Лучший среди лучших

В октябре 2007 года перспективный угледобывающий участок на месторождении шахты «Бирюлинская» стал шахтой «Романовская»


Это предприятие в городе Березовский было названо в честь Владимира Павловича Романова, которого в угольной среде называли просто — «шахтерский маршал». Для начала из его многочисленных наград выделим лишь три — Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

А родился будущий «шахтерский маршал» далеко не в горняцком крае, а в селе Верх-Деревеньки Курской области 25 июня 1915 года. Трудовую деятельность начал с 12 лет: сочетал учебу в сельской школе-семилетке с работой пастухом общественного стада. Однако в 1933 году, окончив семилетку, спасаясь от голода, охватившего Украину и Западную Россию из-за засухи, уехал в Ленинск-Кузнецкий нашего угольного края к родственникам по линии отца. Он-то и посоветовали деревенскому пареньку поступить в Прокопьевский горный техником, который готовил специалистов для самого важного дела в нашем шахтерском крае.

В 1937 году он с отличием окончил техникум, получил красный дип­лом горного техника и распределение на шахту №5 города Киселевска. «Пятерка» в шахтерской биографии Романова сыграла, можно сказать, историческую роль. Здесь состоялся потрясающий дебют будущего «шахтерского маршала». Именно здесь понял он, что такое труд в забое, утвердился в своем выборе профессии на всю жизнь.

Уверенно шагал по служебной лестнице молодой специалист: горный мастер, начальник участка, главный инженер… И вот он уже первый руководитель на предприятии — начальник шахты. Всего шесть лет прошло с тех пор, как он окончил техникум. Ему всего 28. А он уже известный в области мастер угледобычи.

Великую Отечественную вой­ну Владимир Павлович Романов встретил в должности главного инженера, в которую он вступил в 1940 году. А через три года Романова назначают уже начальником этой шахты. Донбасс был под немцем. А предприятиям страны, которые сутками трудились на нужды фронта, позарез нужен был уголь, особенно коксующийся, который давали шахты Прокопьевска, Киселевска, Осинников. Горняки сутками не выходили из забоя, работая на пределе своих сил и возможностей. И руководил этими истинными героями шахтерского труда молодой начальник шахты Владимир Павлович Романов. Вспоминая те годы, «шахтерский маршал» говорил:

— Я бил врага углем!

«Пятерка» в годы войны добыла сверх плана 16 тысяч тонн угля. Директор шахты был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией».

На «Пятерке» Романов вырос в отличного универсального руководителя, которому по плечу были любые производственные задачи. В 1948 году его назначили начальником шахты имени Орджоникидзе. Шахта была отстающей, в течение ряда лет не выполняла план угледобычи. Владимир Павлович вывел предприятие на нормальный ритм работы.

В 1951 году — новое назначение. Романов стал начальником крупнейшей в Кузбассе шахты «Коксовая-1». Три года он руководил этим передовым коллективом, образцово вел дела огромного хозяйства, шахта регулярно выполняла план.

В Прокопьевский период своей горняцкой биографии Романов доказал: он стал необходим либо там, где дела шли неважнецки, либо там, где необходимо было поддерживать высокий уровень угледобычи.

В мае 1954 года вышло постановление ЦК партии и Совмина по руководящим кадрам угольной промышленности, согласно которому начальниками шахт могли быть только специалисты с высшим образованием. У Романова к тому времени было только среднее техническое.

И летом 1954 года Владимир Павлович был командирован на высшие инженерные курсы при Томском политехническом институте. Он с головой окунулся в учебу. Три года пролетели незаметно. Высшие инженерные курсы были окончены с отличием. И ему предложили возглавить не какую-нибудь отстающую шахту, а должность управляющего трестом «Киселевскуголь». Владимир Павлович Романов вернулся в город, где начиналась его шахтерская судьба.

На посту управляющего трестом «Киселевскуголь» много занимался реконструкцией шахт, выделил деньги на строительство 5-й больницы, сделал объездную дорогу — до того времени все машины, включая большегрузные, шли через Афонино и Киселевск. За время его работы «Киселевскуголь» был самым крупным трестом страны по добыче угля.

Его шахты, а их было десять, два угольных разреза перекрывали все плановые показатели. А на разрезе имени Вахрушева была достигнута самая высокая в бассейне производительность труда.

В 1961 году Владимир Павлович Романов поднялся на высшую ступень своей шахтерской карьеры — стал начальником комбината «Кузбассуголь». А это десять угольных трестов по всей Кемеровской области. Теперь он главный командир шахтеров Кузбасса — крупнейшего в стране бассейна.

60-е — 70-е годы можно смело назвать золотым веком Кузбасса и «эпохой Романова». Угольная промышленность региона уверенно шла к своей вершине. Угледобыча в регионе из пятилетки в пятилетку поднималась в гору. До середины 70-х годов Кузбасс выделялся среди других регионов страны наибольшей концентрацией подземной добычи угля и высокой нагрузкой на шахты. Месячная производительность рабочего шахты поднялась до ста тонн. За время управления Романова комбинатом в Кузбассе было построено 14 новых шахт, два разреза, три обогатительных фабрики.

Высокопроизводительная работа «Кузбассугля» и его руководителя была замечена на самом высоком правительственном уровне. В мае 1966 года комбинат за выдающиеся трудовые достижения был награжден орденом Ленина, а Владимиру Павловичу Романову присвоено звание Героя Социалистического Труда. После столь высокой оценки «шахтерский маршал» еще 12 лет весьма успешно руководил угольной отраслью Кузбасса.

Однако время неумолимо. Более 40 лет горняцкого труда давали о себе знать. Владимир Павлович стал подумывать о тихой гавани. И в 1978 году, в возрасте 63 лет, сдал полномочия генерального директора комбината «Кузбассуголь».

А свой шахтерский опыт знатный горняк решил использовать в Кемеровском филиале института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минуглепрома СССР, Романов с энтузиазмом взялся за совершенствование всей работы филиала. В институте была введена вузовская структура. За двенадцать лет работы Владимира Павловича в системе повышения квалификации, где во главе угла стояло единение науки и практики, прошли выучку тысячи инженеров, в том числе из Болгарии, Вьетнама, Монголии.

Один из учеников «романовской школы» бывший генеральный директор АО «Кузбассуголь» Николай Кузьмич Крушинский так говорил о своем наставнике:

— Каждый имеет право на память. Тем более если речь идет о таком легендарном человеке, как главный горняк Кузбасса — В.П.Романов. Почти 60 лет он без остатка отдал нелегкому горняцкому труду. Нас, горных инженеров, воспитанных им, в Кузбассе сотни. Его ученикам есть чем гордиться — его богатым наследием. Мы, шахтеры, учились у Романова. На примерах его судьбы, его преданности делу и человеческой доброте должны учиться новые поколения.

По инициативе Романова, под его руководством в Кузбассе был создан областной фонд «Шахтерская память», который он и возглавил (сегодня этот фонд носит его имя). До последних дней своей жизни Владимир Павлович заботился о семьях погибших горняков и ветеранов шахтерского труда, думал об угольной промышленности Кузбасса и России. Болел за нее всей душой.

Сергей Лепихин