2024 Стройимпорттехника


Кузбасс заточен под БЕЛАЗ

Кто считал, сколько жодинских большегрузов работает на разрезах Кузбасса?


Пару лет назад заместитель губернатора назвал цифру «более двух тысяч машин». С того времени на угольные предприятия региона пришло много новой белорусской техники (не только большегрузов!), поскольку БЕЛАЗ, как никто другой, созвучен его потребностям. Качеством машин. И качеством сотрудничества.

Тренажер белазисту не страшен?

«Уголь любой ценой нам не нужен» — главный девиз отрасли, где безопасность крайне важна. Год на год не приходится, но в 2019 году случилось сразу несколько технических аварий на разрезах Кузбасса. «Организовать производственный процесс так, как того требуют правила, не позволяет уровень квалификации персонала», — охарактеризовал ситуацию Сергей Мясников, и.о начальника управления по надзору в угольной промышленности Ростехнадзора.

Впрочем, угольщики и сами были в курсе проблемы, но как ее решить? Интересный пример показало ООО СП «Барзасское товарищество». Группу водителей большегрузов отправили… в университет. Здесь, в институте информационных технологий, машиностроения и автотранспорта КузГТУ, в лаборатории «Электрооборудование автомобилей» для будущих инженеров-механиков с 2017 года действует первый в Кузбассе динамический тренажер — имитация карьерного самосвала БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн.

Комплекс стоимостью 6 миллионов рублей — подарок БЕЛАЗа нашему региону. Он состоит из двух модулей: один предназначен для водителя и до мелочей имитирует кабину карьерного самосвала. Второй, компьютерный модуль — для инструктора, который отправляет «рабочие задания».

Итак, зашли белазисты в аудиторию и заулыбались. Им ли, в снег и дождь терпеливо вынимающим уголь из бескрайних карьеров, опасаться тренажера в теплой аудитории? Усмешки, впрочем, продлились недолго. Первый вышел под зажженное табло «экзамен не сдан», второй, третий.

— Мы потом с ребятами долго анализировали собственные недочеты, — признался один из «экзаменующихся», — вроде мелочи, а как, оказывается, дорого они обходятся! Основные ошибки: неточность маневрирования, превышение скорости на технологической дороге. В обыденной жизни дорога прощает, а здесь электронные схемы, четкие процессы маневрирования позволяют любые мои отклонения от маршрута оформлять как несдачу экзамена. Есть над чем подумать. Забавно, что именно БЕЛАЗ нас безопасности на дорогах учит.

— Кстати, — дополнил беседу второй водитель, — я после тренажера бегом на свой родной 75131 сел, пока ощущения не забылись. Очень близко к реальности. Полезны эти курсы, экзамены на тренажере, лекции. Кроме ответственности за себя, понимаешь ответственность за машину. Порой тянешь ее в гору, ногу с педали снять нельзя, а задние колеса дорогу до ямы доскребают. Что внутри самого большегруза в этот момент происходит, даже не задумывался.

БЕЛАЗ как объект научного исследования

— Уникальность динамического тренажера — имитации карьерного самосвала БЕЛАЗ — еще и в том, что он может искусственно создавать любые неисправности карьерного самосвала, например — неожиданное воспламенение, срыв колеса, — объясняет Андрей Кудреватых, заведующий кафедрой эксплуатации автомобилей КузГТУ, кандидат технических наук, доцент. — Водитель должен найти правильный вариант поведения. Это помогает отрабатывать автоматизм действия в форс-мажорных ситуациях. Политика БЕЛАЗа мне, как преподавателю, понятна и близка: чтобы вырастить качественного профессионала, надо уделить ему максимум внимания и затрат не в последний момент, когда техника уже эксплуатируется, а на самой ранней стадии обучения.

Любой угольный разрез заинтересован в том, чтобы белазисты четко знали все нюансы эксплуатации крупной карьерной техники: как работает тормозная система, электроника, что нужно сделать, чтобы ее отремонтировать и прочие. Так как 70% стоимости БЕЛАЗа — это его электроника, гидравлика, электрика, необходимо исключить вероятность простоя техники. Цена часа ее работы стоит очень больших денег.

Равный по значимости безопасности момент — это умение обслуживать машину. Жодинский холдинг с каждым годом совершенствует БЕЛАЗы, обращает пристальное внимание на каждую деталь. Но большегруз, сходящий с конвейера, и тот, что эксплуатируется в режиме 7/24 — две разные машины. Последняя представляет собой объект для исследования уже кузбасских ученых.

Вот, к примеру, тематика задач, поставленных кузбасской науке ГП АО «Стройсервис» на 2020 год:

1. Исследование влияния оксида пропилена на жидкое моторное топливо. (Добавки присадок в дизтопливо помогают решить вопросы экономии топлива и экологии региона в рамках программы «Зеленый Кузбасс».)

2. Исследование ходимости крупногабаритных шин. (В каких условиях более целесообразно использовать шины семейства Michelin или Bridgeston, или «Белшина»).

3. Исследование разработки встряхиваемости воздушного фильтра. (Для зашлакованного и забитого гарью фильтра требуется устройство, которое будет встряхивать его, тем самым очищая время от времени.)

4. Установление закономерности отказов в зависимости от режимов эксплуатации самосвалом БЕЛАЗ в условиях АО «Стройсервис».

— По заказу ООО «Белтранс» АО «Стройсервис» наши студенты выполнили работы по теме «Бережливое производство», оптимизируя техническое обслуживание, текущий ремонт карьерного самосвала, и только после этого были приняты на работу, — говорит Андрей Валерьевич.

«Белтранс» регулярно модернизирует производство под потребности жодинской машины. В сентябре текущего года специалисты предприятия приступили к созданию ремонтной базы для двигателей сверхмощных технологических самосвалов, которая позволит самостоятельно ремонтировать двигатели QSK60-C для 220-тонных карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75306. Эти агрегаты с рабочим объемом 60 литров и мощностью до 2 500 л. с. достигают массы в 9,5 тонны — потребовалось спроектировать и изготовить специальную траверсу для их демонтажа и транспортировки.

Всего на предприятиях АО «Стройсервис» — одного из главных партнеров белорусского автоконцерна — сегодня работает 215 единиц техники марки БЕЛАЗ: 35 самосвалов серии БЕЛАЗ-7555, 101 единица БЕЛАЗ-75131, 63 карьерных самосвала модели 75306, 16 бульдозеров БЕЛАЗ-78231 и 21 единица специальной техники — тягачи-буксировщики и поливооросительные машины.

— БЕЛАЗ-75131 является самой надежной моделью в линейке автосамосвалов семейства БЕЛАЗ, поэтому данные машины и эксплуатируются на одном из самых ответственных участков АО разрез «Шестаки». Трудоемкость выполнения ремонтных работ минимальна, что позволяет снижать простои в зонах ТО и ТР и тем самым ведет к увеличению производительности труда, — характеризует технику Александр Камешко, заместитель генерального директора АО разрез «Шестаки».

Только за лето прошлого года в угледобывающем секторе АО «Стройсервис» на линию вышли 19 автосамосвалов марки «БЕЛАЗ». На разрез «Березовский» поступили четыре самосвала серии БЕЛАЗ-7555 и восемь БЕЛАЗ-75306. Автопарк «Барзасского товарищества» пополнили шесть самосвалов серии БЕЛАЗ-7555 и один БЕЛАЗ-75131. На разрез «Пермяковский» прибыли три БЕЛАЗ-75131.

— Новые самосвалы соответствуют всем мировым стандартам охраны окружающей среды, пожарной безопасности и оборудованы комфортными рабочими местами. Плавный ход, высокая мощность, безопасность и маневренность делают работу машин по настоящему эффективной, — считают в компании.

Когда верстался номер

В КузГТУ с визитом прибыла делегация ОАО «БЕЛАЗ» — управляющей компании «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» и его генерального дистрибьютора в России — АО «ТД «БЕЛАЗ». Сергей Никифорович, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» и Алексей Яковлев, врио ректора КузГТУ, разработали дорожную карту взаимодействия Кузбасского политеха и БЕЛАЗа на ближайшую перспективу.

Новый вектор сотрудничества, безусловно, будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития региона в целом. Отношения Кузбасс–БЕЛАЗ далеко перешагнули узко коммерческий уровень по типу «отгрузка-прием техники».

Лариса Филиппова