Достичь согласия

Компания «ИнЭкА» разработала в 2016 году алгоритм взаимодействия угольных компаний с коренными малочисленными народами


Это вторая версия «Руководства для бизнеса по построению социального диалога с коренными малочисленными народами: алгоритм действий», разработанная в рамках реализуемого ПРООН совместно c Минприроды России проекта «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» (http://bd-energy.ru/).

Традиционные системы жизне­обеспечения коренных малочисленных народов (КМН) неразрывно связаны с использованием природных ресурсов, а традиционные знания коренных народов о местных экосистемах являются ценным источником информации и могут помочь в разработке природоохранных и иных мероприятий, направленных на устойчивое развитие территорий.

Руководство разработано с целью определения практических механизмов и последовательности действий угледобывающих предприятий по организации эффективного равноправного взаимодействия между ними и коренными малочисленными народами на территории Российской Федерации.

Уникальностью данной работы является то, что в международной и российской практике отсутствуют действующие аналоги, комплексно охватывающие процесс взаимодействия промышленного бизнеса с коренными народами в увязке с основными производственными процессами. Руководство предлагает четкий алгоритм действий на протяжении всего жизненного цикла проекта по угледобыче — от момента инициации проекта до ликвидации. Предлагаемые механизмы, основанные на сочетании особенностей производственных процессов предприятия, инструментов риск-менеджмента и учета мнений заинтересованных сторон, направлены на снижение финансовых издержек, которые могут возникнуть в случае конфликтов с местным населением.

Зоны конфликтов угледобывающих предприятий и КМН

При освоении недр, например при добыче каменного угля, территории лицензионных участков или их санитарно-защитные зоны могут полностью или частично совпадать с территориями традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включать места/территории, имеющие культурную и духовную значимость для КМН, что влечет угрозу утраты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Деятельность угледобывающих предприятий осложняется спецификой угледобычи, связанной с безальтернативностью размещения лицензионных участков (так как лицензионный участок определяется с учетом геологического залегания угольных пластов, сформированных самой природой). Поэтому местоположение лицензионного участка не может быть изменено, даже если затрагивает места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН.

Современное федеральное и региональное законодательство содержит множество действующих нормативно-правовых актов, отражающих вопросы учета традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Однако четкой регламентации действий угольных предприятий в данных нормах не наблюдается. Значительная часть вопросов, касающихся организации взаимодействия с общественностью и, в частности, с КМН, а также вопросов социальной ответственности предприятий в российском законодательстве не отражена либо имеет множество противоречий. Отсутствуют четкие механизмы учета традиционного образа жизни КМН при планировании и осуществлении деятельности угольных предприятий, соответствующие алгоритмы действий (корпоративные стандарты).

Таким образом, неурегулированное правовое поле создает конфликтную зону для промышленных предприятий и КМН, выражающееся в значительных финансовых потерях, социальной напряженности и негативном влиянии на жизнь коренных народов.

Практики взаимодействия

Тема эффективного диалога бизнеса и коренных малочисленных народов не нова. Опыт других стран (Америки, Австралии и т.д.) и международные стандарты показывают эффективность своевременного вовлечения КМН в разработку управленческих решений.

В России есть и свои успешные примеры. Так, в ряде регионов утверждены региональные законодательные требования, дополнительно обязывающие предприятия учитывать особенности защиты исконной среды обитания, обычаев и традиций КМН, традиционного образа жизни при планировании и реализации проектов по добыче (например, проведение этнологической экспертизы проектов). В России в энергетическом секторе имеется передовой опыт взаимодействия недропользователей с представителями КМН, например опыт составления планов содействия у «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (Сахалинская область) и планов взаимодействия у ОАО «Ямал СПГ» (Ямало-Ненецкий автономный округ). Интересна законодательная практика проведения этноэкспертизы в Республике Саха (Якутия) и заключения модельного соглашения недропользователей с субъектами права традиционного природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе. Однако все это — практика трехстороннего диалога «бизнес — КМН — власти».

Анализ лучших международных и российских практик взаимодействия недропользователей и КМН выявил ключевую проблему: нехватку информации об инструментах и механизмах взаимодействия как у бизнеса, так и у коренных народов. Информационный вакуум в условиях неурегулированного правового поля учета интересов КМН, который осложняет деятельность угледобывающих предприятий, восполняется в разработанных руководстве и стандарте.

Руководство для бизнеса

Руководство основывается на требованиях действующего федерального законодательства Российской Федерации, регионального (Кемеровская область) законодательства, а также ориентируется на требования международных документов и лучшие зарубежные и российские практики по организации социального диалога между бизнесом и КМН.

В основе руководства — непрерывное взаимодействие угольной компании и КМН в рамках жизненного цикла проекта угледобычи.

Эффективное взаимодействие базируется на пяти этапах учета интересов КМН:

  • информирование (своевременность, достаточность, доступность);
  • выявление мнений по существенным вопросам (опросы, обращения, жалобы, замечания, предложения и т.п.);
  • обсуждение выявленных мнений и возможных решений (личные встречи, консультации, сходы, слушания и т.п.);
  • учет мнений (внесение соответствующих корректировок в технические задания, графики, планы, программы и действия недропользователя);
  • обратная связь (донесение до КМН информации об учете или неучете мнений, предпринятых действиях, корректировках, итоговых версиях документов).

Для каждого этапа имеется разный набор методов, который не может быть стандартным для всех проектов, а варьируется в зависимости от выявленных заинтересованных сторон, степени влияния проекта на интересы затронутых сторон и окружающую среду. Подробное описание этапов учета мнения и методов прописаны в методическом пособии «Общественное участие: теория и практика взаимодействия заинтересованных сторон в развитии местного сообщества. Второе издание. ИнЭкА, Новокузнецк, 2012 г.» Электронная версия пособия бесплатно доступна по ссылке http://ineca.ru/download.php?projects/common/&mp_2012.pdf

Необходимо отметить, что применение руководства по взаимодействию с КМН, хоть и основано на требованиях законодательства РФ, не носит обязательного характера, но может таковым стать в случае закрепления обязательств по его применению в локальных правовых актах конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

Типовой корпоративный стандарт

«Типовой корпоративный стандарт для угледобывающих предприятий по взаимодействию с коренными малочисленными народами» является непосредственным инструментом для включения механизмов руководства в систему менеджмента предприятия. Для внедрения на конкретном предприятии его необходимо адаптировать к условиям и системе менеджмента и утвердить на уровне руководителя, а также разработать и утвердить соответствующие дополнительные внутренние документы предприятия по распределению полномочий и ответственности.

В результате угледобывающее предприятие будет иметь систему управления рисками, связанными с планированием и ведением деятельности по угледобыче в районах мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

К таким рискам могут быть отнесены финансовые риски (затраты на проектно-изыскательские работы и затраты на согласования и экспертизы), связанные с отказом от реализации проектов, в том числе прошедших Главгосэкспертизу, в связи с конфликтами с коренными малочисленными народами вследствие неучета их ценностей, священных мест, традиционных видов деятельности и обычаев.

Для предприятий, имеющих выход на внешние рынки либо кредитуемых зарубежными финансовыми организациями, особое значение также имеют имиджевые риски, поскольку они могут отразиться на стоимости акций либо на доверии кредиторов.

Общественные обсуждения

Разработанный проект руководства был вынесен на обсуждение с представителями КМН Кемеровской области (шорцами и телеутами) и представителями других коренных малочисленных народов из других регионов. На личных встречах телеуты и шорцы Кузбасса поделились имеющимся опытом по заключению соглашений с угольными компаниями. Были отмечены несовершенство правового регулирования обеспечения прав КМН на традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, сложности взаимодействия с угольными компаниями, актуальность и необходимость внедрения разработанного руководства.

На обсуждение с представителями угледобывающих предприятий Кузбасса был представлен не только проект руководства, но и проект типового корпоративного стандарта.

От участников обсуждений (КМН и угольных компаний Кемеровской области) было получено одобрение руководства, подтверждение всеми сторонами актуальности и правильности постановки проблемы, а также получено согласие относительно предложенного в руководстве алгоритма построения социального диалога. Также поступило много предложений по корректировке и детализации как терминологии, так и некоторых механизмов. Результаты проведенных обсуждений были учтены при доработке руководства и стандарта.

Региональный семинар

25 августа 2016 года в Новокузнецке будет проведен региональный семинар с целью презентации и обсуждения разработанных руководства и корпоративного стандарта. К участию приглашены представители угольных компаний и КМН, представители региональных и муниципальных органов власти Кемеровской области, представители проекта ПРООН и компании «ИнЭкА». Дополнительную информацию можно получить в «ИнЭкА»: http://www.ineca.ru, e-mail: ineca@ineca.ru, т./ф.: (3843) 72-05-80.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что данное руководство предусматривает интегрирование действий угледобывающих компаний по взаимодействию с коренными малочисленными народами с фактически осуществляемыми работами компаний на всех этапах жизненного цикла проекта деятельности по угледобыче — от замысла проекта до его завершения. Все заинтересованные стороны, принимавшие участие в обсуждении проекта руководства согласились с тем, что для достижения большей эффективности и предупреждения экономических, экологических и социальных рисков необходимо использование предложенных инструментов с самого начала жизненного цикла проекта — принятия решения о получении лицензии на недропользование.


2024-МАЙНИНГ