Кузбасские города

Перепись-202о


Несмотря на то, что перепись населения пересена на 2021 год, ее название остается неизменным: ВПН-2020. Сегодня «УК» продолжает в рамках совместного проекта с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области рассказ о жизни кузбасских территорий. В центре внимания — Шерегешский и Гурьевский городские округа

Шерегешское месторождение

Шерегешское месторождение

Здесь добывают железную руду, сфера применения которой практически полностью ограничена металлургией. Как известно, ее используют в основном для выплавки чугуна. Но «УК» никак не мог обойти стороной этот чудесный туристический край, специфика производственной основы которого так близка угольной…

О первооткрывателях ходят в народе легенды. Вот одна из них.

«Ученые люди железо искали. Ищут, а найти не могут никак. Все знают: в земле железо, а где, на каком месте, об этом сам бог Ульгень не знает, однако. Печальными сделались ученые люди. Сладкий чай не пьют, белый хлеб не кушают. Один табак курят. Крепкий такой — сдохнуть можно. С гор спустился шоркижи Сашка Шерегеш: «Мне самого главного ученого человека надо. Где он, показывайте! Дело есть», — сказал Сашка Шерегеш. «А у нас маленьких ученых нет. Все большие», — однако позвали главного. «Что у тебя, говори?» — спросил начальник. Шерегеш из сумки камень достал. Черный, тяжелый, с коричневыми подтеками. Отдает камень большому русскому начальнику. «Где ты нашел этот камень?» — «У Мустага. На Унзасе — речка так называется. Вместе с братом нашли. Брат у меня. Михаилом звать брата. Неси, говорит, ученым людям. Пусть, говорит, ученые люди на Мустаг идут. Очень много там железа. На сто лет хватит…»

Действительно, в 1912 году два шорских охотника, братья Александр и Михаил Шерегешевы, промышляя у подножья Мустага, нашли железную руду. Крепко запомнили они это место. А в 30-х годах, когда на юге Шории появились геологи-разведчики, охотники рассказали им о своей находке. Так было открыто в районе Мустага месторождение, названное в честь его первооткрывателей Шерегешским. А «большими» русскими начальниками оказались геологи Кузнецов и Бабов. В трудных условиях работали геологоразведчики. Все приходилось делать самим, своими руками. На вооружении геологической партии были двигатели внутреннего сгорания, а транспортные средства — лошади, да и те клячи. Решили тогда рабочие провести электролинию от станции Кондома до месторождения Шерегеш.

Поисково-разведочные работы продолжались до 1935 года. Были открыты участки «Болотный», «Второй рудный». Стали закладывать глубокие скважины в новых местах, стали прослеживать не только тела, но и рудные зоны в целом.

17 сентября 1952 года стальной ковш экскаватора Ивана Антоновича Калмыкова зачерпнул первую руду. Добытая руда отвозилась на Шалымскую ДОФ. В мае 1953 года вступила в строй своя ДОФ. В этом же году, в сентябре, была сдана канатная дорога, механический цех, железнодорожная станция.

Первоначально руда добывалась открытым способом. Но геологи неустанно вели разведку и увеличивали запасы. Необходимо было перейти на шахтовую добычу руды. С 1961 года руда стала добываться в шахтах.

Сейчас, по разведывательным данным, запасы железной руды составляют более 247 миллионов тонн. В настоящее время это один из крупнейших рудников в нашей стране с подземной добычей.

Шахтовая история Гурьевска

Одна из двух канувших сегодня в историю шахт Гурьевского района называлась «Семенушкино». Находилась она рядом с одноименной деревней, и если бы дожила до сегодняшних дней, могла бы стать ровесницей Гурьевска (хотя ее историю продолжил разрез «Шестаки»). Находилась деревня Семенушкино как раз напротив нынешней главной конторы разреза «Шестаки», за железной дорогой. Теперь здесь садовые участки.

Открытие шахты историки связывают с тем, что перед властями района была поставлена задача обеспечить бесперебойную поставку топлива для населения и госучреждений района, тем самым, как принято говорить сегодня, обеспечить району «топливную безопасность».

Из дневниковых записей главного механика Гурьевского металлургического завода В.А. Хмелевского мы узнаем о том, что зимой 1942 года шахту на свой баланс взял завод. Это была вынужденная мера, к которой подталкивали заводчан две причины — крайне ограниченные лимиты на уголь для промышленных предприятий и регулярные срывы в централизованном обеспечении предприятий топливом. Зачастую случалось так, что запасов угля у завода оставалось всего на несколько дней, что грозило остановкой металлургического производства.

Осталась шахта подразделением завода и в послевоенные годы. К тому времени она имела свое общежитие и небольшой жилой фонд.

Закрылась шахта «Семе­нушкино» в 1958 году — после того, как заводские печи перевели на мазут.

Однако славная шахтовая история Гурьевского района на этом не заканчивается. В сведениях Всесоюзной переписи малой промышленности Гурьевского района в 1949 году числилась еще одна шахта — «Капитальная». Она так же, как и «Семенушкино», располагалась близ деревни Семенушкино и числилась на балансе гортопа. Эту шахту гурьяне начали строить в марте 1949 года. Сколько проработала эта шахта, пока историкам доподлинно неизвестно. Поиск документов о работе шахты продолжается.

Разрез «Шестаки» введен в эксплуатацию в 1970 году и является одним из старейших в Кузбассе. Вошел в состав группы предприятий АО «Стройсервис» в 2000 году, дав начало основному — угледобывающему — направлению компании.

Предприятие добывает высококачественный уголь коксующихся и энергетических марок СС, КО и Ж на Бачатском и Убинском каменноугольных месторождениях.

Годовой уровень добычи угля — 800 тысяч тонн. На предприятии действует обогатительная установка с производственной мощностью 1 миллион тонн. С началом разработки участка «Убинский-1» планируется строительство новой обогатительной фабрики производственной мощностью переработки до 2 миллионов тонн угля в год.