Внутренняя ориентация

С 10 августа 2022 года полностью прекратились поставки российского угля в Европу


В то время как переориентация на рынки Азии затруднена из-за нехватки пропускных способностей Восточного полигона и чрезмерно длинных маршрутов морской перевозки в Азию из портов Северо-Запада и Юго-Запада, попытки Европы заместить российский импорт уже привели к кратному росту цен на уголь и газ, а также нарастающей конкуренции между импортерами Европы и Азии за доступные ресурсы.

Специалисты считают, что перспективы развития угольной промышленности зависят от ее способности переориентировать экспортные потоки с европейского направления на альтернативные рынки, а также с уровнем потребления угля в различных целях на внутреннем рынке.

Вице-премьер РФ Александр Новак в журнале «Энергетическая политика» заявил, что падение экспорта угля из РФ за первые 7 месяцев 2022 года составило 8,6 процента, но в значительной степени было компенсировано повышенным спросом на внутреннем рынке. По его словам, внутренний спрос с начала года вырос на 6,8 процента, до 99,5 миллиона тонн за счет увеличения потребления электроэнергетикой (+14,4 процента) ввиду маловодности сибирских рек в 2022 году.

Борьба с переменным успехом

Глянем на факты и цифры: угледобывающие предприятия России в январе-июне 2022 года отгрузили потребителям 186,1 миллиона тонн угля, что на 4,1 миллиона тонн, или на 2,1 процента ниже уровня первого полугодия 2021 года.

На экспорт из всего отгруженного объема, по отчетным данным угледобывающих компаний, отправлено 109 миллионов тонн. Это на 10,1 миллиона тонн, или на 9,3 процента ниже уровня января-июня 2021 года.

На внутренний рынок, по отчетным данным угледобывающих компаний, отгружено 87,3 миллиона тонн. По сравнению с первым полугодием 2021 года отгрузка на внутрироссийский рынок увеличилась на 6,1 миллиона тонн, или на 7,5 процента.

По основным направлениям отгрузка угля на внутрироссийский рынок распределилась следующим образом:

  • обеспечение электростанций: 43 миллиона тонн (+ 5,4 миллиона тонн, или 114,3 процента к уровню 6 месяцев 2021 года);
  • нужды коксования: 17,3 миллиона тонн (-0,9 миллиона тонн, или 95,3 процента к уровню 6 месяцев 2021 года);
  • обеспечение населения, коммунально-бытовые нужды, агропромышленный комплекс: 11,7 миллиона тонн (-0,1 миллиона тонн, или 98,8 процента к уровню 6 месяцев 2020 года);
  • остальные потребители (нужды металлургии, энергетика, ОАО «РЖД», Минобороны, Минюст, МВД, Минтранс, ФПС, Росатом, Росрезерв, цементные заводы и другие): 15,3 миллиона тонн (+1,8 миллиона тонн, или 113,3 процента к уровню первого полугодия 2021 года).

Всего рост цен на отгруженную угольную продукцию на внутреннем рынке составил за январь-июнь: по договорам — в 1,2 раза; на нужды электроэнергетики — в 1,6 раза; на нужды коксования — в 6 раз; на нужды жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и населения — в 2,4 раза.

Мы ждем перемен

В октябре Кузбасс принимал на своей земле Международный форум «Угольная отрасль: новые реалии», и все участвовавшие в нем специалисты были единодушны: в современных условиях угольный рынок претерпевает значительные изменения, прежде всего из-за санкционных ограничений.

Выступавший на форуме Максим Басов, генеральный директор АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), констатировал:

— В условиях санкций для нас остаются открытыми рынки, которым нужен более дешевый уголь. Рынки, на которых наш дисконт по сравнению с аналогичной продукцией из Австралии может достигать 50 и более процентов. Уже сейчас у нас растет доля поставок в Индию, Китай, Африку. Но там требования к качеству продукции обычно ниже, чем на премиальных рынках Европы и Японии.

Кузбасские угольные компании в свете наступления «зеленой энергетики» еще несколько лет назад стали переориентировать свою продукцию на восточное направление. То были инвестиции в увеличение мощности дальневосточных портов и добывающих предприятий.

— СУЭК изначально создавалась как компания, ориентированная на производство премиальной продукции для мировых рынков и обеспечения энергетической безо­пасности российских регионов, — сказал Максим Дмитриевич. — И, если ситуация с поставками на внутренний рынок — а СУЭК ежегодно отгружает 50 миллионов тонн угля, на котором работает половина всей угольной генерации РФ, — в текущем году достаточно стабильная, то сохранение экспортных объемов потребовало от компании новых подходов.

В ходе форума глава СУЭК заявил, что сейчас финансирование для угольщиков в 3–5 раз превышает стоимость такого же финансирования для машиностроителей. Он не преминул заметить, что проблема все еще не решена, хотя ранее компания не раз поднимала этот вопрос на площадках Министерства энергетики РФ, Минпромторга РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей.

Кузбасс на фоне санкций

Министерство угольной промышленности Кузбасса сообщает, что с начала 2022 года кузбасскими предприятиями было отгружено продукции железнодорожным транспортом:

  • 165,9 миллиона тонн (минус 19,5 миллиона тонн к уровню 2021 года):
  • в западном направлении отгружено 82,4 миллиона тонн (-14,5 миллиона тонн к уровню 2021 года);
  • в восточном направлении 43 миллиона тонн (-2,9 миллиона тонн к 2021 году);
  • в местном сообщении 40,3 миллиона тонн (-2,2 миллиона тонн к 2021 году).

Конечным потребителям с начала года было поставлено 148,6 миллиона тонн кузбасского угля (-13,8 миллиона тонн к уровню 2021 года), в том числе:

  • 98,7 миллиона тонн отгружено на экспорт (-17.8 миллиона тонн к уровню 2021 года);
  • 26,7 миллиона тонн металлургам страны (-2,4 миллиона тонн к уровню 2021 года);
  • 14,4 миллиона тонн для электростанций (+1,7 миллиона тонн к уровню 2021 года);
  • 2,5 миллиона тонн для предприятий ЖКХ и населения области (-0,1 к уровню 2021 года).

За октябрь конечным потребителям поставлено 16 миллионов тонн кузбасского угля, в том числе:

  • 10,6 миллиона тонн отгружено на экспорт (-1,5 миллиона тонн к уровню сентября 2021 года);
  • 2,6 миллиона тонн металлургам страны (-0,3 миллиона тонн к уровню сентября 2021 года);
  • 1,6 миллиона тонн для электростанций (+0,4 миллиона тонн к уровню сентября 2021 года);
  • 0,4 миллиона тонн для предприятий ЖКХ и населения области (-0,1 миллиона тонн к уровню сентября 2021 года).

По данным ТАСС, увеличение объемов реализации добытого в Кемеровской области угля на внутреннем рынке РФ наблюдается с начала 2022 года.

— За первые пять месяцев текущего года для отечественных потребителей предприятиями угольной отрасли Кузбасса было поставлено 25 миллионов тонн угля, что на 0,2 миллиона тонн больше показателей 2021 года, — сообщили в правительстве Кузбасса.

Также уточняется, что рост отгрузки внутри России сдерживают импорт угля из Казахстана и развитие газовой энергетики. Власти Кузбасса считают, что на сбыт угля на внутреннем рынке может отрицательно повлиять санкционное давление на отечественных металлургов.

Внутренний спрос

Специалисты констатируют, что в этом году добыча угля в стране уменьшилась лишь на 1 процент, до 315,2 миллиона тонн. Внутренний рынок с начала года прибавил 7,2 процента и достиг 126,4 миллиона тонн за счет увеличения потребления электростанциями (+17,6 процента). Замедление внутреннего спроса отмечено со стороны металлургических заводов (-6,7 процента) и коммунально-бытового сектора (-3,3 процента).

Рост поставок российского угля для ТЭС в стране объясняется более холодной погодой в течение года и ограничениями, введенными в августе 2022 года Казахстаном на экспорт своего угля. Определенную поддержку угольной отрасли также оказало снижение выработки ГЭС в Сибири, что увеличило загрузку угольных станций.

Так что уголь остается вторым по важности видом топлива для производства энергии в мире, несмотря на то что его доля неуклонно снижается с 2014 года.

Для России угольная отрасль имеет стратегическое значение. В отрасли РФ занято 150 тысяч человек, и еще примерно полмиллиона рабочих мест формируется обеспечивающими смежными отраслями. В частности, уголь — основной груз РЖД, его доля в ее грузообороте — 44 процента, на уголь приходится порядка 12–13 процентов выработанной энергии в стране. В Сибири на уголь приходится практически половина и в выработке, и в мощности (остальное занимают ГЭС), сегодня основные мощности угольных ТЭС (45 процентов от российских) сосредоточены именно в Сибирском федеральном округе. Пока еще значительна их доля в Уральском (21 процент) и Дальневосточном округах (42 процента).

В структуре продаж наших угольных компаний значительная доля и до санкций была направлена на российские потребности. Так, на «Распадской» доминирует внутренний рынок (48 процентов) и страны АТР (42 процентов), на Европу приходилось лишь 10 процентов. С точки зрения географии продаж компания защищена от санкционного давления.


Справка

Запрет на импорт российского угля действует в Европейском Союзе и Великобритании с 10 августа. США ввели аналогичное эмбарго 8 марта, Польша отказалась от российского угля в конце марта, Германия — с 1 августа. Есть сигналы, что некоторые японские и корейские компании отказываются от российского угля. Россия попыталась переориентировать поставки на азиатские рынки, в первую очередь Китай и Индию, но в регионе есть и другие страны с развивающейся угольной генерацией, которые от российских ископаемых не отказываются — Таиланд, Малайзия, Вьетнам. Подводить годовые итоги восточного направления еще рано.

 


Евгения РАЙНЕШ