Падение или рост?
Прогнозы для угольной генерации
Российское правительство пересматривает будущее угольной генерации к 2050 году. На заседании комиссии по энергетике Государственного совета РФ в рамках подготовки новой энергетической стратегии прозвучало, что через тридцать лет доля угля в энергетическом секторе страны вырастет до пятнадцати процентов против озвученного ранее падения почти до пяти. Сейчас она составляет тринадцать процентов.
Промежуточный этап
Напомним, что в безоблачном допандемийном и досанкционном 2020 году была утверждена базисная «Программа развития угольной промышленности на период до 2035 года», целью которой являлось обеспечение стабильных поставок качественного угля на внутренний рынок и наращивание его экспорта в соответствии с прогнозируемым спросом.
В рамках программы анализировалось два варианта развития: консервативный и оптимистический. Консервативный вариант предусматривает рост объемов добычи угля с 440 миллионов тонн в 2019 году до 485 миллионов тонн в 2035 году и исходит из стагнации объемов потребления угля в отечественной электроэнергетике. Оптимистический вариант предусматривает рост объемов добычи до 668 миллионов тонн в 2035 году, он предполагает максимальные объемы потребления угля.
И в одном, и в другом вариантах имеется в виду безусловное выполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, а также долгосрочной программы развития ФГУП «Росморпорт», обеспечивающей намечаемые объемы перевалки экспортируемого угля.
Стратегия развития угольной промышленности РФ до 2035 года предусматривает строительство семи новых угольных ТЭС и модернизацию двенадцати действующих в Сибири и на Дальнем Востоке, а также общий объем ввода в эксплуатацию угольной генерации на уровне 7-9,6 ГВт. В ней нет целевого показателя по доле угля в энергобалансе.
Опасный переход
Осенью 2021 года Министерством экономического развития был представлен проект стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года. Согласно утвержденному документу, в течение 10 лет предполагалось вывести из эксплуатации 22 угольные станции мощностью 14 ГВт, перевести на газ 25 ТЭЦ и закрыть ряд угледобывающих предприятий. Проект предполагает достижение углеродной нейтральности страны к 2060 году.
«Это привело бы к сокращению 24 тысяч рабочих мест на добывающих предприятиях и как минимум 25 тысяч человек на электростанциях, — сообщается в СМИ. — Закрытие градообразующих предприятий более чем в 10 моногородах потребует экстренных мер по социальной поддержке населения».
Отмечается, что снижение доли угля в генерации приведет к угрозам энергетической безопасности, так как угольная генерация «является надежной и стабильной» (не зависит от погоды и водности рек) и экономически эффективной, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока за счет близости угольных месторождений.
Тяжелая или легкая доля?
Специалисты считают, что увеличить долю угля в энергобалансе возможно за счет строительства новых угольных энергоблоков на электростанциях в Сибири и на Дальнем Востоке.
Для этих регионов — наиболее доступный вид топлива.
В энергосистеме России увеличение доли угольной генерации до 15 процентов будет означать дополнительные 70-80 миллиардов кВт•ч, или порядка 10-12 ГВт новых угольных мощностей. Эти мощности, без сомнения, будут востребованы на Дальнем Востоке (макрорегионе с самой высокой динамикой роста спроса на электроэнергию и ограниченной доступностью газа) и в Сибири.
На июль 2023 года в РФ действовало 68 угольных ТЭС общей мощностью 38,3 ГВт; а с 2000 года по первое полугодие 2023 года было введено в эксплуатацию 6,7 ГВт угольных ТЭС, а выведено 9,8 ГВт.
Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики одобрила модернизацию угольных Нерюнгринской ГРЭС (450 МВт) и Партизанской ГРЭС (280 МВт) «РусГидро», а также Приморской ГРЭС (1,5 ГВт) Сибирской генерирующей компании (СГК), сообщает «Коммерсантъ». СГК планирует запустить четыре энергоблока Приморской ГРЭС до конца 2023 года, два — в конце 2024 года, три — в конце 2025 года. «РусГидро» планирует построить новый блок Нерюнгринской ГРЭС к концу 2025 года, а блок Партизанской ГРЭС — к концу 2026 года.
Также большое значение угольная генерация имеет в планах расширения Байкало-Амурской магистрали, запланированного на третий этап модернизации Восточного полигона, который начнется после 2024 года. Предполагается, что к 2030 году по новым путям будут перевозить до 210 миллиона тонн груза в год. Минэнерго согласовало для электрификации будущих путей проект строительства новой генерации на 1,8 ГВт, в ходе которого модернизируют имеющиеся угольные электростанции и построят новые. Всего из 1 800 мегаватт генерации 1 156 будут вырабатываться станциями на угольном топливе, так как в регионе нет настолько развитой газовой инфраструктуры. Угольное топливо в данном случае обойдется дешевле, и поставлять его будет проще. К тому же, расширение БАМа планируется как раз для транспортировки угля.
В нашей области тоже активно происходят обновления системы. Работа началась еще в «нулевых». Новые угольные энергоблоки, построенные Сибирской генерирующей компанией в Кузбассе в первую волну инвестиционных проектов в энергетику, подтвердили свою востребованность рынком, производственную и экологическую эффективность. Так, в рамках договора на поставку мощности компания СГК ввела в эксплуатацию за пять лет — с 2009 по 2014 годы — семь новых энергообъектов. Среди них по два энергоблока на Томь-Усинской и Беловской ГРЭС, а также два энергоблока (по сути, построенных с нуля) на Новокузнецкой ГТЭС, работающей на газе. Кроме того, кузбасские энергетики построили один новый энергоблок на Ново-Кемеровской ТЭЦ. Итого общая мощность новых энергоблоков составила 1 118 МВт.
Очередной проект по модернизации генерирующего оборудования в Кузбассе сегодня реализуется на самой крупной электростанции региона. В перечень проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций на 2022−2024 годы входит реконструкция паросиловой установки установленной мощностью 200 МВт Томь-Усинской ГРЭС. В декабре 2022 года губернатор Кузбасса Сергей Цивилев проверил ход модернизации и обсудил с гендиректором СГК планы по строительству новой тепломагистрали, которая должна связать ГРЭС с Кузнецкой ТЭЦ Новокузнецка.
Чистый уголь
Угольные ТЭС, не зависящие от погодных условий, по-прежнему играют важную роль в обеспечении пиков энергоспроса.
По данным Управления энергетической информации (EIA) трендом прошлого года стало замедление темпов вывода генерирующих мощностей. Всего за 2022 год в мире в целом было отключено от сети 26 ГВт угольных ТЭС, что стало минимальным показателем с 2015 года. Специалисты говорят, что на этот процесс оказывает влияние распространение так называемых ультрасверхкритических угольных ТЭС, для которых характерен сравнительно высокий коэффициент преобразования тепловой энергии в электричество (50 процентов), что позволяет сокращать объем сжигания угля и тем самым экономить выбросы. По оценке экспертов ассоциации «Глобальная энергия», на долю таких электростанций в Китае в 2022 году приходилось 29 процентов мощности действующих угольных ТЭС и 87 процентов мощности строящихся.
На самом деле ультрасверхкритическая энерготехнология не является новой концепцией в мире. С 1950-х США, Великобритания, Германия и Япония уже начали исследования, разработки и применение данной технологии. Китай начал это только в 1992 году.
Сжигание угля на ТЭС в сверхкритическом и ультрасверхкритическом режимах с установками улавливания и захоронения CO2 позволит снизить выбросы до уровней современных газовых станций.
Но по свободным данным, пока в России нет ни одной угольной ТЭС, работающей на ультрасверхкритической технологии.
Будущее — планировать, а не гадать
Обсуждение энергостратегии до 2050 года продолжается, поэтому говорить об изменениях топливно-энергетического баланса России в части угольной промышленности преждевременно. Завершение разработки энергостратегии планируется во второй половине 2023 года, а предсказать точно в нашем так быстро меняющимся мире, какие испытания ждут человечество на пути к 2050 году — практически нереально, как показали хотя бы последние пять лет.
Тем не менее есть факт, что прогнозы обвального падения спроса на уголь, предрекаемые некоторыми экспертами в течение последних 3-5 лет, не реализовались и вряд ли реализуются.
В 2022 году добыча угля в России не только не снизилась, но и показала символический рост, составив 443,6 миллиона тонн. В 2021 году для сравнения — 438 миллионов тонн.
На уголь приходится порядка 12 процентов выработанной в стране электроэнергии. Экспортная выручка обеспечивает около 4 процентов поступлений в бюджет.
По некоторым прогнозам газификация и возобновляемые источники энергии сократят потребление энергетического угля (особенно до 2030 года), но из-за низкой себестоимости он все равно будет занимать значительную долю в энергобалансе России. Экологическая повестка, конечно, останется влиять, хотя ее фокус и интенсивность может трансформироваться.
Эксперты отмечают, что даже с учетом текущих высоких цен на ископаемые энергоносители природный газ и уголь будут оставаться наиболее дешевыми источниками энергии в России вплоть до 2050 года, а потенциал развития возобновляемой энергетики как менее стабильной из-за зависимости от погодных условий в стране будет ограничен.
Тенденция такова, что на мировом рынке «угольный» спрос в прошлом году вырос на 1,2 процента до нового исторического рекорда в 8,025 миллиарда метрических тонн. При этом, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы глобальный спрос продолжит расти, а стоимость угля в мире будет оставаться выше средних исторических уровней предыдущих лет.
Уголь сохраняет лидерство в качестве основного источника топлива для генерации электроэнергии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2022 году доля угля в генерирующем сегменте региона выросла до 57 процентов, прибавив 2,5 процента по сравнению с 2021 годом.
Ассоциация по развитию международных исследований и проектов в области энергетики «Глобальная энергия» сообщает, что наибольший вклад в этот прирост внесли Китай и Индия, которые в 2022 году нарастили выработку на угольных ТЭС на 81 ТВт•Ч и 92 ТВт•Ч соответственно. Ключевую роль сыграл ввод новых генерирующих мощностей. По данным ассоциации, Китай и Индия в прошлом году ввели в эксплуатацию в общей сложности 30,3 гигаватта (ГВт) угольных ТЭС, тогда как все прочие страны мира — «лишь» 15,2 ГВт.
Сильный прирост выработки из угля — на 17 ТВт•Ч — по итогам 2022 года был также зафиксирован в Германии. Решающее значение сыграли ремонты на атомных электростанциях (АЭС) в соседней Франции, из-за которых страна впервые за долгое время стала нетто-импортером электроэнергии. Если в 2021 году экспорт электроэнергии из Франции превысил импорт на 42 ТВт•Ч, то в 2022 уже импорт превысил экспорт на 17 ТВт•Ч.
Одним из источников импорта стала Германия, нарастившая в прошлом году поставки электроэнергии во Францию на 11 ТВт•Ч.
Прирост выработки в Индии, Китае и Германии был частично компенсирован ее сокращением в США (на 70 ТВт•Ч), на долю которых пришлось свыше половины законсервированных генерирующих мощностей. Если в США в 2022 году было выведено из эксплуатации 13,5 ГВт угольных ТЭС, то во всем остальном мире — 12,5 ГВт. Впрочем, это не означало отказа от ископаемого топлива. Основной альтернативой углю для США стало использование газа.
Евгения Райнеш