Майнингов много не бывает

Первая выставка-форум «Майнинг-2018» в Новосибирске


Юлианна Панкова, руководитель проекта, предваряя событие, объясняла его актуальность следующими словами:

— Мы выбрали принципиально новый формат проведения мероприятия: организуем тематические сессии с участием отраслевых ведомств, стран-участниц ЕАЭС. Параллельно с форумом на территории выставочного комплекса будет проходить выставка-демонстрация новейших технологий участников мероприятия.

Слова в наше время часто заменяют факты, и интернет-сообщения говорят о «примерно 100 стендовых участниках» «Майнинга», которых по факту было девять. Правда, угольной выставке отводился рядок в составе действительно глобальной экспозиции другого мероприятия — «Умный город», и в общем и целом было много народу и докладов.

 

Почему Новосибирск заинтересовался ведущей кузбасской отраслью, рассказал Сергей Семка, заместитель председателя регионального правительства:

— Необходимо понимать, что Новосибирская область не является традиционно угольным регионом. В советское время у нас работали две шахты, которые были закрыты в 90-е годы. По большому счету мы добывали антрацит в небольших объемах и лишь для нужд Новосибирского электродного завода. Сегодня же ситуация иная. С гордостью можно констатировать, что мы имеем совсем другие объемы, несопоставимые с советскими. Добывающая промышленность формирует порядка 10% валового регионального продукта от всех объемов обрабатывающих производств.

Представлены на территории Искитимского района Новосибирской области две компании: «Сибирский Антрацит» и «Разрез «Восточный». Первая позиционирует себя как ведущий в России и в мире производитель и экспортер высококачественного антрацита Ultra High Grade (UHG). Предприятие объединяет два угольных разреза, две обогатительные фабрики, развитую железнодорожную инфраструктуру. Для добычи и переработки антрацита применяется современное горное и обогатительное оборудование отечественных и зарубежных производителей.

— Участие в форуме — отличная возможность для нас заявить о себе, представить свою продукцию, с одной стороны, а с другой — познакомиться с новыми технологиями, новыми идеями в угледобывающей отрасли, — подчеркнул Сергей Коломников, заместитель генерального директора, главный инженер компании «Сибирский Антрацит».

«ВостокУголь», знакомый нам по рекордно быстрому успеху разреза «Кийзасский» в Кемеровской области, начал разрабатывать разрез «Восточный» в 2015 году. В 2016 году приступил к добыче антрацита. Для вывоза угля в 2016-м была введена в эксплуатацию собственная железнодорожная станция «Восточная» пропускной способностью до 5 миллионов тонн.

 

В анонсе мероприятия было заявлено об участии в нем представителей других ведущих угледобывающих предприятий ( в том числе из Кузбасса), но промышленники, как обычно, своей массовостью внимания не притягивали. Потому ученые и «сервисники» варились в собственном котле, с удовольствием изучая разработки друг друга, обсуждая их и дискутируя.

Остановимся на интересных экспозициях. Подразделение СУЭК в Хакассии год назад начало перерабатывать шины карьерных самосвалов в Черногорске. Шахта «Хакасская» планировалась к закрытию, и организация новой компании одним выстрелом убивала двух зайцев: решала вопрос с утилизацией изношенных покрышек своей горной техники и обеспечивала трудоустройством часть работников закрывающейся шахты.

В итоге шахту решили пока не закрывать, а новое производство все же запустили. Характерно, что оборудование полностью отечественного изготовления — производственную линию закупили в Новокузнецке.

Михаил Шинков, начальник нового цеха, поделился тонкостями технологии выпуска двух видов продукции. Во-первых, сами резиновые гранулы. Их используют в дорожном строительстве как компонент для приготовления асфальтового покрытия автодорог. Во-вторых, пористая резиновая плитка. Одной из первых площадок с таким защитным покрытием станет игровой городок во дворе школы №4 в Девятом поселке Черногорска. Недавно СУЭК подарила школе сам городок, а весной под его аттракционами смонтируют травмобезопасное резиновое покрытие из суэковской же резиновой плитки.

Что касается исходных задач по утилизации изношенных шин с основного производства (угледобычи), то мощность запущенного цеха достаточна, чтобы в течение года переработать все покрышки с разрезов и шахт СУЭК в Хакасии. Поэтому цех готов принимать в переработку шины и у других действующих в регионе угледобывающих компаний. Однако уже сейчас возникли сложности со сбытом продукции. Отсюда — участие в новосибирском мероприятии.

 

В работе форума приняла участие компания НПФ «Гранч», занимающаяся разработкой и производством средств автоматизации, связи и безопасности для горнодобывающей промышленности, представлявшая проект «Умная шахта».

Созданная компанией многофункциональная автоматическая система оперативного диспетчерского контроля и управления была впервые применена на шахте «Южная» в 2009 году. А в 2014-м часть комплекса «Умная шахта», ГОРНАСС, появилась уже на шахте «Талдинская-Западная-2». Нацеленное на безопасность оборудование позволяет диспетчеру на поверхности непрерывно наблюдать за местоположением шахтера с точностью до 20 метров, измеряет газовую обстановку вокруг каждого шахтера, передает ее на пульт диспетчера, подсказывает человеку правильные действия в зависимости от ситуации. Впрочем, с каждый годом проект обрастает возможностями, о чем его участники рассказывали каждому желающему.

 

Свои разработки на стендах продемонстрировали компания Putzmeister, специализирующаяся на бетонной технике, «СЖС Восток Лимитед» (Группа SGS), ООО «ММК-УГОЛЬ».

Современные технологии обогащения угля на форуме представили ученые компании «Гипроуголь», о современном оборудовании для флотации угля доложили представители «СибНИИуглеобогащения».

Дэвид Джованис, генеральный директор компании «Сомерсет Интернешнл Раша», на хорошем русском языке также рассказал об инновационных методах обогащения угля. Речь шла о технологии, которая улавливает и обезвоживает мелкие частицы угля. По заверению Дэвида Джованиса, в Северной Америке с использованием указанной технологии работает уже 10 обогатительных фабрик. Еще пять таких фабрик действуют в Австралии.

— Мы открыли производство в России с целью внедрения наших технологий обогащения в российскую угольную индустрию. Планируем договориться об установке трех таких систем: в Кемерове, Воркуте и Якутии, — заключил Джованис.

— Самым трудным в процессе переговоров будет правильное произношение слова «углеобогащение», — кулуарно признался житель Австралии.

 

Стенд ученых Томского политехнического университета (ТПУ) был представлен в рамках выставки «Умный город», но уголь в нем занимает достаточно места, чтобы тема была нам интересна. Алексей Головин, директор научно-технического центра «Интеллектуальные энергосистемы» рассказал о технологиях применения экологически и экономически перспективного топлива из твердых и жидких отходов для котельных и тепловых электростанций (ТЭС).

Такое топливо, получившее название «органоводоугольное», состоит из трех основных компонентов: низкосортных углей или отходов углеобогащения, различных отработавших индустриальных масел или отходов нефтепереработки, а также воды. Подобные топливные композиции дешевле энергетического угля. Их применение на практике должно решить ряд проблем, а именно: снизить концентрацию антропогенных выбросов угольных котельных и ТЭС, а также эффективно утилизировать не востребованные до настоящего времени промышленные отходы.

По этому направлению научный коллектив идет с 2013 года. В 2015-м Российский научный фонд (РНФ) поддержал заявку в рамках конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с привлечением молодых исследователей». Так, помимо сотрудников ТПУ, к коллективу присоединились двое молодых ученых из Кемерова и один из Красноярска.

— В 2016 году мы провели несколько тестовых испытаний на энергетическом котле малой мощности в Кемеровской области, — сказал Алексей Головин, — на примере разных составов ОВУТ удалось добиться устойчивого горения топлива в топке, а также зарегистрировать основные характеристики процесса — температурное поле, содержание СО, СО2, SOx, NOx в дымовых газах. Полученные результаты были использованы для разработки математической модели процесса и дальнейшего проведения теоретических исследований. Сейчас идет уже третий год реализации гранта РНФ, и мы планируем его продление еще на два года. Накопилось много идей, которые имеют практическую направленность и требуют научного обоснования. Конечно, многое зависит от решения фонда.

В перспективе мы планируем проведение натурных экспериментов на энергетических котлах. По нашим предположениям, полученные результаты станут основой для проведения опытно-конструкторских работ при разработке новых котлов или при модернизации существующих.

Аналог разрабатываемой технологии достаточно широко распространен в странах Европы (Италия, Германия) и Азии (Китай, Япония) по причинам ограниченности запасов полезных ископаемых, а также жестких требований к экологическим показателям ТЭС, функционирующих на органическом топливе. Например, в Китае уже более 20 котельных и ТЭС работают на суспензионных видах топлива.

В нашей стране, по оценкам специалистов, достаточно велики запасы жидких и газообразных углеводородов. Их конкурентные преимущества, характеризующиеся доступностью, развитостью системы трубопроводного транспорта, переработки, хранения, ограничивают практическое применение перспективных органоводоугольных технологий.

— Скорее всего, только государственные меры поддержки, например ужесточение требований к экологическим показателям угольных ТЭС, могут дать импульс развитию и востребованности новых технологий.

 

Как всегда, большое внимание было уделено теме безопасности на угольных предприятиях. Про практические разработки немного сказано выше, теперь — что волнует ученых. Александр Ордин и Александр Никольский, известные ученые из ИГД имени Н.А. Чинакала СО РАН, считают необходимыми государственные дотации шахтам, отрабатывающим свиту пластов по всем правилам горной науки и обеспечивающим тем самым безопасность горных работ.

— Этот вопрос следует поставить перед правительством РФ, — говорится в их докладе.

«В настоящее время на шахтах и разрезах Кузбасса, как правило, производится выборочная отработка наиболее благоприятных по горно-геологическим условиям залегания и наиболее ценных по качеству угольных пластов, приносящих владельцам горнодобывающих предприятий наибольший доход.

Выборочная отработка наиболее благоприятных пластов, оправдывая себя на первых порах и создавая владельцам шахт и разрезов сверхприбыли в начальный период эксплуатации, при дальнейшей разработке месторождения приводит к весьма негативным последствиям:

 подработке и разрушению вышележащих пластов, пригодных к отработке;

 преждевременной реконструкции и углубке шахты на нижние горизонты с соответствующим ухудшением технико-экономических показателей;

 списанию, а по сути дела, ликвидации балансовых запасов угля пластов с более сложными горно-геологическими условиями.

С целью предупреждения взрывов метана и повышения безопасности шахтеров необходимо изменить существующее горное законодательство, нормативную базу по охране недр и правила безопасности при эксплуатации угольных шахт», — уверены ученые. И выдвигают предложения.

Два дня работы мероприятия, не внеся особых открытий в развитие отрасли, показали лишь ее устойчивость и перспективность. К пустому делу интерес не рождается.

Лариса Филиппова