2024 Стройимпорттехника


Принцип нулевого травматизма

На чем он построен? Тема обсуждалась на пресс-конференции, приуроченной к открытию ХХI международной выставки «Безопасность и охрана труда» (Москва)


Собственный корреспондент «УК» Наталья Юркень принимала участие в этом мероприятии.

Нулевой травматизм, акцент на профилактику травм, риск-ориентированный надзор по новым правилам. Таковы векторы развития безопасности и охраны труда, озвученные на пресс-конференции, приуроченной к открытию ХХI Международной выставки «Безопасность и охрана труда» (БиОТ).

Ее организатором выступают Министерство труда и социальной защиты и Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ»).

Главным спикером стал Валерий Корж, директор департамента условий и охраны труда Минтруда России:

— Случаев травматизма становится все меньше. В 2015 году на производстве погибло 2 089 человек, в 2016-м — 2 072 работника. Это снижение настолько мало, что мы понимаем: традиционные методы обеспечения безопасности труда если и не исчерпаны, то требуют корректировки и применения новых форм работы. Следует выделять тактические и стратегические направления. Если говорить о первых, то мы стали подключать отраслевые министерства и ведомства, понимая, что без их участия и включения в отраслевые программы охраны труда (ОТ) резервов не найти. В попытке решать проблемы только на федеральном уровне мы ничего не добьемся. Поэтому в работу следует включить все уровни управления, вплоть до муниципального.

Строители лидируют, угольщики замыкают

Первый в России рейтинг субъектов в сфере соблюдения трудового законодательства в декабре представит Минтруд:

— Методология проработана, сбор показателей завершен, сейчас делают расчеты.

Ошибочно думать, что самая травмоопасная — это добывающая отрасль. Она лишь на шестом месте. Первенство у строителей, затем идут обрабатывающие предприятия, далее сельское хозяйство, транспорт и связь. Замыкают шестерку добытчики полезных ископаемых, — уверил Корж.

По словам Валерия Анатольевича, в Кузбассе есть положительная динамика снижения травматизма. Сейчас для нашего региона более актуальна проблема профзаболеваний.

— Комплекс мер на всех уровнях свой эффект дал, и мы отмечаем положительную динамику в угольной отрасли, в том числе в Кузбассе. Это значит, что установлен жесткий контроль в этом травмоопасном виде экономической деятельности. В вашем регионе проблема больше в профзаболеваниях, в том, что накапливается воздействие вредных факторов. Это вопрос совместной работы региональных центров проф­патологий, Роспотребнадзора и врачей. Мы с коллегами из Минздрава его обсуждаем и пытаемся решать.

Реагировать научились, но лучше предупреждать

В 2018 году в новой редакции выйдет раздел «Охрана труда» Трудового кодекса РФ. Суть нововведений — приоритет профилактики и предупреждения.

— Реагировать на какие-то печальные события мы научились очень хорошо: принимаем законодательные, дисциплинарные, уголовные и прочие меры. Хотя в разумной системе управления, безусловно, должен быть приоритет профилактики. Это экономически выгоднее, ведь дешевле предупредить, чем нести потери, — продолжаем цитировать главного спикера.

Несчастные случаи на производстве — не судьба, а следствие.

В декабре Россия присоединится к движению Vision Zero — меморандум об этом подпишут на выставке «БиОТ» Минтруда России и Международная ассоциация социального обеспечения (ISSA).

Vision Zero — принцип нулевого травматизма, на который ориентированы ведущие страны мира. Как говорится на сайте кампании, «несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены судьбой и не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить и предотвратить производственные аварии и ущерб, а также профессиональные заболевания». Все это стоит на трех китах — безопасность, гигиена труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Корж отмечает:

— Необходимо изменить структуру причин травматизма: сегодня 75% травм происходят из-за действий людей на разных уровнях. Мы отдаем себе отчет, что в системе «человек — машина», где имеется человеческий фактор, вряд ли удастся полностью искоренить такое явление, как производственный травматизм. Но ставить такую цель и все наши действия под эту цель подстраивать — правильно.

Сам себя проверь и… оштрафуй

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости, предлагает работодателям инспектировать самих себя.

— Завершилась большая работа по анализу нормативно-правовых актов (НПА) в области охраны труда: огромное количество актов признали дублирующими и избыточными — почти 90%. Мы определили исчерпывающий перечень НПА, которые являются предметом оценки при проведении проверок. Таких актов 472 — их можно увидеть на сайте Роструда и получить ясное представление о требованиях к работодателям, чтобы понятно выстраивать работу системы ОТ.

Мы понимаем, что соотношение инспекторов в надзорном ведомстве и хозяйствующих субъектов (в России их насчитывается 7 700 000) не в нашу пользу. Поэтому акцент сделали на развитие информационных технологий.

Сейчас в пилотном режиме работает система онлайн-инспекции: любой работодатель может самостоятельно себя проверить — как он соблюдает трудовые законы. По итогам «электронный инспектор» подскажет, как исправить нарушения, и может назначить для острастки виртуальный штраф. Так, на сегодняшний день «выписано» 6 194 413 725 рублей. В будущем, когда система заработает в полную силу, работодателям, прошедшим проверку и получившим от ГИТ документальное подтверждение ее результатов, обещаны преференции. Какого рода будут эти льготы — пока не говорится.

— Также мы предлагаем мобильное приложение, которое позволяет сообщить о нарушении в области ОТ. Это не значит, что мы готовы выезжать по каждому обращению на проверку, но если речь идет об угрозе жизни и здоровью, то этот вопрос решаться будет, — сообщил Шкловец.

Кто не рискует, того не проверяют

В следующем году плановые проверки будут проходить по новым правилам — Роструд начнет внедрять риск-ориентированный надзор.

Предприятия поделили на пять групп по уровню риска:

  • высокий — если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный — если показатель составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний — от 0,74 до 0,5;
  • умеренный — 0,49 до 0,25;
  • низкий — менее 0,24.

Алгоритм простой: чем выше риск — тем чаще проверки. Например, предприятия I категории инспекторы могут контролировать раз в два года.

В Кемеровской области к таковым относятся предприятия «Кузбасс­разрезугля», УК «Северный Кузбасс», «Распадская», разрез «Березовский» и другие — всего в списке 150 региональных компаний высокой степени риска и 64 попали в категорию значительного риска (к ним можно наведываться раз в три года).

Полный список предприятий можно посмотреть на сайте Гострудинспекции rostrud.ru.

Надзор станут проводить с использованием проверочных листов — это своеобразная анкета, которая содержит более 200 требований трудового законодательства.

Шкловец затронул еще одну важную тему — сокрытие травм на производстве.

— Полагаю, что это одна из самых востребованных тем: несмотря на снижение производственного травматизма в целом, доля травм и смертельных случаев высока. Каждый год мы выявляем сокрытие — от 250 до 300 тяжелых и смертельных несчастных случаев.

Наших СИЗов все больше

Юрий Сорокин, президент Ассоциации «СИЗ», подчеркнул, что доля средств индивидуальной защиты оте­чественного производства растет:

— Было время, когда импорт составлял до 80% — в 90-е годы. В ассоциации есть члены зарубежных стран, которые привезли сюда технологии, образцы, и наши предприятия стали налаживать выпуск качественных средств защиты. Ярчайший пример — Суксунский оптико-механический завод, который делал только очки из силикатного стекла. Сейчас они делают очки, каски, защитные щитки, наушники. Но многое сырье, к сожалению, импортное. Например, в России не производится хлопок. Но мы движемся к импортозамещению. И сейчас можно смело говорить, что доля российских изделий — не менее 70%. Государство немного помогает компаниям. Но это отдельный разговор… — заключил Юрий Григорьевич.

Наталья Юркень

Об интересных событиях XXI Международной специализированной выставке в Москве (12-15 декабря) читайте на стр. 24