Под знаком эмбарго
Февральские события этого года спутали все карты
Они свели на нет планы и прогнозы на текущий год. Практически все российские компании во всех сферах вдруг оказались в новой реальности, которую предстоит осмысливать заново.
Новости — хорошие и плохие
В этом году целый ряд крупных российских компаний из различных секторов дружно заявили о приостановлении публикации операционных и финансовых результатов. Любая информация может нести санкционные риски для компании или ее руководства. Даже без громких заявлений большинство угольных компаний сегодня предпочитают не комментировать сложившуюся ситуацию, которая имеет тенденцию постоянно меняться.
Так как в настоящее время и официальная экспортная статистика закрыта, о величине дисконта на экспортируемый уголь можно получать информацию только из официальных заявлений угольных компаний и властей. По разным сведениям, величина дисконта при продаже угля на Восток доходила до 50-60 процентов к ценам мирового рынка. Но даже с таким дисконтом российские поставки сохраняли рентабельность.
Известно, что благодаря высоким ценам на уголь в первом квартале нынешнего года отрасль работала с большим плюсом, обеспечивая стабильное поступление налогов в бюджет. Этого запаса хватило на второй квартал, а вот в третьем стали все острее ощущаться проблемы с фрахтом и западноевропейскими контрактами.
Эксперты констатируют, что общий экспорт снизился на 9 процентов — до 147,7 миллиона тонн, в то время как внутреннее потребление выросло на 7,2 процента — до 126,4 миллиона тонн. Скорее всего, до конца года динамика не сильно изменится. Возможности внутреннего рынка, видимо, уже использованы, а экспорт на Восток продолжит сдерживать недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры в этом направлении.
Завершаем начатое
Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, в сентябре на Восточном экономическом форуме рассказал, что большинство угольных компаний области пока приостановили деятельность в сфере крупных проектов. Основные инвестиции сейчас идут на объекты, находящиеся в завершающей стадии. То есть их строительство было начато много лет назад, и сегодня осталось его только завершить.
По данным министерства угля Кузбасса, ряд предприятий региона уменьшают планы по угледобыче, несколько угольных разрезов приостановили выемку полезного ископаемого. Угольные склады региона заполнены более чем на 70 процентов, там находится 17,4 миллиона тонн угля, ожидающего отправки.
Олег Токарев, министр угольной промышленности Кузбасса, сообщил о возможном снижении добычи угля в регионе в 2022 году на 28 миллионов тонн. Это на 11,5 процента меньше по сравнению с прошлым годом.
Предполагается: общее снижение будет вызвано тем, что, по прогнозам министерства, уменьшат добычу некоторые флагманы отрасли.
В самих угольных компаниях прогнозы чиновников пока не подтверждают, ссылаясь на слишком неопределенную ситуацию на рынках.
— Рынки всегда будут, — сказал Олег Токарев в прямом эфире из центра управления регионом, — есть потребность в нашем угле и у Китая, и у Индии, и у других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако по-прежнему острой остается проблема вывоза топлива по железной дороге в восточном направлении. Благодаря губернатору регион добился для своих угольщиков «более-менее нормальной квоты» на Восток — не менее 48,5 миллиона тонн угля.
По словам министра, инвестиции в проекты в сфере угледобычи в Кузбассе не снижаются, и по итогам года в них будет вложено более 110 миллиардов рублей.
Кто может выиграть?
Интересное мнение аналитика Андрея Стратичука («InvestFuture» — крупнейшее digital-media о финансах и инвестициях) разошлось по тематическим сайтам.
Аналитик предполагает, что в нынешней ситуации более-менее нормально могут чувствовать себя Мечел и Распадская, так как для обеих компаний Европа не является крупным покупателем.
«Мечел» продает сырье в основном в Корею и Японию, а также в Китай и, с недавнего времени, в Болгарию. Экспорт угля в Европу компании занимает 13 процентов от выручки данного сегмента. Всего угольный бизнес «Мечела» — это примерно 64 процента от общей выручки (остальное — производство стали). В итоге уголь, отправляемый в Европу, дает 8 процентов всей прибыли компании. Безусловно, потерять покупателя в виде ЕС — это неприятно для компании, но не критично.
У Распадской примерно такая же история: только 10 процентов угля идет на продажу в Европу, а основная часть экспорта — в Азию.
Основной сорт экспортируемого компанией угля — металлургический, он поступает в основном в Японию и в меньшей степени в Турцию и Китай. А в связи со снижением производства стали как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и по всему миру спрос на металлургический уголь может снизиться. К тому же, Япония — крупнейший покупатель угля Распадской — может в любой момент прекратить его закупать из-за санкций. Тем не менее пока в Японии, в отличие от ЕС, не заметно замещение российского сырья.
В августе СМИ узнали, что на телефонной конференции для инвесторов и аналитиков Андрей Давыдов, гендиректор Распадской угольной компании, сообщил, что в 2022 году предприятие планирует произвести 23 миллиона тонн угля.
— У нас в первом полугодии было очень большое количество перемонтажей, что повлекло за собой некое снижение объемов производства по сравнению с первым полугодием прошлого года. Они, к счастью, заканчиваются, и мы ожидаем некий прирост во втором. Мы не планируем сворачивать свои инвестиционные программы по проекту «Томский» и проекту «Кумзас».
«Мечел» 17 августа объявил о решении представить только операционные результаты за январь-июнь, а финансовые — не раскрывать. В отчете компании об операционной деятельности говорится, что в I полугодии 2022 года она увеличила добычу угля на 7 процентов, до 5,983 миллиона тонн. Рост достигнут в связи с эффектом от выполнения инвестпрограммы по обновлению горной техники на предприятиях компании.
Продажи концентрата коксующегося угля (ККУ) упали на 12%, до 2,081 миллиона тонн, энергетического угля — на 7 процентов, до 1,579 миллиона тонн.
— Снижение реализации угольной продукции, — объясняют в компании, — обусловлено двумя факторами: высокой базой показателей 6 месяцев прошлого года, когда компании удалось успешно распродать существенные складские запасы, а также ограничением пропускной способности в направлении дальневосточных портов во II квартале этого года. Спад в продажах коксовой продукции на внутреннем рынке произошел из-за снижения потребности металлургических предприятий, а на экспортных направлениях — в связи с ограничениями отгрузок на Запад.
Нарастить перевозки
Между тем в компании СУЭК, несмотря на ожидание снижения объемов добычи по сравнению с прошлым годом, прогнозируют, что объем перевозки их продукции по итогам 2022 года вырастет на три процента — в том числе и на Восточном полигоне.
В частности, Максим Басов, гендиректор СУЭК, заявлял, что компания планирует завершить переориентацию поставок угля с Европы на альтернативные рынки за 2–3 года. Он говорил о наращивании экспорта продукции в Юго-Восточную Азию, а также ближневосточные и африканские страны (подробнее на стр. 39).
Все-таки продолжаем жить и работать
В векторе создавшейся тенденции в этом году в Новокузнецком районе Кемеровской области —Кузбасс введен в эксплуатацию разрез «Верхнетешский» (УК «Элси», объединившая угольные активы «А-Проперти» — «Эльгауголь» и «Сибантрацит») . Лицензия на Верхнетешский участок была выдана в 2018 году. А в июле 2021 года Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту первой очереди разработки месторождения. Им было предусмотрено строительство объектов, необходимых для добычи 5 миллионов тонн угля в год. В ноябре 2022 года объем добычи разреза составит 30 тысяч тонн, в сентябре 2023-го предприятие добудет свой первый миллион тонн угля марки Т. Продукция будет ориентирована на экспорт, преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
На территории предприятия «Шахта «Сибирская» (ГК «УглеПромИнвест») появится новая обогатительная фабрика.
«Кузбассразрезуголь» продолжает обновлять свой локомотивный парк. В конце лета в компании приступили к работе четыре новых маневренных тепловоза серии ТЭМ18ДМ производства Брянского машиностроительного завода, а на Краснобродском разрезе запущен в эксплуатацию современный локомотив отечественного производства, модернизированная версия тепловоза ТЭМ-7, разработанная и выполненная специально для угольной компании Шадринским автоагрегатным заводом.
Также летом этого года АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» и ООО «Центр технической поддержки «Б-24» (официальный дистрибьютер «БелАЗа») рассматривают возможность поставки на разрезы угольной компании 22 самосвалов грузоподъемностью 130 и 220 тонн. Как сообщает пресс-служба «СДС-Угля», поставки намечены на 2023-2024 годы. Кстати, на сегодняшний день предприятия компании эксплуатируют 193 карьерных самосвала производства ОАО «БелАЗ» грузоподъемностью от 45 до 360 тонн.
Евгения РАЙНЕШ