Все оттенки черного
Рассказывая про достижения и неудачи угольной отрасли на протяжении десятилетия, журналисты «Угля Кузбасса» стараются уйти от однобокости
На вкус и цвет приятелей найти трудно — для кого-то черный квадрат Малевича гениальное произведение искусства, другой видит в нем неудачу автора. Прогнозируя развитие угледобычи в Кузбассе, проще всего скатиться в стереотипы: «лунные пейзажи», «адский труд», «глобальное потепление»… Но есть люди, кто видит безумную красоту мощи разреза. Приходилось слышать о «настоящем братстве горняков под землей, равного которому на поверхности не найдешь», о «бригаде, жить и трудиться в которой за счастье». «УК» старается рассказывать обо всем хорошем и плохом, что есть в отрасли. И растет вместе с угледобычей.
В доказательство — статистика отрасли за 10 лет (см. табл. 1, 2).
Прирост добычи угля в Кузбассе сейчас идет за счет открытых горных работ (на разрезах теперь добывают около 70 процентов угля, хотя 10-15 лет назад они давали лишь 50 процентов топлива). Однако открытые горные работы должны иметь ограничение, свой предел, за которым уже нужно использовать другие технологии. Подземный способ добычи угля — более щадящая для природы технология. Вырыл шахту, вынул угольный пласт, но сверху плодородный слой почвы не нарушен.
Стоимость угля постоянно колеблется и зависит от множества факторов, в том числе от природных катастроф. Аналитики отмечают резкие подъемы реализации каменного угля в периоды повышения стоимости нефтепродуктов и природного газа.
Для образования каменного угля нужен не год и не десять, он формируется на протяжении нескольких тысяч лет. В последние десятилетия фиксируется уменьшение уровня образования каменного угля в больших объемах. Однако стоимость и реализация каменного угля от этого пока не страдает (см. табл. 3, 4).
Считается, что угля нам хватит на 500 лет. По крайней мере до 2040 года планируется рост добычи угля в мире. А сейчас мир добывает 7 миллиардов тонн угля в год.
Стоит отметить, что наши экологи следят за ситуацией. Институт экологии человека по заказу ООН делал работу об экологической ситуации в угледобывающих районах. Благодаря этому можно видеть состояние почвы, воды, воздуха, биоразнообразие в тех местах, где хотят добывать уголь, где его добывают (см. табл. 5, 6).