Оставить след. Не «наследить»

Тайга восстанавливает свой первозданный облик с помощью лесников и угольщиков


Лично мне угольные отвалы напоминают глубокие старческие морщины, избороздившие усталое лицо Земли. В этих местах земля похожа на изможденное, больное существо, так глубоки следы разрушительного воздействия стихий. И на этих крутых, отвесных склонах, изрытых и сморщенных, о, чудо — словно зеленые ленты, аккуратные сосенки.

Удивляешься: как же они держатся на этой, кажется, зыбкой почве? Как они цепляются за голую породу, на которой даже трава растет неохотно? Напрягши корни, чтобы не упасть... А ведь держатся, тянутся к солнцу, упрямо топорщат свои пушистые веточки! Есть на отвалах и годовалые сосенки, былиночки. В траве едва заметные, но и они выживают!

Глядя на противоборство живой и мертвой материи, понимаешь связь меж всеми нами — людьми, деревьями и крохотными земными травками. Не просто власть — владычество земли. Стремимся жить, победить небытие. А человек жаждет большего — оставить свой след. Причем не «наследить», а сотворить доброе, светлое, вечное.

Долго придется ждать, пока на месте работ Байдаевского разреза под Новокузнецком вырастет сосновый лес. Сейчас здесь «детский сад» — растут сосенки лет пяти, с трудом различимые среди побуревшего от осени бурьяна. Бросаются в глаза оранжевые ягоды облепихи, ими усыпаны невысокие кусты.

Высаживают сосну мечом Колесова. Одно движение — глубокая скважина готова, другое — сосенка уже на месте. Высаживают на крутых, осыпающихся склонах, работа тяжелая. В Новокузнецком лесхозе озеленяют таким образом около 50 гектаров. Темпы крайне низкие. Ведь в результате интенсивной эксплуатации угольных месторождений в Кузбассе нарушено около 100 тысяч гектаров земель.

— Мне вспоминается конец 70-х годов, когда вопрос рекультивации нарушенных земель был главным на совместном заседании бюро Кемеровского обкома КПСС и Кемеровского облисполкома, — вспоминает Анатолий Нищаков, заслуженный лесовод России, бывший начальник Кемеровского управления лесами. — Были даны конкретные задания предприятиям угольных отраслей, после чего темпы по рекультивации резко возросли. Именно в эти годы появились облепиховые плантации на Моховском, Грамотеинском, Листвянском и других угольных разрезах. В лесных питомниках специально выращивались деревья и кустарники. В объединении «Кузбассразрезуголь» было создано управление по горнотехнической рекультивации, построен совместно с управлением лесного хозяйства цех по переработке ягод облепихи в поселке Бабанаково города Белово. Население области и общественность широко поддержало эту акцию, люди с удовольствием пользовались плодами облепихи, а главное — в этих районах резко улучшилась экологическая обстановка. Многое с той поры изменилось в Кузбассе. Но проблема рекультивации по-прежнему актуальна.

Нужны опытные кадры

— В результате интенсивной промышленной деятельности, развития угледобычи на территории области наш регион сталкивается с проблемой восстановления нарушенных земель, — говорит Геннадий Липатов, начальник департамента лесного комплекса Кемеровской области. — Очевидно, что в регионе с высоким промышленным уровнем, создающим кризисную экологическую обстановку, особый акцент необходимо сделать на лесоразведении и обеспечить качество выполнения работ по рекультивации нарушенных угледобычей земель. В то же время, при проверке качества проведения работ по рекультивации в 2013-2015 годах, выявили случаи, когда из-за некачественного выполнения угольными предприятиями работ по рекультивации происходила массовая гибель посадок уже на следующий год после приемки работ. По ряду причин последствия этого практически неустранимы, в результате чего не происходит полного восстановления территорий после угледобычи и полноценного возвращения их в хозяйственный оборот.

Одной из причин некачественного проведения работ является их выполнение подрядными организациями, не имеющими квалифицированных специалистов. Низкая стоимость работ достигается за счет нарушения технологических требований к посадке, использования некачественного посадочного материала и за счет отклонения от проектных решений по рекультивации нарушенных земель.

В то же время лесхозы Кемеровской области специализируются на выполнении таких работ, имеют районированный стандартный посадочный материал, выращенный в лесных питомниках Кемеровской области, пригодный для проведения рекультивации нарушенных земель. В лесхозах работают опытные, высококвалифицированные работники лесного хозяйства.

— Необходимо как можно шире внедрять и использовать профессиональные знания и навыки работников лесного хозяйства, добиваясь с их помощью наивысшего качества лесной рекультивации. Этого можно достичь путем заключения договоров подряда предприятий угольной промышленности и энергетики на проведение вышеуказанных работ с автономными учреждениями Кемеровской области, специализирующимися на их выполнении, — комментирует Геннадий Липатов.

Экскурс в историю

В 2017 году исполнилось 70 лет с момента образования региональных органов управления лесным хозяйством. Авторитет и признание среди российских коллег кузбасские лесоводы получили благодаря разработке и внедрению передовых методов хозяйствования.

Наши специалисты первыми в стране вырастили кедр сибирский в питомниках и создали ценные посадки кедра на площади свыше 80 тысяч гектаров. Сейчас вся Россия выращивает кедр по нашим методикам. Из всех регионов мы первыми ввели и запрет на промышленную вырубку кедра. Для Кузбасса актуальна проблема рекультивации земель, нарушенных горными выработками. Их площадь по разным данным насчитывает до 100 тысяч гуектаров. Лесной рекультивацией кузбасские лесоводы начали заниматься в середине 60-х годов. Впервые в Сибири были проведены опытные посадки, осуществлен подбор древесно-кустарниковых пород и доказана возможность облесения бесплодных горных отвалов. Лесхозами было рекультивировано около 20 тысяч гектаров, из них 80% — лесная рекультивация.

Сознавая, насколько важно для промышленного Кузбасса поддержание стабильности в экологической обстановке, лесоводы не допустили снижения лесистости. Итогом работы лесоводов за 70 лет стало увеличение территории, покрытой лесом: с 79% в 1950 году до 94% в 2017 году. За 70 лет были восстановлены леса на площади более 1,5 миллиона гектаров, в том числе посажено более 400 тысяч гектаров. Получается, что каждый четырнадцатый гектар кузбасский лесов создан трудом кузбасских лесоводов. Как показывают материалы лесоустройства, бонитет леса — показатель его продуктивности стал выше. Лучшим показателем эффективности ведения лесного хозяйства служит положительная динамика лесного фонда. По данным, покрытая лесом территория в Кемеровской области в целом увеличилась.

Новейшие достижения науки тщательно анализировались и с успехом применялись на практике. Неоднократно лесхозы, лесничества и питомники области признавались лучшими в стране.

В результате принятых мер по восстановлению питомнического хозяйства Кемеровской области в 2008 году был возрожден старейший в Кемеровской области лесной питомник около деревни Харьков Лог (Ленинск-Кузнецкий район). Этот питомник, один из старейших и крупнейших в области, с 2000-х годов находился в заброшенном состоянии. Сейчас общая площадь питомника достигает 42 гектаров, площадь посевов — 10,91 гектара.

Кроме того, проделана большая работа по возрождению Анжерского питомника, площадь которого в настоящее время составляет 10,9 гектара, а на площади 3,5 гектара заложены школьные отделения из хвойных пород кедра, сосны и ели. В общей сложности возрожденное питомническое хозяйство производит 3 - 4 миллиона саженцев в год. Благодаря чему достигнута низкая себестоимость посадочного материала, что значительно снизило стоимость лесовосстановительных работ и привело к экономии бюджетных средств. Область практически полностью обеспечивает растущие потребности в посадочном материале для целей лесовосстановления.

Друзья леса

Воспитание бережного отношения к лесу — главная цель общественных акций с участием добровольцев, которые проводятся не только в городах, но и на участках угледобычи, подлежащих восстановлению. Традиционными стали акции по восстановлению земель, нарушенных угледобычей, на Калтанском угольном разрезе в Новокузнецком районе.

— Участие общественности в посадках — хорошая и добрая традиция, формирующая бережное отношение к одному из главных наших богатств — кузбасскому лесу. Добровольцы и работники Кузедеевского лесничества ежегодно высаживают тысячи сеянцев в рамках лесной рекультивации земель. За время работы разреза в рамках рекультивации здесь посажены леса на 500 гектарах, — рассказал Владимир Егоров, начальник территориального отдела департамента по Кузедеевскому лесничеству.

Кандидат биологических наук, заслуженный лесовод Российской Федерации Владимир Николаевич. Егоров был одним из тех, кто стоял у истоков лесной рекультивации. Будучи главным лесничим Новокузнецкого лесхоза, он внедрял в практику эффективный метод оздоровления отвалов — посадку устойчивых пород деревьев и кустарников. Сам метод предложил Леонид Прокопьевич Баранник, который впервые провел исследования по проблеме лесной рекультивации. В 1974 году он защитил диссертацию на эту тему. Результат научных исследований активно внедрялся в практику рекультивационных работ. Итоги этой работы сейчас можно увидеть на огромных площадях в Новокузнецком и Гурьевском лесничествах.

Опыт Междуреченска

Из новостей департамента. В Год экологии вопросам восстановления нарушенных угольщиками земель в Кузбассе уделялось особое внимание. Результаты работы по рекультивации участка открытых горных работ в районе Междуреченска показали журналистам и областному экологическому десанту.

Распадская угольная компания ЕВРАЗа привлекла для восстановления тайги Междуреченский лесхоз. Сейчас рекультивация на бывшем разрезе продолжается. Но то, что уже сделано, впечатлило экологическую общественность.

— Мы видим, что в посадках и пятилетней давности, и десятилетней давности приживаемость хвойных порород составляет порядка 90%. Это очень удачный результат, — отметила Марина Яковченко, заведующая кафедрой природообустройства и химической экологии Кемеровского государственного сельскохозяйственного института.

Отличные результаты проведенных работ объясняются просто. К их выполнению привлекли специалистов Междуреченского лесхоза.

— Мы находили на рекультивированных участках редкие краснокнижные растения. А это показатель того, что тайга успешно восстанавливается. Важно отметить, что лесхоз применяет большой ассортимент деревьев, больше, чем на других разрезах. Второе важное обстоятельство — применяется потенциально плодородный слой, и третье, существенно помогают работе лесников природные особенности этой местности, — отметил Юрий Манаков, заведующий лабораторией промышленной ботаники Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН, член Общественной палаты Кемеровской области.

С 2007 по 2012 год на участке, подлежащем восстановлению площадью 42,5 гектара, Междуреченский лесхоз высадил по 3 тысячи сосен и елей на каждом гектаре. Всего за пять лет специалисты посадили на нарушенных землях 127 500 сеянцев хвойных пород.

В этом и есть смысл рекультивации — вернуть природе то, что когда-то отняли. Тяжелая техника пришла в тайгу в 2003 году. За пять лет работы горняки подняли на-гора 1,5 миллиона тонн черного золота. Теперь когда-то угольная выработка вновь превращается в уютный уголок природы.

Татьяна Ярцева