Тайны черного золота
Вопреки прогнозам, коксующийся уголь этой осенью неожиданно резко набрал цену
По мнению аналитиков, в декабре 2020 года на рынке коксующегося угля в Китае, одном из главных импортеров продукта, ожидается спрос на уровне $138–140 за тонну против $100–120 во втором квартале. Эксперты прогнозируют сохранение стабильного спроса на российский высококачественный высококалорийный каменный энергетический уголь на внутреннем и международном рынках.
От лингита до антрацита
Любой специалист отрасли знает, что уголь ранжируется по количеству содержащегося в нем углерода. Это бурый уголь, или лигнит, полубитуминозный уголь, каменный уголь (битуминозный) и антрацит. В антраците самая большая доля угля, а в лигните наименьшая.
Сегодняшняя действительность такова, что наиболее востребованным во всем мире является коксующийся каменный уголь. Он используется как основное топливо при производстве стали и в энергетике.
Самый важный из факторов, влияющих на стоимость тонны угля, — это его качество. Стоимость продукта определяется ценностью для металлургического производства. Это совокупность характеристик: количество посторонних примесей, процент влаги, наличие летучих соединений, золы и серы. Энергетика «судит» уголь по его теплоотдаче и экологической безопасности.
Так, влажный уголь отдает мало тепла, а при хранении слеживается и смерзается. Высокое содержание несгораемых примесей наносит вред окружающей среде (25 процентов зольности считается хорошим показателем качества). При высоком содержании газосоставляющих веществ в продукте происходит быстрое воспламенение, но такой уголь обладает низкой теплотой сгорания и плохо держит тепло. Показатель серы в 10 процентов делает его непригодным в отоплении и энергетике.
Высокий показатель теплоты сгорания начинается с 8 600 ккал/кг. Такие данные дают коксующиеся угли и антрациты. Бурые угли выделяют 4 500 ккал/кг, что является низкой теплотворной способностью.
Другой немаловажный фактор стоимости угля — это себестоимость добычи. На некоторых месторождениях уголь добывается с поверхности, на других — в шахтах на значительной глубине. Плюс на цену влияет транспортировка. Чем дальше перевозится уголь, тем больше становятся издержки, но в то же время чем больше партия, тем стоимость угля ниже.
Каменный уголь (коксующийся и энергетический) составляет около 85 процентов угля в мире. На добываемый бурый уголь приходится лишь 15 процентов, а запасы антрацита составляют всего 3 процента от общего объема мировых запасов угля. Кстати, в разных регионах понятие «антрацит» может различаться (в Европе антрацитом считается уголь, у которого выход летучих веществ составляет не более четырех процентов, для Китая такой порог составляет девять процентов).
По запасам коксующихся углей Кузнецкий угольный бассейн — самый крупный в России. На их долю приходится 42,8 миллиарда тонн, а дефицитных марок Ж, К, OC 25,4 миллиарда тонн.
Какой уголь есть в Кузбассе?
У нас добываются самые разнообразные марки угля. Однако качество большинства их разновидностей оценивается экспертами как высокое.
В том числе — марка А (антрацит). Будучи самым плотным сортом каменного угля, антрацит занимает высшие позиции по степени теплоотдачи и времени сгорания. Для отопления одной и той же полезной площади требуется гораздо меньше антрацита, чем любого другого вида угля или дров. Минус антрацита: разгорается он не во всех типах печей и котлов. Чтобы антрацит хорошо горел, необходимо обеспечить достаточную подачу воздуха, чаще всего — принудительную.
На первом месте по запасам антрацита в мире стоит Россия. Ей уступают Китай, Украина и Вьетнам. На протяжении последних трех лет в России наблюдается подъем производства антрацита. Его залежи в нашей стране сосредоточены в Кузнецком, Тунгусском, Таймырском бассейнах, в районе города Шахты, на месторождениях Магаданской области и Урала. Тунгусский угольный бассейн занимает значительную часть Восточной Сибири, но разведанные объемы антрацитов здесь не слишком велики.
«Сибирский антрацит» — крупнейший в России производитель металлургических углей и один из крупнейших в мире экспортеров антрацита. В 2019-м объем добычи составил 23,7 миллиона тонн. Напомним, что в Кузбассе у «Сибантрацита» работает два предприятия — «Сибантрацит Кузбасс» и «Разрез «Кийзасский». А в этом году «Сибантрацит» запустил проект по строительству обогатительной фабрики в городе Мыски, где будет обогащаться уголь, добытый на кузбасских разрезах компании. Полностью построить объект планируется к 2021 году.
Пользуются также спросом и наши угли марки К (коксовый), КЖ (коксовый жирный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Г (газовый), ГЖ (газовый жирный), Ж (жирный) и другие.
Около 45 процентов добываемого угля идет на коксование. Угли различных марок имеют определенную технологическую ценность и выполняют конкретную роль в коксохимическом производстве. Угли марок КЖ, К, Ж, ГЖ, КО, ОС относятся к особо ценным маркам в процессе коксования, остальные марки угля используются для удешевления в качестве замены. Отсутствие необходимого количества ценных марок угля на рынке по приемлемым ценам заставляет коксохимические предприятия искать приемлемую замену из других марок углей. В России существует значительное количество запасов углей марок Г, ГЖО, КСН, КС, а марки ДГ, ТС, СС используются в производстве редко и в небольших объемах.
Кузнецкие энергетические угли имеют относительно высокое качество и успешно применяются в энергетике и промышленности не только в нашей стране, но и за рубежом. Важнейшее свойство основного полезного ископаемого Кузнецкого бассейна — подверженность переработке. Это открывает большой потенциал в дальнейшем развитии месторождения и локализованных в нем предприятий. В частности, значительный процент в экспорте занятых в отрасли компаний может составить не только уголь, а различного рода продукты с добавленной стоимостью на его основе.
Кстати, таким образом можно успешно продавать и низкокалорийный уголь. Задача номер один для региона — строительство обогатительных фабрик и модернизация добычи. Однако обогащение лишь первый шаг, перспективным же направлением является глубокая переработка.
Тем более, что специалисты констатируют: «прямое» сжигание кузбасских углей на ТЭС может вызывать трудности на неприспособленном для этого оборудовании из-за колебаний физико-химических и теплотехнических свойств и специфики углей некоторых месторождений.
«Основная сложность организации использования кузнецких энергетических углей обусловлена нестабильностью их состава и свойств. Одним из факторов, ограничивающих спектр применения кузнецких углей, являются реакционные свойства топлива. Для углей с более высокими реакционными свойствами (марки Г, Д) необходимо выполнить мероприятия по повышению взрывобезопасности пылесистем. Более сложной проблемой окажется обеспечение устойчивости и экономичности сжигания менее реакционных углей (марки СС 2, Т).
Кузнецкие угли имеют повышенную склонность к шлакованию поверхностей нагрева, поэтому должны быть ограничены тепловые и радиационные потоки. Они обладают меньшим содержанием серы и более высоким содержанием азота, что предопределяет повышенный выход топливных окислов азота». (В. В. Саломатов, Новосибирск: НГТУ, 2006).
Будущее отрасли связано с переходом от экспорта угля как сырья к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, развитием современной углепереработки и углехимии.
Интерес сегодняшнего дня
Рынок угля в последние несколько лет неоднократно удивлял сюрпризами, в большей степени не очень приятными, долговременные прогнозы по востребованности черного золота в общем и его марок в частности не всегда успевали за стремительно меняющейся реальностью.
Завершающийся год к общей экономической нестабильности принес еще неуверенность в завтрашнем дне на фоне пандемии. Российские производители столкнулись с сильным падением спроса. Угольные компании сокращали темпы добычи.
Тем не менее, несмотря на общее снижение, в Кузбассе с середины лета постепенно начинает расти добыча угля коксующихся марок.
В Восточной Азии, куда сейчас направлены главные надежды наших экспортеров, за время пандемии истощились склады, и потребность в металлургических марках угля возобновляется.
Летом немного оживился рынок Индии, с начала осени в игру на повышение вступили китайские заказчики, которые и задают азиатский уровень цен на коксующийся уголь. Немаловажную роль в переполохе на рынке угля сыграла политика. Китайское правительство, явно недовольное тем, что австралийские власти слишком рьяно присоединились к американской антикитайской пропаганде, настоятельно рекомендовало местным компаниям отказаться от импорта австралийского энергетического и коксующегося угля. Плюс ко всему следует учитывать и наступление сезона дождей в Австралии, который ожидается суровее, чем обычно.
Если количество ввозимого в Китай угля с начала года в целом упало на 1 процент (74,63 миллиона тонн), то коксующихся углей завезли на 36 процентов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (16,42 миллиона тонн).
Что касается китайских ТЭЦ, то специалисты утверждают, что большинству из них российское сырье прекрасно подходит.
— Россия находится в Китае далеко не на первом месте. Просто Китай является крупнейшим, даже доминирующим потребителем угля на планете — китайцы потребляют данного сырья больше, чем остальные страны мира вместе взятые. Речь идет о более чем 50 процентах мирового потребления угля. Это важнейший рынок сбыта, в том числе и для России. В Китае в большом объеме не производятся высокоэнергетические марки угля — в первую очередь антрацита, там делается ставка на технологии, а не на качество сырья. Китайский путь не подразумевает дискриминации по качеству сырья. Если китайцы потребляют половину угля на планете, то значит, не слишком смотрят на его качество, — приводит слова заместителя директора Института национальной энергетики Александра Фролова «Рамблер/финансы».
С другой стороны, СМИ констатируют, что и в Европе стоимость энергетического угля калорийностью 6 000 ккал/кг подскочила до максимума, когда увеличились цены на природный газ. Цены на него растут быстрее, чем стоимость разрешений на дополнительные выбросы углекислого газа, которые необходимо покупать тем, кто использует уголь.
Энергетический уголь, поставляемый в Северо-Западную Европу, с мая прибавил в стоимости 50 процентов и составили $55,77 за тонну (Argus Media)
В последний раз подобные цены в Европе наблюдались в конце октября 2019 года.
Евгения Райнеш