от 28 октября 2015 г. №2178-р расширены границы порта Ванино за счет включения в состав его границ земельных участков, расположенных в районе мыса Бурный, и создаваемых искусственных земельных участков. Для перевалки планируемого грузооборота потребуется строительство двух причалов для перевалки угля, которые будут располагаться соответственно с восточной и западной стороны двустороннего пирса. На терминале планируется обрабатывать суда дедвейтом до 120 тыс. т, стоимость строительства терминала составляет порядка 19,3 млрд руб. за счет средств инвестора – ООО «Дальневосточный Ванинский порт». Источником грузовой базы этого терминала станет уголь Элегестского угольного месторождения.

В настоящее время ООО «Сибгеопроект» (г. Кемерово) разработан проект горнообогатительного комплекса «Элегест» на Элегестском месторождении, получивший положительное заключение Главгосэкспертизы России в мае 2015 г. [9]. Данный проект обладает высокими показателями коммерческой эффективности: – чистая приведенная стоимость проекта (FCFF) составляет 13,7 млрд руб., при ставке дисконтирования 16,2 %; – внутренняя норма доходности проекта составляет 17,3 %; – дисконтированный период окупаемости проекта составляет 22,3 лет; – чистая приведенная стоимость для собственного капитала (FCFE) составляет 30,3 млрд руб., при ставке дисконтирования 20,3 %; – внутренняя норма доходности для собственного капитала составляет 28,6 %; – дисконтированный период окупаемости для собственного капитала составляет 11,8 лет.

 Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока

Прогнозные показатели финансовой модели проекта горнообогатительного комплекса «Элегест» на Элегестском месторождении

Полная загрузка производственных мощностей предполагает добычу и обогащение 17,6 млн т рядового угля в год и производство 15,0 млн т концентрата. Прогнозные показатели финансовой модели проекта приведены на рис. 2. Выручка по Элегестскому месторождению будет формироваться путем реализации товарной продукции в объемах, предусмотренных технологическими характеристиками. Предполагается, что более 80 % продукции Элегестского месторождения будет приходиться на рынок АТР, оставшаяся часть – на внутренний рынок. Согласно классификации (ГОСТ 25543–88) товарная продукция Элегестского месторождения включает в себя коксующийся уголь марки Ж (концентрат), а также энергетический окисленный уголь, который планируется сбывать в необогащенном виде.

 Выход на плановые мощности по добыче и обогащению угля должен быть осуществлен в 2021-2022 гг. Следует отметить, что презентация проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» состоялась в прошлом году и в Совете Федерации, получив поддержку сенаторов. В результате реализации проекта будут созданы новые рабочие места. При этом налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты Тувы оцениваются около 17 млрд руб.

В настоящее время ЗАО «ТЭПК», реально оценивая ограниченные возможности государственной поддержки инфраструктурных проектов из средств ФНБ, ведет работу по переориентации финансовой модели реализации проекта на инвестирование за счет привлечения средств у пулов крупнейших российских банков. При этом общая стоимость про екта в современных условиях уменьшилась более чем на $ 1 млрд за счет падения курса рубля, но в рублевом эквиваленте ориентировочно увеличится с 217,2 до 235 млрд руб., из которых примерно 25% составят собственные средства ЗАО «ТЭПК». Восточное направление является приоритетным не только для развития угольной отрасли, но и для всей экономики России в целом.

Именно здесь формируются основные точки роста с упором на инфраструктурные проекты, что и было озвучено на 46-й сессии Всемирного экономического форума, проходившего в конце января 2016 г. в швейцарском Давосе. Именно в регионах Дальнего Востока были открыты первые территории опережающего развития (ТОРы), представляющие собой часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства РФ устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития вступил в силу 30 марта 2015 г.. Постановлением правительства Республики Тыва от 2 июля 2015 г. № 326 утверждена инвестиционная стратегия Тывы на период до 2020 г., в соответствии с которой предполагается формирование зон опережающего развития экономики республики по приоритетным направлениям развития, в том числе с использованием кластерных подходов. В частности, предлагается сформировать центральную (индустриальную) зону – промышленно-транзитный макрорайон с центром роста в г. Кызыл: энергопроизводственный, транспортный, промышленно-производственный кластеры, в которые войдут и все угледобывающие предприятия Улуг-Хемского угольного бассейна с сопутствующими транспортной и энергетической инфраструктурами. Дальнейшее развитие проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино целесообразно связать с формированием Енисейской территории опережающего развития, так как мультипликативный эффект от реализации этого проекта помимо экономической и бюджетной составляющих, предполагает высокую социальную значимость для населения Тывы, Хакасии и Красноярского края, связанную с радикальным повышением транспортной доступности, обеспечением новых возможностей для культурных обменов, развитием науки, искусства, образования, традиционных народных промыслов, этнографии и туризма, повышением привлекательности природных и этнографических достопримечательностей этих регионов Восточной Сибири.

Реализация инвестиционных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства с использованием механизма территорий опережающего социальноэкономического развития может стать одним из источников инвестиций в освоение перспективных угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в сложившихся макроэкономических условиях, не исключая возможностей привлечения иностранных инвесторов на условиях предоставления им определенных преференций.

Оценивая современное состояние и перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно сделать следующие основные выводы

Основным внешним риском для угольной промышленности, продиктованным складывающейся конъюнктурой мирового рынка энергоресурсов, является прежде всего падение цен на ископаемые виды энергоресурсов и вероятность последующего снижения спроса на уголь. Для российских угольных компаний это может проявиться в снижении конкурентоспособности экспортируемого угля из-за значительной доли транспортных затрат на базе FOB по сравнению с ближайшими конкурентами. Кардинальным способом локализации этого риска является успешная реализация проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих приближение производителей экспортного угля к зарубежным потребителям, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет улучшения ее качества.

Существующие инфраструктурные риски связаны с недостаточным развитием Восточного полигона сети железных дорог и ограничений в развитии портовых мощностей, в то время как потенциальные ресурсные и производственные возможности угольной промышленности позволяют увеличить объем годовой добычи в 1,5–2 раза. По оценкам экспертов железнодорожной отрасли пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям приблизилась к своим предельным значениям и дополнительное увеличение грузопотока угля в направлении Китая и стран АТР требует коренной модернизации железнодорожной инфраструктуры и морских портов на Дальнем Востоке.

Государственное участие в инвестиционной программе РЖД и завершение целого ряда проектов по модернизации существующих угольных терминалов позволят устранить значительную часть инфраструктурных ограничений и снизить потери конкурентоспособности российского угля на внешнем рынке.

Существующий опыт освоения Эльгинского месторождения показывает, что необходимо комплексное освоение ресурсного потенциала территорий региона, примыкающих к железнодорожной инфраструктуре, на основе принципов и механизмов ГЧП, и лишь тогда возможно достижение проектных показателей в установленные сроки.

Для угольной промышленности России характерно наличие ряда внутренних рисков, обусловленных избыточностью производственных мощностей, увеличением операционных затрат, вызванное ростом цен на основные материалы и ресурсы, а также значительной долей импортного оборудования, что становится особенно актуальным в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам. В связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией, из-за отсутствия возможности привлечения значительных инвестиций, происходит замедление реализации крупных угольных проектов в Республике Тыва при освоении Улуг-Хемского угольного бассейна, Каа-Хемского и Чаданского месторождений суммарной мощностью добычи особо ценных марок угля порядка 40 млн т в год к 2030 г.

В значительной степени на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 г. может оказать влияние успешное экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению угольных месторождений в Забайкальском крае (Чикойская впадина) и в Амурской области (Сугодинско-Огоджинское), где к 2030 г. возможно доведение добычи угля открытым способом до 20 и 30 млн т в год соответственно.

В целях совершенствования взаимодействия государства и частного бизнеса в реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока целесообразно рассмотреть применение механизмов ГЧП в формате территорий опережающего развития. При этом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», государство обеспечивает создание объектов инфраструктуры, необходимой для резидентов, за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, т.е. дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств сделать финансовые модели проектов привлекательными для инвесторов.

Для количественной оценки эффективности инфраструктурных проектов, представляющих собой производственнологистические системы по освоению месторождений полезных ископаемых и транспортировке продукции потребителям, необходимо разработать специальные модифицированные методические подходы, основанные на современных методах оценки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП и включающих не только традиционные оценки бюджетной и коммерческой эффективности с анализом устойчивости и рисков.

На сегодняшний день одним из самых приоритетных проектов, готовых к реализации на принципах ГЧП, является инфраструктурный проект «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», обеспеченный проектной документацией и прошедший в установленном порядке согласования и Госэкспертизу. При этом строительство важнейшей железнодорожной магистрали Элегест – Кызыл – Курагино положит начало формированию Енисейской территории опережающего развития и созданию масштабных промышленных кластеров в Тыве, Хакасии и Красноярском крае.

http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=21208

Росинформуголь.