Груз куплен. Дело за доставкой…
Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что основной путь экспортного угля расширяется в восточном направлении
Больше 60% от всего объема, проходящего через главные угольные ворота страны — Дальний Восток, приходит из Кузбасса. Устойчивый спрос на черное золото странами АТР диктует необходимость развивать существующие и планировать строительство новых специализированных портов в Приморье и Хабаровском крае.
Большой угольный путь
Специалисты и к концу минувшего года традиционно фиксировали, что в специализации дальневосточного морского экспорта главным продуктом вывоза становится уголь.
Стратегия развития угольной отрасли предполагает, что к 2030 году экспортные поставки груза в западном направлении вырастут до 60 миллионов тонн в год, в то время как в восточном направлении — до 110 миллионов тонн. Без современных углеперегрузочных мощностей достигнуть заявленных целей по росту экспорта будет сложно, уверен представитель Корпорации развития Дальнего Востока:
— Для России увеличение пропускной способности дальневосточных портов — стратегический вопрос. От этого зависит развитие всей угольной отрасли и благополучие целых регионов.
Dv.land (медиапроект ТАСС про российский Дальний Восток) отмечает, что в настоящий момент специализированных портовых комплексов для этого груза в ДФО всего три — в морском порту Ванино (Хабаровский край), Восточный и Посьет (Приморье). Однако «угольная пыль» сегодня пробралась практически на все более-менее пригодные для экспорта угля морские терминалы. Работы по модернизации и расширению производственных мощностей ведутся почти во всех портах Приморского края: «Восточный порт», «Владивостокский морской рыбный порт», «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», «Транснефть — порт Козьмино», «Торговый порт Посьет», «Морской порт в бухте Троицы».
Крупнейшими покупателями нашего угля на востоке являются Китай, Япония, Тайвань, Индия и Южная Корея. Безусловное лидерство здесь у Китая, где в данный момент происходят процессы реструктуризации угольной промышленности. До 2020 года китайское правительство планирует закрыть 800 миллионов тонн угледобывающих мощностей, при этом планируется запуск 500 миллионов тонн новых низкозатратных мощностей. К 2020 году Китай может закупать до миллиарда тонн угля на внешних рынках. На фоне борьбы за этот перспективный рынок, по данным Thomson Reuters, только в сентябре 2017 года экспорт российского угля в Китай увеличился на 83% по сравнению с сентябрем прошлого года, с 1,28 миллиона до 2,35 миллиона тонн. Всего внешнеторговый оборот с Поднебесной в январе-июне 2017 года вырос на 35% и составил $38,4 миллиарда. При этом высокие темпы роста в названный период одновременно демонстрировали как экспорт, так и импорт. Укрепились торговые связи и с другим азиатским соседом — рекордными темпами прибавлял товарооборот России и Южной Кореи (+50%).
«Восточный порт» — старт «Угольной-2»
АО «Восточный порт» — российский оператор угольного терминала в порту Восточном, крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России. Основной владелец — офшор Eastern Stevedoring Holdings Corp, входящий в структуру «Кузбассразрезугля». Компания специализируется на перевалке добываемого в Кузбассе (преимущественно на активах УГМК) каменного угля в Японию (26%), Южную Корею (41%), Китай (11%), Тайвань, Малайзию и Вьетнам (по миллиону тонн).
В 2016 году его грузооборот составил 23,5 миллиона тонн угля — 1/5 часть всего угольного экспорта из морских портов России и около 30% от перевалки угля в портах Дальневосточного бассейна. В январе-июле 2017 года он составил уже 13,6 миллиона тонн, что на 1%, или на 410 миллионов тонн превышает показатель аналогичного периода прошлого года. В октябре предприятие установило годовой рекорд по интенсивности погрузки — 67 тысяч тонн в сутки. Максимум был достигнут 16 октября при обработке балкера FPMC B108, который, взяв на борт 83 800 тонн угля, отправился от причала специализированного угольного терминала в Тайвань. В целом погрузка судна заняла 30 часов.
Одной из самых важных задач предприятия на сегодняшний день является строительство третьей очереди угольного комплекса. Проект предполагает создание четырех складов общей вместимостью до 800 тысяч тонн груза, системы конвейерного оборудования со станцией разгрузки вагонов, а также комплекса оборудования для обработки угольной продукции в зимний период, не имеющего аналогов в России.
Это должно увеличить грузооборот АО «Восточный порт» до 39 миллионов тонн угля к 2019 году. В рамках XI Международного форума «Транспорт России», который проходил в Москве 6-8 декабря 2017 года, произвел запуск в эксплуатацию новой электроподстанции «Угольная-2» на третьей очереди Восточного порта.
При проектировании и строительстве «Угольной-2» использованы передовые российские энергосберегающие технологии и современные материалы отечественного производства. Комплекс объектов электроподстанции расположен на площади 1,5 га. Строительство было завершено в рекордные сроки — всего за полгода. Для технологического присоединения к действующей подстанции Восточного порта была протянута воздушная высоковольтная линия 35 кВ общей длиной 1,8 км. Все процессы на «Угольной-2» полностью автоматизированы.
Специализированный угольный комплекс планируют поэтапно ввести в строй в течение следующего года.
«Евраз НМТП» увеличивает объем перевалки
Несмотря на то, что летом 2017 года была завершена сделка по продаже Находкинского морского торгового порта («Евраз НМТП», крупнейшая стивидорная компания в порту Находка) компании Lanebrook Limited, ЕВРАЗ продолжает пользоваться услугами Находкинского морского торгового порта по перевалке грузов в рамках долгосрочного соглашения, а также поддерживает природоохранные инициативы порта.
Основными клиентами «Евраз НМТП» являются Evraz и холдинг «Сибуглемет» (Кемеровская область). Сегодня говорят о том, что ОАО «Евраз Находкинский морской торговый порт» в перспективе может стать полностью угольным портом. Около 70% общего объема перевалки организации приходится на уголь, остальные 30% — на металлы. Компания планирует увеличить объем перевалки к 2020 году на 17% по сравнению с показателем прошлого года — до 12 миллионов тонн в год. И да — основной груз это уголь.
Технологические возможности порта уже сегодня позволяют переваливать до 12 миллионов тонн грузов в год, но выход на такие объемы сдерживает недостаточная пропускная способность подъездных путей.
В 2018-2020 годы стивидор планирует провести комплексную модернизацию производственных мощностей. Модернизация оборудования призвана оптимизировать процесс перевалки угля. В порту будет установлен новый вагоноопрокидыватель и произведена замена кранового оснащения. Монтаж нового оборудования в компании планируют начать в 2019 году.
«Торговый порт Посьет» — превращение в угольный терминал
Посьет является удобным терминалом для вывоза угля, добытого на месторождениях предприятий, входящих в группу «Мечел»: «Якутуголь» и «Южный Кузбасс». В его экспортных потоках порядка 30% приходится на Китай, около 25 — на Корею, 20 — на Японию, еще 5 — на Вьетнам, Индонезию, Малайзию и Индию.
Порт приобрел особое значение после начала поставок продукции с Эльгинского угольного месторождения и в будущем намеревается увеличить пропускную способность за счет изменения технологии погрузки угля на судна. «Мечел» уже инвестировал в проект около 4,2 миллиарда рублей, с 2011 года мощность порта увеличилась в 8 раз. Увеличение грузооборота было достигнуто за счет внедрения современной технологии переработки сыпучих грузов и установки высокопроизводительного оборудования. В настоящее время порт Посьет способен переваливать 7 миллионов тонн грузов в год, а после завершения модернизации его мощность в долгосрочной перспективе возрастет до 12 миллионов тонн в год. Цель проекта технического перевооружения — превращение порта Посьет в специализированный угольный терминал.
Хабаровские ставидоры
В пресс-службе ОАО «Порт Ванино» (Хабаровский край) также утверждают, что стратегия развития угольной отрасли России в значительной степени ориентирована на торговые отношения с Азией. Этим прежде всего объясняется рост перевалки угольной продукции в дальневосточных портах. «Азиатский вектор определяет сбытовую политику для большинства крупнейших производителей российского угля. В 2016 году наибольший рост экспорта угля, 15%, был именно в направлении стран АТР», — отмечают в Ванинском порту. При этом ОАО «Порт Ванино» является многопрофильным портом, хотя на уголь приходится более 50 процентов грузооборота (по итогам января-сентября 2017 года он составил 5,63 миллиона тонн). Уголь в основном экспортируется в адрес китайских, японских и южнокорейских клиентов.
Восемь лет назад в бухте Мучке начал свою деятельность терминал АО «Дальтрансуголь» (входит в АО «СУЭК»). На тот момент он стал самым современным на Дальнем Востоке специализированным портом. Комплекс постепенно выходил на проектный уровень перевалки 12 миллионов тонн ежегодно, после чего СУЭК стал вкладывать инвестиции в удвоение мощностей.
Сегодня это два главных стивидора в Хабаровском крае на 2,5 и 12% сократили прием грузов, но мощности предприятий рассчитаны на больший объем поступлений.
В частности, в 2018 году «Дальтрансуголь» планирует обработать 22 миллиона тонн угля, в 2019-м — 23 миллиона тонн, в 2020-2021 годах — 24 миллиона тонн грузов. К 2025 году терминал готов ежегодно переваливать 30 миллионов тонн угля. В прошлом году сдан новый объект путевого развития терминала, который позволил полностью перевести грузовую работу с вагонами со станции Ванино (парк Токи) на собственную, дополнительно построенную, станцию предприятия Терминал-2. Общая развернутая длина путей, принадлежащих «Дальтрансуглю», достигла 42 км.
Компания уже рассматривает варианты реконструкции комплекса по перевалке угля для увеличения мощности до 40 миллионов тонн в год.
С появлением новых перегрузочных мощностей терминалы Ванинского узла после 2020 года смогут ежегодно перерабатывать более 97 миллионов тонн грузов. При этом дефицит провозной способности железной дороги на подходах к ним составит 60,3 миллиона тонн. Для освоения перспективного грузопотока формируются предложения для включения во второй этап программы развития Восточного полигона, ориентировочно рассчитанного на период с 2020 по 2025 годы (как известно, первый этап проекта завершается в 2019 году).
Участники рынка отмечают, что спрос на отправку угля качества премиум в АТР через порты Дальнего Востока будет расти как минимум ближайшие пять-шесть лет. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны. Более половины потенциального груза уже раскуплено, а это значит, что на первый план выходит организация технологического процесса, в том числе взаимодействие с железной дорогой, мощности которой, увы, не всегда поспевают за требованиями рынка.