Уголь был. Уголь есть. Уголь будет

Интервью с Андреем Пановым, заместителем губернатора Кузбасса


«Угольная отрасль продолжает развиваться и идти в ногу со временем», — уверен Андрей Панов, заместитель Губернатора Кузбасса по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии. Перед новым годом «УК» обратился к нему с рядом злободневных вопросов

— Андрей Анатольевич, какое событие этого года стало наиболее важным для угольной отрасли региона?

— Проведение Международной научно-практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего». Это не просто событие года, а своего рода веха в истории региона, а то и всей страны.

С легкой руки губернатора Сергея Евгеньевича Цивилева к формированию стратегических направлений для нашего региона подключились лучшие специалисты в разных областях.

Проблемам и задачам развития угольной отрасли на конференции была посвящена отдельная секция. В течение трех дней ведущие российские ученые и академики, представители профильных вузов, руководители угледобывающих предприятий и надзорных органов обсуждали, каким быть углепрому. Причем речь шла о масштабных и амбициозных задачах, связанных с разработкой и внедрением новых наукоемких технологий, глубокой переработкой угля, безопасностью производства, кадровыми вопросами.

Как и 75 лет назад, когда ведущие специалисты СССР определили перспективы Кузбасса, в ноябре 2023 года была сформирована своего рода карта развития нашего региона на несколько десятилетий вперед. И на фоне многих разговоров об отказе от ископаемого топлива то, о чем говорилось на конференции, не просто вселяет оптимизм, а дает железобетонную уверенность: уголь будет востребован еще многие годы. Да, изменятся технологии, но тепло и электричество из черного золота сохранят свои позиции в мировом топливно-энергетическом балансе.

— Как вы оцениваете роль предприятий угольной отрасли в развитии региона? Если можно, на конкретных примерах.

— В угольной отрасли Кузбасса работает порядка 90 тысяч человек, или 65 % от общей занятости в угольной отрасли России. В 19 моногородах нашего региона, которые зависят от стабильной добычи угля, проживает более 1,5 миллиона человек.

Несмотря на колоссальное давление со всех сторон, когда Европа пытается всему миру внушить, что плохо пользоваться углем, когда ряд ведущих мировых производителей оборудования для горнодобывающей отрасли перестал работать с российскими компаниями, когда в кратчайшие сроки пришлось перестраивать всю логистику в условиях вечного дефицита провозных мощностей, угольная отрасль продолжает развиваться и идти в ногу со временем.

Налоговые поступления от угольных компаний в бюджет за 2022 год — 121,9 миллиарда руб­лей. Это на 76,5 миллиона руб­лей больше, чем пять лет назад. Размер средней заработной платы в отрасли — 91,4 тысячи рублей.

Объем инвестиций за 2022 год составил 151 миллиард рублей. По сравнению с 2017 годом сумма выросла на 72 миллиарда. Средства эти идут и на модернизацию производства, и на социальные программы.

Угольная отрасль обеспечивает стабильную высокооплачиваемую работу, дополнительно помогает своим сотрудникам и их семьям в рамках различных программ, направленных на оздоровление, организацию детского отдыха и так далее.

Поэтому роль углепрома для Кузбасса переоценить невозможно. Это и основа, и главный двигатель нашего региона.

— В какой степени нужна угольным компания Кузбасса помощь и поддержка от государства, финансовых учреждений РФ, которой мы — может быть — добиваемся? Куда планируется направить?

— Поддержка нужна не только кузбасским компаниям. В принципе, большая часть проблем, или, как теперь принято говорить, «болей», у угольщиков всей России общие. Мы обсуждаем их постоянно.

На Международной научно-практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего» эта тема тоже подробно рассматривалась. Там экспертным сообществом совместно с ведущими представителями угольной промышленности определены основные пожелания к изменениям в законодательстве, которые бы сделали работу отрасли проще и эффективнее.

Остановлюсь на наиболее значимых. Например, пересмотр формулы расчета налога на добычу полезных ископаемых. Сейчас она привязана к котировкам цен на австралийский уголь. Этот налоговый механизм появился в 2022 году, когда цены на уголь были очень высокими и для изъятия сверхдоходов компаний была введена такая формула. Но в 2023 году ситуация совершенно другая. Из-за санкций и отказа от угля в Европе произошли серьезные изменения на рынке. Сегодня наш уголь продается на рынках Китая, Индии, Турции, где цены существенно ниже австралийских. Вполне логично, что с падением доходов нужно уменьшить и налоговое бремя.

Еще одна важная инициатива, реализация которой пошла бы на пользу еще и отечественному машиностроению — льготные условия целевого кредитования для угольных предприятий при условии использования полученных средств на приобретение горного оборудования исключительно российского производства.

Отдельным «пакетом» можно объединить инициативы, направленные на повышение эффективности работы железнодорожной инфраструктуры. И здесь очень важно отметить, что это нужно не только угольщикам. Например, развитие Восточного полигона облегчит жизнь многим другим грузоотправителям — металлургам, химикам, аграриям.

— С первого сентября этого года для добывающей промышленности произошли масштабные изменения в сфере недропользования, начали действовать сразу два федеральных закона, четыре постановления правительства России и восемь ведомственных актов Минприроды. Какие из них и как повлияют на угольную отрасль Кузбасса?

— Скажу о том, что считаю наиболее важным. Отходы недропользования теперь будут активнее вовлекаться в оборот. Благодаря новшествам в законодательстве, о которых вы говорите, из вскрышных и вмещающих пород можно извлекать полезные ископаемые или компоненты, например какие-то металлы, без получения отдельной лицензии. Плюс породы можно применять для ликвидации горных выработок, рекультивации земель, в строительстве. Это позволяет недропользователям эффективнее распоряжаться ресурсами и материалами, полученными в процессе добычи ископаемых. В результате мы получаем оптимизацию использования недр, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и сокращение количества бюрократических процедур.

Для недропользователя плюс тут не только в получении прибыли. Если вскрыша вовлекается в оборот, то она больше не считается отходом производства. Это дает льготу в виде нулевого коэффициента при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении отходов недропользования, из которых добываются полезные ископаемые или компоненты.

— Что можно сказать про ситуацию в Кузбассе с точки зрения эффективности развития угольной отрасли, кадровых вопросов, экологических перемен?

— Тут ответ однозначный: Кузбасс изменяется, становится лучше, красивее, чище, интереснее. Благодаря комплексному подходу губернатора Сергея Евгеньевича Цивилева развитие идет во всех направлениях.

Безусловно, угольные компании и здесь занимают особое место не только как одни из основных работодателей и налогоплательщиков. Они активно берут на вооружение наилучшие доступные технологии, модернизируют и цифровизируют производство, вкладывают много сил и средств в повышение безопасности горных работ.

Например, УК «Кузбасс­разрезуголь» создает подробные 3D-модели угольных разрезов. Это помогает анализировать показатели запасов и планировать разработку там, где это наиболее рентабельно. Георадары нового поколения следят за устойчивостью бортов и отвалов в круглосуточном режиме. Квадрокоптеры, лазерные сканеры и GPS-системы дают возможность маркшейдерам быстро и безопасно вести мониторинг горных работ. В результате оцифровки процессов породу взрывают без шума и пыли: электроника программирует промежутки между взрывами скважин.

Технологии дополненной реальности, которые еще пару лет назад были чем-то полуфантастическим, сегодня используются в учебных центрах крупных угледобывающих компаний. В «СУЭК-Кузбасс» я сам побывал в виртуальной шахте, попробовал водить дизелевоз, установленный в учебном классе.

В улучшении экологической ситуации тоже произошли большие изменения. Угольные компании активно строят и модернизируют очистные сооружения, разрабатывают новые технологии рекультивации, занимаются лесовосстановлением, внедряют наилучшие доступные технологии в сфере пылеподавления, буровзрывных работ, углеобогащения и так далее. Работа идет под лозунгом «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». И не просто идет, а постоянно набирает обороты.

— Можете ли вы поделиться планами на будущий год, ожиданиями и надеждами?

— Искренне надеюсь, что новый год принесет больше хороших новостей и событий. И от всей души желаю, чтобы все беды, проблемы и трудности остались в уходящем 2023 году.


2024-МАЙНИНГ