Реагируя на потребности

День машиностроителя в этом году отмечался 24 сентября


Как кузбасские заводы развиваются в современных условиях? На этот и некоторые другие интересующие читателя «УК» вопросы мы попросили ответить Леонида Старосвета, заместителя председателя Правительства Кемеровской области — Кузбасса, министра промышленности и торговли Кузбасса.

— Наши предприятия, несмотря на все вызовы современной действительности, не сбавили темпы развития. Наоборот, модернизируют производства и осваивают новые виды продукции, — объясняет Леонид Владимирович. — Они и раньше постоянно проводили модернизацию, техническое перевооружение. Но особую активность проявили сейчас — в свете крайней необходимости оперативного импортозамещения.

Так, ОАО «Анжеромаш» выпускает оборудование, которое обеспечивает технологический суверенитет в горно-шахтном машиностроении (лавные скребковые конвейеры серии «Анжера», штрековые перегружатели ПСП-308 с дробилками). Оно полностью заменяет аналогичное оборудование польской фирмы Famur, английской фирмы Joy, а в перспективе и немецкой фирмы DBT.

Завод выпускает крупные узлы, приводные головки, секции става, редукторы и так далее. Ведется разработка редуктора габарита 45 с единичной мощностью 800 кВт, который способен работать в составе импортного оборудования без ухудшения его технических характеристик. По шахтным ленточным конвейерам ОАО «Анжеромаш» готово предложить полную линейку редукторов мощностью от 160 до 600 кВт, унифицированных с линейкой редукторов немецкой фирмы Flender.

— Насколько правительство Кузбасса готово поддерживать так необходимую Кузбассу отрасль?

— Машиностроители всегда находятся в зоне нашего внимания.

Правительство Кузбасса оказывает машиностроительным предприятиям активную поддержку. В том числе в виде предоставления субсидий на возмещение понесенных затрат предприятиям отрасли, приобретавшим новое оборудование для основного производства. В текущем году объем финансирования составил порядка 18 миллионов рублей, но мы рассчитываем на увеличение размера субсидий при соответствующей заинтересованности со стороны предприятий.

— Интересен кузбасский опыт межрегионального сотрудничества в производстве горно-шахтного оборудования (ГШО), пожалуйста, расскажите о нем подробнее.

— Действительно, развитие межрегионального сотрудничества стоит отметить отдельно.

Слаженная кооперационная работа резидентов кемеровского промышленного технопарка «КЭМЗ» дала возможность запуска совместных кластерных проектов. В составе участников — предприятия Кузбасса, Донецкой Народной Республики, Томской области.

Выпускаемая проходческая техника полностью состоит из оте­чественных комплектующих. Еще в прошлом году на шахте имени Тихова в Ленинск–Кузнецком округе был запущен в работу первый импортозамещающий проходческий комбайн, изготовленный благодаря технологической кооперации трех предприятий Кузбасского электромашиностроительного завода (компания «ТоргИнвест»), Донецкой Народной Республики (Ясиноватский машиностроительный завод) и Томска (компания «Ильма»). И вот второй проходческий комбайн сделан для якутской горнодобывающей компании АК «АЛРОСА». Он будет эксплуатироваться в подземном комплексе для добычи алмазов и проходке подготовительных выработок.

— Как соотносятся региональные машиностроительные возможности и потребности горняков?

— Традиционно угольные компании предпочитали приобретать импортное ГШО либо оборудование «проверенных» поставщиков, и переломить установившуюся тенденцию в одночасье невозможно.

Однако, как уже было сказано, кузбасские машиностроители сегодня выпускают необходимую и, что особенно важно, конкурентоспособную для угольной отрасли продукцию. Предприятия готовы к дальнейшему наращиванию объемов производства при наличии заинтересованности наших угольщиков.

Сегодня в нашем регионе ведут деятельность более 300 машиностроительных предприятий, в основном они ориентированы на производство горно-шахтного оборудования и комплектующих к нему и располагают для этого соответствующими производственными и конструкторскими возможностями.

К примеру, новокузнецкий Завод инновационного машиностроения занимается разработкой и производством горно-шахтного оборудования для добывающих предприятий Кузбасса и России.

Предприятие первым в России организовало и запустило в производство монорельсовый шахтный транспорт, включая дизель-гидравлические тягачи ZIM-120 и ZIM-140 для перевозки людей и грузов в условиях шахт, опасных по газу и пыли. Тягачи уже запущены в серийное производство, и 14 машин поставлено заказчикам в прошлом и текущем годах.

В планах до 2024 года завершить разработку российских аналогов погрузочно-доставочных машин и шахтных самосвалов. В настоящее время разрабатывается конструкторская и техническая документация.

Помимо производства, завод оказывает услуги по капитальным ремонтам и модернизации зарубежного оборудования с применением российских узлов и комплектующих. Данный вид услуг позволяет добывающим предприятиям оперативно решить технологические вопросы и снять зависимость от импортных поставок запасных частей, что в свою очередь сокращает сроки капитальных и плановых ремонтов, а также сроки простоя оборудования.

По заказу компании «Строй­сервис» кемеровская корпорация «АСИ» изготовила современный высокоточный весовой комплекс с максимальной нагрузкой 200 тонн.

В апреле этого года автомобильные весы «СКАТ-200» введены в эксплуатацию на угольном разрезе «Пермяковский» и позволяют ежедневно взвешивать более сотни карьерных самосвалов. Весы имеют усиленную конструкцию, что обеспечивает надежную эксплуатацию в условиях интенсивного грузопотока и больших статистических нагрузок. Диапазон рабочих температур от -50 °С до +50 °С. Стоит отметить, что процесс учета перевозимого сырья может происходить как под контролем оператора, так и автоматически.

— Пожалуйста, несколько слов по поводу проекта «Разработка и создание высокотехнологичного серийного отечественного производства автоматизированного очистного комбайна», который чрезвычайно интересует наших читателей.

— Да, действительно, это очень востребованная техника, запрос на очистные комбайны у кузбасских угольщиков оценивается в 46 единиц на сумму свыше 12 миллиардов рублей до 2030 года.

Разработка и создание автоматизированного очистного комбайна в рамках проекта позволит локализовать производство в России, полностью удовлетворить потребность в данной технике угольных предприятий России, снизить затраты на приобретение и эксплуатацию данной техники, повысить безопасность угледобычи.

Проект реализуется про­мыш­ленной компанией «Юр­гинс­кий машиностроительный завод» при содействии ряда научно-исследовательских организаций, включая АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс».

По данным центра, сейчас идет включение проекта в КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс», а также ведется работа по привлечению финансирования по линии Минэкономразвития РФ. Объем привлекаемых средств составляет 300 миллионов рублей.

— Планы на будущее?

— Как и всегда, мы ставим перед собой самые серьезные и амбиционные задачи по развитию машиностроения в Кузбассе. Для их решения в регионе есть мощная научно-производственная база, богатый опыт и главное — машиностроители, настоящие профессионалы своего дела.

Уважаемые машиностроители, благодарю вас за ответственную работу, мастерство и преданность делу. Новых разработок, больших перспектив и стабильного роста!

P.S.: «УК» присоединяется к пожеланием и поздравляет машиностроителей с прошедшим профессиональным праздником.

Подготовил Леонид Алексеев


2024-МАЙНИНГ