Секрет их молодости
О БЕЛАЗах с пробегом за миллион
Грамотная эксплуатация и сервисное обслуживание самосвалов БЕЛАЗ позволяет достигать пробега 1 миллион 123 тысячи километров
Стоя на Междуреченской возвышенности под 33-градусными палящими лучами солнца в 2 часа дня, я наблюдала за работой автомобилей БЕЛАЗ на разрезе АО «Междуречье» и завидовала водителям. Климат-контроль в кабине и множество удобных мелочей обеспечивают комфорт работы в течение всей смены в сложнейших погодных условиях Кузбасса, даже в дикую жару.
Но отдавая человеку все возможные удобства, большегруз тоже требует внимания в обслуживании; его надо понять, к нему надо привыкнуть, с ним нужно подружиться. Кажется, все это особенно хорошо удалось работникам управления автотранспорта АО «Междуречье».
За полезным опытом «УК» обратился к Виктору Шрейнеру, начальнику службы ремонта и Евгению Побудей — начальнику технического отдела управления автотранспорта АО «Междуречье».
Сама история подвела к БЕЛАЗу
А история у предприятия богатая. В 2014 году ему исполнилось 50 лет.
Началось все с выделения из состава Томусинской автобазы Сибиргинского гаража и получения в 1967 году новой техники — БЕЛАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн, чуда того времени. С 1972 года на предприятие стали поступать грунтовозы БЕЛАЗ-548 (40 тонн). Позже, когда вместо гаража была образована Сибиргинская автобаза, в 1982-м было получено 105 самосвалов японской марки Komatsu, 120-тонников, которые успешно трудились на предприятии вплоть до 1991 года, начала т.н. перестройки. На смену им пришли БЕЛАЗ-7512 грузоподъемностью 120 тонн. А в 2001-м мощности разреза «Междуреченский» значительно увеличились, поэтому были приобретены одни из первых автомобилей БЕЛАЗ-7513 (130 тонн). Наконец в 2006-м запущены в эксплуатацию 10 БЕЛАЗ-75306 (220 тонн).
— После этого начали планомерно наращивать общую грузоподъемность парка самосвалов, — объясняет Виктор Карлович. — Последние 220-тонные машины запустили в мае текущего года, сегодня их 38. Итого, включая эти большегрузы, в эксплуатации управления автотранспорта АО «Междуречье» находится 81 самосвал БЕЛАЗ: дополнительно к 38 названным, 11 углевозов на 130 тонн и 32 машины на 130-136 тонн.
И сегодня на другую грузоподьемность не переходим. Разрез развивается по определенной производственной программе, чтобы иметь автомобили грузоподъемностью свыше 220 тонн, следует пересмотреть парк экскаваторов, оценить подъездные дороги с точки зрения возможности их эксплуатации с новой техникой. Мы остановились на парке машин, которые более мобильны, могут работать под разными типами экскаваторов, передвигаться по имеющимся дорогам. Из них я считаю наиболее надежным самосвал БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн. Именно эти большегрузы достигают максимального пробега в миллион и чуть больше километров.
Производитель + сервис + экипаж
Откуда такая эффективность эксплуатации?
Если в машину заложено технически правильное решение, можно рассчитывать на ее надежность, безотказность в первые годы работы. Дальше подключается грамотная эксплуатация и сервисное обслуживание. Последнее опирается на наличие ремонтной базы и специалистов. Здесь их называют «доморощенными», ведь большая часть работников прошла опыт эксплуатации предыдущих моделей самосвалов БЕЛАЗ.
— Мы подготовили специалистов, которые могут отремонтировать практически любой узел БЕЛАЗа, — говорит Виктор Карлович. Из окна его кабинета хорошо видно здание мастерских, оборудованных всем необходимым. — Таким образом, значительная часть обслуживания автомобилей выполняется руками работников управления автотранспорта АО «Междуречье». Что касается серьезного ремонта, замены агрегатов — помогают дилерские отношения и партнерские связи.
— С начала 2000-х годов БЕЛАЗ стал использовать комплектующие от иностранных производителей, что позволило четче планировать работу, — рассказывают мне. — Конкретный пример: 130-тонники, которые пришли к нам в 2001-м, уже были оснащены моторами Cummins. Именно в этом году в Новокузнецке был открыт специализированный дилерский центр компании Cummins, а с 2003-го они начали брать агрегаты в ремонт. Примерно 4,5-5 лет двигатель ходит безотказно; значит, ремонтную программу подстраиваем под его ресурс. Существенно сократились простои самосвалов в ремонте, связанные с отказами двигателей.
Следующий момент. У белорусов создана хорошая сеть по поставке запасных частей. Для такого серьезного разреза, как АО «Междуречье», неприемлемы длительные сроки поставки (в случае отсутствия поблизости резервных складов). Чтобы запланировать приобретение какого-либо узла импортного производства, приходится порой тратить несколько месяцев. Агрегат надо изготовить, привезти, все это занимает массу времени. По БЕЛАЗу таких проблем нет.
Но — как бы ни хорош был производитель, какими бы умелыми не были механики, наладчики, техники и прочие, в конечном итоге эффективность и долговечность автомобиля зависит от тех, кто на нем ездит. Поэтому про экипаж надо сказать отдельно. Давно замечено — самые большие пробеги достижимы у водителей, которые бережно относятся к вверенным им автомобилям и грамотно следят за ними. Экипаж — это команда, где люди и машина понимают друг друга с полуслова.
К лучшему всегда идти легче
Интеллектуальное развитие идет семимильными шагами, впереди — эра «Индустрии 4.0», и в нее БЕЛАЗ удачно вписывается.
С 2012 года на АО «Междуречье» была внедрена автоматизированная система диспетчеризации АСД «Карьер». Она позволяет не только выполнять полный мониторинг показателей работы карьерных автосамосвалов за смену/сутки/месяц/год, но и управлять грузопотоками в карьере. Информация о количестве выполненных рейсов, времени, расстоянии транспортировки; данные о скоростном режиме и прочем поступают в диспетчерский центр. Таким образом решается проблема получения достоверных сведений о режиме и эффективности работы машин — с тем, чтобы внести конкретные улучшения.
Совсем недавно в системе АСД «Карьер» появился новый модуль; используя его, можно определять продольные уклоны автодорог, по которым движется самосвал. Отслеживание данных в режиме реального времени поможет более точно оценить условия, в которых эксплуатируется автомобиль: соответствуют они допустимым значениям или в чем-то их превышают? Безусловно, это положительно скажется на общей работе, улучшит безопасность.
— Кажется, мы были одними из первых в применении этой технологии в таком масштабе, — считает Евгений Побудей. — После этого представители других разрезов обращались к нам за опытом.
Так что впереди — очень хочется надеяться — развитие и совершенствование.
— У нас имеется план обновления и план увеличения численности автомобилей, — объясняет начальник технического отдела. — На следующий год предусмотрено списание машин, которые отработали нормативный ресурс, им на смену придут новые. А в связи с увеличением объемов производства нужно будет докупать технику и расширять парк.
— Осваивать в принципе нечего, если автомобиль той же модификации, — уверен Виктор Карлович. — Новые машины кардинально не отличаются, несмотря на то что завод-изготовитель постоянно совершенствует конструкцию самосвалов, создает более комфортные условия для водителя в кабине. А к лучшему всегда легче идти. Тем более что мы активно общаемся с белорусами, и завод прислушивается к нам. Производители всегда готовы оказать нам содействие, рассмотреть по возможности удовлетворить просьбы по внесению изменений в конструкцию самосвалов, в частности для обеспечения удобства и безопасности водителя.
Последняя встреча с представителями завода-изготовителя ОАО «БЕЛАЗ» состоялась во время июньской выставки «Уголь России и майнинг-2018» в Новокузнецке. Есть контакт, есть понимание, есть будущее.
Лариса Филиппова