Эволюция по Ялевскому

Его именем назван музей, о нем пишут книги, по его научным разработкам работают целые предприятия


Столичный студент, попавший в сибирскую глубинку, — Владлен Данилович Ялевский совершил революцию в горном деле, подобно Дарвину доказав всему миру, что успех отрасли напрямую зависит от ее эволюции.

Масштаб личности

Он был в хорошем смысле бунтарем и всегда стремился к невозможному максимуму. По крайней мере, именно таким его запомнили современники.

Он грезил о шахте нового поколения с автоматизированной системой производства. Что, согласитесь, для середины прошлого столетия было мечтами весьма и весьма смелыми.

Свою профессию юный Владлен выбрал во многом под влиянием отца — Даниила Борисовича, выдающегося организатора угольных предприятий Восточной Сибири. Они смотрели в одном направлении, но путь у каждого был свой.

После окончания горного факультета Московского университета молодой специалист оказался в Кузбассе. То ли авторитет отца, то ли рано проявившиеся таланты, то ли банальное везение обеспечили юному Ялевскому хороший старт. Первой записью в его трудовой книжке была должность заместителя главного инженера шахты имени 7 ноября в Ленинске-Кузнецком.

В комбинате «Кузбассуголь» также оценили организаторские способности Ялевского, и руководящие должности стремительно замелькали перед ним, как кадры автобиографического фильма.

Сначала Ялевский становится заместителем начальника шахты «Полысаевская-2», затем начальником разреза «Грамотеинский», начальником шахты «Полы­са­евская-3», управляющим трестом «Ленинскшахтострой».

Постепенно накапливаются опыт вкупе с производственными идеями, которые Владлен Данилович решает применить для строительства идеального угольного предприятия, от создания которого он так и не отказался.

И вот наконец выпадает удобный случай. Владлен Данилович встает у руля предприятия, как никогда нуждавшегося в грамотных реформах.

В 1963 году получает назначение на должность директора шахты «Зыряновская». И здесь он проявляет себя как мудрый и опытный хозяйственник. Сейчас бы методы его правления справедливо приравняли к социально ответственному бизнесу, во главе которого стоит сотрудник и его первостепенные нужды.

В короткие сроки руководителю удается провести капитальную модернизацию предприятия. Угледобывающие системы становятся более технологичными и экологичными. Уже тогда вместе с конвейерами в забой начинают приходить высокопроизводительные очистные комплексы, которые на всю мощь рубят уголь и тут же отправляют на-гора в железнодорожные вагоны.

Со временем «Зыряновская» превратилась в предприятие коммунистического труда, была награждена орденом Ленина. Культурный и профессиональный уровень рабочих здесь считался самым высоким в Кузбассе. Именно они в шестидесятые годы смогли запустить тренд на самую высокую производительность в стране.

Первой заявила о себе механизированная бригада Л.Г. Ювженко. Когда практически закончилась реконструкция «Зыряновской», его коллектив добыл за 1968 год 250 тысяч тонн угля — невиданная в то время в Новокузнецке производительность механизированной лавы. Через три года новый рубеж — 500 тысяч тонн.

У бригады М.Н. Решетникова в 1977 году получилось добыть 600 тысяч тонн, в 1978 году — 741 тысячу тонн, в 1982 году — уже 1 480 000 тонн.

Работали в СССР, а порядки были капиталистические. Шахтеры получали завидную зарплату и вполне могли позволить себе дорогостоящие медицинские процедуры. К этому времени на «Зыряновской» удалось построить лечебный профилактический комплекс, было организовано горячее подземное питание. В начале смены шахтер получал сухую спецодежду. Благодаря этому труд стал гигиеничнее: исчезли кожные гнойничковые заболевания — бич шахтеров. Так произошла эволюция на отдельно взятой шахте, и этот процесс обещал быть повсеместным.

Когда Ялевский получил должность генерального директора объединения «Южкузбассуголь», он создал «Клуб миллионеров», в который вошла шахтерская элита юга бассейна. Именно они задавали моду на производственные рекорды.

Из генералов — в ученые

В 1989 году, когда в Советах наметился развал прежних ориентиров, Ялевский не растерялся. Он не проклинал демократов и не ностальгировал по социалистическим ценностям. В этот непростой период угольный генерал постарался стать максимально полезным своей стране. И… с головой ушел в науку.

Сначала он был главным сотрудником Института угля Сибирского отделения Российской академии наук, а с 1994 года возглавил институт «Кузбассконверсуголь». Под руководством Владлена Даниловича была разработана научная концепция создания высокорентабельных угледобывающих предприятий — комплексов на основе модульных горнотехнологических структур вскрытия и подготовки угольных пластов. По факту, результаты его научной и практической деятельности изложены в 115 публикациях, зарегистрированы в более чем 40 авторских свидетельствах и патентах. Такое наследие, по справедливости, должно было увековечить его автора в веках. Так оно и получилось.

В 2014 году руководство Кемеровской области приняло решение переименовать шахту №7 шахтоуправления «Котинское» ОАО «Суэк-Кузбасс» в шахту имени В.Д. Ялевского. И это символично. Все дело в том, что предприятие работает по модульном типу: с одним очистным забоем и прилегающими выработками. Именно эту производственную модель разработал когда-то ученый Ялевский.

На сегодняшний день это второе промышленное предприятие в России и единственное в Сибири, где смонтированы очистные сооружения по стопроцентной очистке воды от механических примесей и тяжелых металлов. Первая шахта Кузбасса, где до пуска в эксплуатацию была задействована вся производственная инфраструктура.

Шахта имени В.Д. Ялевского является одной из лучших в угольной отрасли России по уровню производительности, технической оснащенности и безопасности шахтерского труда. Сейчас здесь трудится почти полторы тысячи человек. Суммарный объем инвестиций Сибирской угольной энергетической компании в развитие шахты имени В.Д. Ялевского за последние пять лет составили десять миллиардов рублей.

Школа настоящего героя

Имя Владлена Ялевского хорошо знакомо юным жителям Осинников. Именно здесь в одной из городских школ десять лет назад появилась необычная культурная инициатива.

В свободное от учебы время одиннадцатиклассница школы №35 города Осинники Кристина Жукова работает экскурсоводом. В музее Шахтерской славы имени В.Д. Ялевского она знает историю каждого экспоната.

— В нашей школе был конкурс проектов, — рассказывает Кристина. — Кто-то готовил открытый урок по биологии, кто-то демонстрировал химические опыты. Я увлекаюсь историей и краеведением, поэтому решила подготовить лекцию о героях-шахтерах, чтобы увлекательно и наглядно рассказывать о них младшим школьникам. Во время своей экскурсии мне хотелось донести до ребят мысль о том, что герои бывают разные. Для этого не обязательно становиться блогером или каким-то телеведущим. Герои — это, в первую очередь, талантливые медики, военные или талантливые горняки.

Экскурсии проходят на одном дыхании. Детям интересно. Они примеряют шахтерские каски, разглядывают горняцкую форменную одежду, спрашивают о рекордах и открытиях. Самые любознательные читают биографические книги о шахтерах. Наравне с информационными стендами здесь есть мини-библиотека. Центральное место в ней занимают издания серии «Директорский корпус Кузбасса», где в одном из томов подробно описана жизнь и судьба Владлена Ялевского — известного ученого, именем которого и назван школьный музей.

— Не все знают, что Владлен Ялевский окончил одну из школ города Осинники, — говорит заведующий музеем, педагог школы №35 Роман Вячеславович Костюк. — Именно поэтому наше учебное заведение приняло своеобразную эстафету памяти. В 2014 году школа выиграла грант Кемеровского областного общественного фонда «Шахтерская память» имени В.П. Романова. Это позволило нам создать и запустить этот просветительский проект.

Двумя годами ранее здание школы украсила мемориальная доска в честь прославившего Кузбасс гениального ученого и руководителя Владлена Даниловича Ялевского, дело которого продолжает жить, связывая между собой целые поколения.

Ирина Гаан